Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

33.6. Содержание обучения в 5 классе

33.6. Содержание обучения в 5 классе.

33.6.1. Тематическое содержание речи.

Повторение пройденного (00000093.wmz). 1 сентября - День знаний. Знакомство с новыми обучающимися. Заполнение анкеты обучающегося личными данными. Повторение изученного на уровне начального общего образования материала. Устный рассказ о себе, друге, члене семьи (имя, возраст, место жительства, внешность, характер, предпочтения). Дом, квартира, мебель. 00000094.wmz. 00000095.wmz. Школа. Летние каникулы. Школьные принадлежности. Ученики в классе, школьные товарищи. Школьный день (расписание, учебные предметы, занятия на уроках и переменах). Лето, виды летнего отдыха. Природа, поход в лес за грибами и ягодами. Matk. Путешествие, туризм. Летние каникулы в деревне у бабушки и дедушки, помощь взрослым по хозяйству, рыбалка, грибная охота. Летний отдых на море. Лето в городе. Путешествие по Карелии. Sobad. Одежда. Выбор одежды в зависимости от погоды. Цвет и размер одежды. Женская и мужская одежда. Покупка одежды. Школьная форма. Традиционная вепсская одежда. Sebranik. Друг. Внешность и характер друга. День рождения друга с указанием даты, гороскоп, знаки Зодиака. Увлечения и хобби друга, свободное время, совместная деятельность. Tal'v. 00000096.wmz. Зима. Рождество. Зима в Карелии, зимняя погода. Природа зимой, звери и птицы в зимнем лесу. Зимние забавы. Календарные зимние праздники, Рождество. 00000097.wmz da lidn. Деревня и город. Жизнь в городе и за городом. Города и поселки на карте Карелии, Ленинградской и Вологодской области. История вепсской деревни Сарозеро. Петрозаводск - столица Карелии. Virantanaz. Вирантаназ. Вепсский эпос "Вирантаназ". Н.Г. Зайцева - создатель вепсского эпоса. Главные герои вепсского эпоса: Вир, Айра, Анни. Kanz. Семья. Семья, члены семьи: мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки. Внешность и характер членов семьи. Профессии родителей. Традиционная вепсская семья, вепсские традиции. Fater. Квартира. Современная квартира в многоэтажном доме: планировка, обстановка, бытовая техника. Устройство традиционного вепсского дома. Генеральная уборка в доме. Melentartused. Sport. Увлечения. Спорт. Виды спорта, спортивные соревнования. Знаменитые спортсмены России и Карелии.

33.6.2. Коммуникативные умения.

Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения собеседника), диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, запрашивать интересующую информацию. Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 5 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, вопросов, плана и (или) иллюстраций, фотографий. Объем монологического высказывания - 5 - 6 фраз.

Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное, при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты.

Смысловое чтение.

Развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания. Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме. Чтение таблиц и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа (диалог), рассказ, сказка, сообщение личного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица). Объем текста (текстов) для чтения - 180 - 200 слов.

Письменная речь.

Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днем рождения), заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений, написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения.

Объем сообщения - до 60 слов.

33.6.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: беседа (диалог), рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объем текста для чтения вслух - до 90 слов.

Графика, орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в вепсском языке нормы лексической сочетаемости. Объем изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования (включая 500 лексических единиц, изученных на уровне начального общего образования) и 675 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение.

Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций вепсского языка. Различные структурные типы словосочетаний (субстантивные, адъективные, глагольные, наречные) с учетом вида подчинительной связи: согласования, управления, примыкания. Основные коммуникативные типы простых предложений на основе моделей (речевых образцов): повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Общий вопрос, специальные вопросы с вопросительными словами, альтернативный вопрос. Неполные вопросительные предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Восклицательные предложения. Основные структурно-семантические типы простых предложений в вепсском языке на основе моделей (речевых образцов): интранзитивное предложение, транзитивное предложение, посессивная конструкция, экзистенциальное предложение, результативная конструкция с транслативом, результативная конструкция с элативом, предикативное предложение, предложения с семантикой состояния, кванторное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различных типов, сложноподчиненные предложения с придаточным в функции определения, в функции объекта, в функции обстоятельства. Различные типы односоставных предложений: определенно-личные односоставные предложения, обобщенно-личные предложения, безличные предложения.

Личные формы глагола в функции сказуемого простого предложения, модальные глаголы в составе сказуемого. Существительное, местоимение в функции подлежащего. Номинатив и партитив грамматического субъекта. Придаточное предложение в функции субъекта. Согласование подлежащего и сказуемоего в лице и числе. Различные типы определений: согласованное определение, генитивное определение. Номинатив, партитив и генитив предикатива. Объект в различных падежных формах: аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом, аккузативе с окончанием (генитиве), аккузативе множественного числа (номинативе). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным, партитив объекта в отрицательных предложениях. Аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа, обстоятельство, выраженное наречием, конструкциями с предлогами и послелогами, обстоятельство в форме эссива и транслатива. Падежные формы существительных и прилагательных, относящихся к различным типам склонения, одноосновные и двуосновные имена. Формы множественного числа существительных, прилагательных, местоимений в номинативе и косвенных падежах. Падежные формы именных частей речи: партитив множественного числа, генитив множественного числа, формы множественного числа внутренне-местных и внешне-местных падежей. Формы эссива, комитатива. Различные местоимения с учетом особенностей их склонения по падежам и числам: указательные, вопросительные, относительные, определительные местоимения. Различные формы склонения указательных, вопросительных, относительных, определительных местоимений. Степени сравнения прилагательных: компаратив, суперлатив. Формы простого претерита (имперфекта) глаголов (утвердительные и отрицательные формы). Формы повелительного наклонения глаголов, императива (утвердительные и отрицательные формы единственного и множественного числа). Формы презенса, имперфекта возвратного спряжения. Формы 1 и 2 причастий актива, формы причастия пассива. Формы иллатива, инессива, элатива III инфинитива. Глаголы вепсского языка с учетом их управления. Формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1000000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение. Различные предлоги и послелоги. Различные союзы.

33.6.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании). Знание социокультурного портрета родной страны и Республики Карелия: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года и других), с особенностями образа жизни и культуры вепсов. Формирование умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на вепсском языке, правильно оформлять свой адрес на вепсском языке (в анкете, формуляре), кратко представлять Россию и Республику Карелия, кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и Республики Карелия (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).

33.6.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование при формулировани собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.