Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

101.5. Пояснительная записка

101.5. Пояснительная записка.

101.5.1. Программа по родной (карачаевской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

101.5.2. Специфика учебного предмета "Родная (карачаевская) литература" определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры. Изучение родной (карачаевской) литературы приобщает обучающихся к нравственно-эстетическим ценностям карачаевского народа, формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее миропонимание и национальное сознание.

101.5.3. Изучение родной (карачаевской) литературы предполагает ознакомление с литературными направлениями, творчеством карачаевских писателей в процессе анализа конкретных произведений (раскрытие идейно-художественного содержания произведения, авторского замысла, характеристика персонажей), изучение историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий. В ходе изучения родной (карачаевской) литературы обучающиеся осваивают умения целостного восприятия и понимания художественного произведения, умений анализировать и толковать художественный текст, грамотно, логично, образно излагать свою точку зрения на родном (карачаевском) языке (устно или письменно).

101.5.4. Содержание программы по родной (карачаевской) литературе включает произведения родной (карачаевской) литературы, представляющие высокую художественную ценность, совершенные в эстетическом и языковом отношении, содержание которых соответствует культурно-историческим традициям карачаевской литературы, возрастным и психологическим особенностям обучающихся на уровне основного общего образования. Включенные в программу по родной (карачаевской) литературе произведения родной (карачаевской) литературы отражают базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, семейные ценности, труд и творчество, искусство и литература, духовность, что способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межнационального общения.

101.5.5. Содержание учебного предмета в 5 - 6 классах обеспечивает постепенный переход от литературного чтения на родном (карачаевском) языке к родной (карачаевской) литературе. Изучение произведений родной (карачаевской) литературы на данном этапе формирует представления о специфике литературы как искусства слова, развивает умения осознанного чтения и понимания карачаевского литературного языка, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и стилей.

Содержание учебного предмета в 7 - 9 классах представлено в разделах согласно периодам развития карачаевской литературы. Хронологическая система построения программы по родной (карачаевской) литературе на данном этапе способствует формированию у обучающихся представлений о последовательности развития карачаевского литературного процесса. Перед обучающимися ставятся задачи совершенствования умений анализа художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

101.5.6. Программа по родной (карачаевской) литературе тесно связана с другими учебными предметами: карачаевским языком, историей, географией, обществознанием, музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой.

101.5.7. В содержании программы по родной (карачаевской) литературе выделяются следующие проблемно-тематические блоки:

5 - 6 классы: "Карачаево-балкарский фольклор", "Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях", "Уроки нравственности", "Природа Кавказа в поэтических и прозаических произведениях", "Сквозь огонь войны прошедшие", "Трагические страницы депортации".

7 - 9 классы: "Фольклор", "Нартский эпос", "Литература древнего периода", "Литература XVIII - XIX веков", "Литература периода "пробуждения", "Литература XX века".

101.5.8. Изучение родной (карачаевской) литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной (карачаевской) литературе и культуре;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявление в произведениях конкретно-исторического содержания.

101.5.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (карачаевской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).