Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

74.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (черкесскому) языку на уровне основного общего образования

74.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (черкесскому) языку на уровне основного общего образования.

74.11.1. В результате изучения родного (черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (черкесском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (черкесском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

74.11.2. В результате изучения родного (черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

74.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

74.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

74.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

74.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (черкесском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

74.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

74.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

74.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

74.11.3. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

владеть основными правилами правописания, понятиями синтаксиса и пунктуации;

сравнивать предложение и словосочетание, описывать их сходство, различие, различать, сравнивать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, нераспространенные и распространенные предложения;

находить грамматическую основу предложения;

различать и составлять распространенные, нераспространенные предложения;

выделять второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;

находить в предложении однородные члены, ставить знаки препинания при однородных членах;

находить в тексте простое предложение, проводить синтаксический разбор простого предложения;

составлять самостоятельно предложения с обращениями;

составлять предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

составлять монолог и диалог в письменной форме;

ориентироваться в структуре текста, делить текст на смысловые части, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), делить текст на абзацы, устанавливать связи между частями текста, находить ключевые слова, определять виды связи предложений в тексте;

владеть основными понятиями фонетики, понимать смыслоразличительную функцию звука, распознавать гласные и согласные: абруптивные, лабиализованные, сонорные, проводить фонетический анализ слова;

соблюдать правила правописания разделительных ъ и ы;

делить слова на слоги, ставить ударение в слове, соблюдать правила переноса слов;

употреблять основные понятия лексикологии, понимать различие лексического и грамматического значений слова, употреблять их в речи;

различать и употреблять в речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, исконно черкесские и заимствованные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, устаревшие и новые слова, интернационализмы, выявлять особенности произношения слов, заимствованных из русского языка, работать с черкесским толковым словарем;

находить в тексте фразеологические обороты, отличать крылатые выражения и фразеологизмы от пословиц и поговорок, работать с фразеологическим словарем;

применять изученные правила речевого этикета в общении;

понимать морфему как значимую единицу языка, роль морфем в процессах формообразования и словообразования, распознавать морфемы (корень, основу слова, префикс, суффикс и окончание слова);

образовывать разные слова от одного корня при помощи аффиксов, распознавать однокоренные слова, различать словообразующие и формообразующие морфемы, выполнять морфемный разбор слова;

применять правила правописания гласных букв ы и э в словообразовательных префиксах, падежных окончаний -у (-уэ), префиксов зы- (зэ-);

применять правила правописания буквы а со значением звука [э], правильно писать й в конце слова;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов, пользоваться словообразовательными словарями.

74.11.4. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

соотносить понятия "язык" и "речь";

создавать тексты в разных стилях (научном, официально-деловом, публицистическом, художественном, разговорном), формулировать тему текста;

использовать основные способы образования слов в черкесском языке, основные выразительные средства словообразования;

использовать основные понятия грамматики, морфологии, характеризовать самостоятельные, служебные части речи, междометия;

характеризовать имя существительное как часть речи, определять его грамматические признаки (число, падеж, отсутствие категории рода), синтаксическую роль, распознавать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать их;

распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе, правильно использовать падежные формы имен существительных определенного и неопределенного склонений, склонять собственные имена существительные и существительные с определительным словом, проводить устный и письменный морфологический разбор имени существительного;

распознавать имя прилагательное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать относительные и качественные имена прилагательные, степени сравнения имен прилагательных, правильно использовать падежные формы имен прилагательных;

соблюдать правила правописания прилагательных, заимствованных из русского языка и сложных прилагательных, выявлять способы и средства словообразования имен прилагательных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;

распознавать числительное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать количественные, порядковые, дробные, разделительные числительные, определять слитное и раздельное написание числительных, числительные простые, сложные и составные, правильно использовать падежные формы имен числительных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени числительного;

распознавать местоимение как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи, распознавать разряды местоимений (личные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные, определенные, неопределенные), правильно склонять местоимения различных разрядов, проводить устный и письменный морфологический разбор местоимения.

74.11.5. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

использовать сведения из истории черкесской графики о попытках создания черкесской письменности в дореволюционный период, о первых книгах на черкесском языке, о создании современной письменности;

распознавать глагол как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, выделять исходную основу глагола, образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов, изменять глаголы по лицам, числам, различать именное спряжение и глагольное спряжение;

образовывать и употреблять в речи глаголы изъявительного, повелительного, желательного, вопросительного, условного, уступительного, условно-сослагательного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;

образовывать и употреблять в речи возвратные глаголы;

характеризовать способы словообразования глаголов в современном черкесском языке, проводить устный и письменный морфологический разбор глагола;

распознавать причастие по его грамматическим признакам, выделять глагольные признаки и признаки прилагательных у причастий, различать действительные и страдательные причастия, выявлять обстоятельственные причастия, их образование;

выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова, употреблять причастия и причастные обороты в речи в соответствии с нормами черкесского языка, проводить устный и письменный морфологический разбор причастий;

распознавать деепричастие по его грамматическим признакам, употреблять деепричастия и деепричастные обороты в речи в соответствии с нормами черкесского языка, расставлять знаки препинания при деепричастном обороте, выделять признаки глагола и наречия у деепричастия, проводить устный и письменный морфологический разбор деепричастий;

распознавать наречие как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, определять группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели, правильно употреблять наречия в речи, выражать наречием различные обстоятельственные значения;

образовывать наречия от существительных, прилагательных, местоимений, числительных;

проводить морфологический разбор наречий;

распознавать послелоги и использовать их в речи, определять синтаксическую роль послелогов в предложении, различать разряды послелогов, проводить морфологический разбор послелогов;

распознавать союз как служебную часть речи и определять назначение союзов в речи, распознавать сочинительные и подчинительные союзы, простые, сложные и составные союзы, соединительные, разделительные и противительные, употреблять союзы в соответствии с их стилистическими особенностями в устной и письменной речи, проводить морфологический разбор союзов;

распознавать и использовать частицы в речи, различать разряды частиц по значению, соблюдать правописание частиц -щэ, -тIэ, проводить морфологический разбор частиц;

распознавать междометия и звукоподражательные слова и правильно использовать их в речи, ставить дефис в междометиях, расставлять запятые и восклицательный знак при междометиях, выделять интонационно междометия в речи, проводить морфологический разбор междометий.

74.11.6. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

находить в тексте словосочетания, определять главное и зависимое слово, способ связи слов в словосочетании, отличать словосочетание от предложения, проводить синтаксический разбор словосочетания;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, устанавливать верный порядок слов в предложении, ставить логическое ударение;

различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать простые глагольные и простые именные сказуемые, составные глагольные и составные именные сказуемые, характеризовать способы выражения подлежащего;

выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, распознавать в тексте прямое и косвенное дополнение;

распознавать определение, способы выражения определений, различать согласованное и несогласованное определение, различать приложение как разновидность определения, расставлять знаки препинания при приложении;

распознавать в тексте обстоятельства, их основные значения и способы выражения, различать обстоятельства места и времени, образа действия, цели, причины, меры и степени;

моделировать односоставные и двусоставные предложения разных типов и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;

сопоставлять и разграничивать предложения определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения, находить в тексте неполные предложения, проводить синтаксический разбор односоставных и двусоставных предложений;

разграничивать однородные и неоднородные члены, находить в тексте однородные члены предложения, в том числе связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией, находить сочетание сказуемого с однородными подлежащими, употреблять обобщающие слова при однородных членах предложения, соблюдать правила пунктуации, проводить синтаксический разбор предложений с однородными членами;

понимать основные функции обращения, различать обращение нераспространенное и распространенное, правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями;

различать вводные слова и члены предложения, пользоваться вводными словами в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания, соблюдать интонацию и пунктуацию в предложениях с вводными словами;

распознавать предложения с обособленными и уточняющими членами;

различать обособленные обстоятельства, определения и приложения, дополнения, уточняющие члены предложения;

расставлять знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения;

проводить синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

74.11.7. Предметные результаты изучения родного (черкесского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

распознавать способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, строить предложения с прямой речью, правильно расставляя знаки препинания, применять способы преобразования прямой речи в косвенную, составлять диалог с прямой и косвенной речью;

различать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания;

классифицировать сложные предложения на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные;

различать в предложении подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения, находить указательные слова в главном предложении, различать придаточные предложения и причастный оборот;

конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам, различать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте, анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений разных видов, различать сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными;

выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, понимать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений, использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;

разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, проводить синтаксический разбор сложного предложения;

излагать историю черкесской письменности, описывать процесс формирования черкесского литературного языка;

соблюдать нормы черкесского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.