Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

69.9. Содержание обучения в 8 классе

69.9. Содержание обучения в 8 классе.

69.9.1. Тематическое содержание речи.

Взаимоотношения в семье и с друзьями. Внешность и характер человека, литературного персонажа. Досуг и увлечения, хобби современного подростка (чтение, кино, театр, музей, спорт, музыка). Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, физкультура, сбалансированное питание. Посещение врача. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы и отношение к ним. Посещение школьной библиотеки или ресурсного центра. Переписка со сверстниками. Виды отдыха в различное время года. Путешествия по России и иностранным странам. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Климат, погода. Стихийные бедствия. Условия проживания в городской или сельской местности. Транспорт. Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, Интернет). Родная страна и родной регион. Их географическое положение, столицы, население, официальные языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи). Выдающиеся люди родной страны и родного региона: ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены.

69.9.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов): диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника, диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением нормы речевого этикета. Объем диалога - до 7 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: - описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), - повествование-сообщение, выражение и аргументирование своего мнения по отношению к услышанному или прочитанному, изложение (пересказ) основного содержания прочитанного или прослушанного текста, составление рассказа по картинкам, изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, планов и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц. Объем монологического высказывания - 9 - 10 фраз.

Аудирование. При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная и невербальная реакция на услышанное, использование переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей. При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему, идею и главные факты, события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение выделять нужную (интересующую, запрашиваемую) информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста для аудирования - до 2 минут.

Смысловое чтение. Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему, основную мысль, выделять главные факты, события (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку или началу текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова. Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение находить прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации. Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев. Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), рассказ, отрывок из художественного произведения, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, меню, электронное сообщение личного характера, стихотворение. Объем текста для чтения - 350 - 500 слов.

Письменная речь. Развитие умений письменной речи: составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений, написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, излагать различные события, делиться впечатлениями, выражать благодарность, извинения, просьбу, запрашивать интересующую информацию, оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 110 слов, создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы или прочитанного, или прослушанного текста. Объем письменного высказывания - до 110 слов.

69.9.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи. Различение на слух слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа). Объем текста для чтения вслух - до 110 слов.

Графика, орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении, при вводных словах, обозначающих порядок мыслей и их связь. Пунктуационно правильно, в соответствии с нормами речевого этикета, оформлять электронное сообщение личного характера.

Лексическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в финском языке нормы лексической сочетаемости. Объем - 1050 лексических единиц для продуктивного использования (включая лексические единицы, изученные ранее) и 1250 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1050 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение.

Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры. Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.

Грамматическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций финского языка. Словосочетание. Структурные типы словосочетаний: субстантивные, адъективные, глагольные, наречные. Виды подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Основные коммуникативные типы простых предложений в современном финском языке: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий вопрос. Специальные вопросы с вопросительными словами. Альтернативный вопрос. Неполные вопросительные предложения. Классификация предложений по характеру предикативных отношений. Утвердительные и отрицательные предложения. Классификация предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения. Простое предложение. Основные структурно-семантические типы простых предложений в современном финском языке. Интранзитивное предложение. Транзитивное предложение. Посессивная конструкция. Экзистенциальное предложение. Результативная конструкция с транслативом. Результативная конструкция с элативом. Предикативное предложение. Предложения с семантикой состояния. Инклюзивная конструкция. Кванторное предложение. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Главное предложение, придаточное предложение. Синтаксические функции придаточных предложений. Придаточное предложение в функции подлежащего, определения, объекта, обстоятельства. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений в современном финском языке. Определенно-личные односоставные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Конструкция долженствования. Порядок слов в предложении. Предложения с прямым порядком слов, предложения с инверсией. Полные и неполные предложения. Члены предложения. Сказуемое, личная форма глагола в функции сказуемого простого предложения. Подлежащее, способы выражения подлежащего в современном финском языке. Существительное в функции подлежащего. Местоимение в функции подлежащего. Номинатив грамматического субъекта. Партитив грамматического субъекта. Придаточное предложение в функции субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе. Определение. Согласованное определение. Неизменяемые прилагательные в функции определения. Генитивное определение. Определение в форме внутренне- или внешне-местного падежа. Предикатив. Падеж предикатива: номинатив, партитив и генитив предикатива. Объект, падеж объекта. Аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных предложениях с императивом. Аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных неопределенно-личных предложениях. Аккузатив с окончанием (генитив). Аккузатив множественного числа (номинатив). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным. Партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в падежной форме объекта. Аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени. Предельные и непредельные глаголы в современном финском языке. Обстоятельство. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа. Обстоятельство, выраженное наречием. Обстоятельство, выраженное конструкциями с предлогами и послелогами. Обстоятельство в форме эссива и транслатива. Части речи. Именные части речи: существительные, прилагательные, местоимения, числительные. Глаголы. Наречия. Предлоги и послелоги. Союзы. Все типы склонения имен. Одноосновные и двухосновные имена. Гласная и согласная основа. Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Словоизменительные суффиксы в современном финском языке: формообразующие суффиксы и окончания. Показатель множественного числа в формах косвенных падежей. Партитив множественного числа. Генитив множественного числа. Множественное число внутренне-местных и внешне-местных падежей. Образование и использование форм эссива. Открытый и закрытый слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова. Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами. Сильная ступень чередования согласных в закрытом слоге перед долгим гласным. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Склонение указательных, вопросительных, относительных и неопределенных местоимений. Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Суперлатив. Склонение прилагательных в форме компаратива и суперлатива (ед. и мн. ч.). Все типы спряжения глаголов в современном финском языке. Образование форм презенса от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование форм простого претерита (имперфекта) от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование форм перфекта (утвердительных и отрицательных) от глаголов I - VI типов спряжения. Употребление форм перфекта в речи. Повелительное наклонение глаголов, императив (утвердительные и отрицательные формы 2 лица единственного и множественного числа). Образование форм презенса кондиционала от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование и склонение форм действительного и страдательного причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов I - VI типов спряжения. Образование утвердительных и отрицательных форм презенса неопределенного лица (финского "пассива") от глаголов I - VI типов спряжения. Употребление форм неопределенного лица в речи: в основном значении, в функции побуждения к действию. III инфинитив. Иллатив III инфинитива. Инессив III инфинитива. Элатив III инфинитива. Управление глаголов из списка лексического минимума. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже. Числительные. Количественные числительные (от 100 до 1000000) и их склонение. Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных. Предлоги и послелоги. Союзы.

69.9.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своего региона, основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в финнооязычной среде, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках тематического содержания. Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и использование лексико-грамматических средств с их учетом. Социокультурный портрет родной страны и Республики Карелия: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников, с особенностями образа жизни и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми). Осуществление межличностного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и своего региона. Соблюдение нормы вежливости в межкультурном общении. Знание социокультурного портрета родной страны и своего региона: символики, достопримечательностей, культурных особенностей (национальные праздники, традиции), образцов поэзии и прозы, доступных в языковом отношении. Развитие умений: кратко представлять Россию и Республику Карелия (культурные явления, события, достопримечательности), кратко рассказывать о некоторых выдающихся людях родной страны и своего региона (ученых, писателях, поэтах, художниках, музыкантах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения на финском языке (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут).

69.9.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, использование при говорении и письме перифраз, толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики. Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов. Использование в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.