Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

26.5. Пояснительная записка

26.5. Пояснительная записка.

26.5.1. Программа по родному (балкарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Программа по родному (балкарскому) языку обеспечивает возможность применения средств, релевантных для методической системы развивающего обучения: диктанты, лингвистические задачи, лингвистический эксперимент, метод языкового анализа, развивающая графическая наглядность, развивающие лингвистические игры, развивающие методы и приемы обучения, сочинения и изложения, упражнения на конструирование и переконструирование языкового материала, проектная деятельность. Реализация системно-деятельностного подхода предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения, а также создание условий для эффективного развития разных по уровню подготовки обучающихся.

Особое место в программе по родному (балкарскому) языку занимают межпредметные связи и организационные формы использования аутентичного материала в процессе изучения тех или иных явлений, что предполагает использование следующих видов межпредметного материала:

1) понятийно-терминологического, учитывающего общее содержание учебных предметов;

2) коммуникативно-речевого, проявляющегося в общности правописных навыков и речевых умений;

3) учебно-дидактического, нацеленного на использование неконтекстного и контекстного материала других наук на уроках родного (балкарского) языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих изучаемые языковые или речевые явления.

26.5.2. В содержании программы по родному (балкарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: первая содержательная линия представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения ("Речь и речевое общение", "Речевая деятельность", "Текст", "Функциональные разновидности языка"), вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц ("Общие сведения о языке", "Фонетика и орфоэпия", "Графика", "Морфемика и словообразование", "Лексикология и фразеология", "Морфология", "Синтаксис", "Культура речи", "Правописание: орфография и пунктуация"). В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы.

При изучении каждого раздела обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

26.5.3. Изучение родного (балкарского) языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к родному (балкарскому) языку как основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах балкарского литературного языка;

обучение владению родным (балкарским) языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения;

привлечение обучающихся к изучению наследия карачаево-балкарской культуры, вербализованной в национальной языковой картине мира.

26.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (балкарского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).