Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

143.5. Содержание обучения в 7 классе

143.5. Содержание обучения в 7 классе.

143.5.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Взаимоотношения в семье и с друзьями. Семейные праздники.

Внешность и характер человека (литературного персонажа). Молодежная мода.

Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, театр, музей, спорт, музыка).

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, сбалансированное питание. Посещение врача.

Покупки: одежда, обувь.

Школа, школьная жизнь, школьная форма, школьные кружки. Переписка с иностранными сверстниками.

Каникулы в различное время года. Виды отдыха.

Путешествия по России и иностранным странам.

Природа: дикие и домашние животные. Климат, погода.

Родной город (село). Транспорт.

Средства массовой информации (телевидение, журналы, Интернет).

Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое положение, столицы, население, официальные языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи).

Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка: ученые, писатели, поэты.

143.5.2. Виды речевой деятельности.

143.5.2.1. Говорение.

В 7 классе формирование и совершенствование устно-речевых умений и навыков обучающихся на французском языке продолжается как в хорошо знакомом им диалоговом режиме, так и через создание ими более развернутых, чем в 6 классе, монологических высказываний.

Коммуникативные умения диалогической речи осуществляются в следующих формах:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение и отказываться от предложения собеседника;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи для 5 - 7 классов с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка.

Объем диалога - до 4 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование (сообщение);

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) текста;

краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц.

Объем монологического высказывания - 7 фраз.

143.5.2.2. Аудирование.

В 7 классе обучающиеся продолжают совершенствовать свои умения по восприятию на слух французской речи.

Предъявление обучающимся материала, предназначенного для восприятия на слух, осуществляется:

при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное;

при опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием общего содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты.

143.5.2.3. Смысловое чтение.

На уровне основного общего образования в 7 классе концепция взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности претерпевает некоторые изменения. Особое внимание в процессе обучения французскому языку уделяется работе с письменным источником информации (текстом), содержание которого служит основой для развития устной и письменной речи.

Степень аутентичности используемого текстового материала на данном этапе возрастает, поэтому обучающиеся более серьезно и обстоятельно совершенствуют свои умения в чтении.

Более углубленное обучение всем стратегиям чтения может происходить на примере одного и того же текста, или на разных текстах (на усмотрение учителя).

Для того чтобы воспринять логику повествования, обучающиеся должны научиться видеть организационную структуру текста. Для этого они овладевают некоторыми основными строевыми элементами или связующими словами, отражающими временные, причинно-следственные и другие связи между отдельными фактами или действиями (mais, cependant, 00008280.wmz cause de, 00008281.wmz 00008282.wmz, de plus, en outre, ainsi, donc, enfin и другие).

Умение различать смысловую структуру текста развивается на базе художественных (фабульных) текстов, адресованных непосредственно обучающимся. Все компоненты сюжета художественного текста (экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка) способствуют правильной направленности его понимания при чтении.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием общего содержания текста предполагает умение определять тему (основную мысль), главные факты (события), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу текста), последовательность главных фактов (событий), умение игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова.

Чтение с пониманием нужной (запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию.

Чтение с полным пониманием предполагает полное и точное понимание информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), отрывок из художественного произведения, в том числе рассказа, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, диаграмма).

Объем текста (текстов) для чтения - до 200 слов.

143.5.2.4. Письменная речь.

В 7 классе обучающиеся продолжают овладевать умением связной письменной речи на французском языке. Они представляют в письменной форме какое-либо событие из собственной жизни: рассказ о проведенных каникулах или отдельный эпизод, повествование о повседневных занятиях в форме личного дневника, впечатления о путешествии в форме дружеского письма и другие. Письменный текст, представляющий собой чередование и смену событий, составляющих основу повествования, должен быть структурно и содержательно связным. Логические коннекторы (связующие элементы) речи обеспечивают целостность порождаемого текста.

Повествование, то есть устное сообщение о ряде последовательных действий, событий, перемежается с такими функционально-смысловыми типами речи, как описание и рассуждение. Обучающийся уже не просто повествует, он выражает свое отношение к тому или иному событию, оценивает, аргументирует, сопоставляет события. Элементы описания и рассуждения становятся на уровне основного общего образования составной частью письменного высказывания обучающихся.

Развитие умений письменной речи:

списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

составление плана прочитанного текста;

заполнение анкет и формуляров, сообщать о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, адрес, увлечения) в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка (объем письма - до 75 слов);

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы (объем письменного высказывания - до 75 слов).

143.5.3. Языковые навыки и умения.

143.5.3.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующих понимание текста.

Тексты для чтения вслух: диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера.

Объем текста для чтения вслух - до 80 слов.

143.5.3.2. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране (странах) изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера.

143.5.3.3. Лексическая сторона речи.

Обогащение лексического запаса обучающихся непосредственно связано с развитием умений иноязычного говорения и понимания устного и письменного источника информации.

Формирование лексических навыков в 7 классе осуществляется путем обеспечения частого употребления новых и ранее пройденных лексических единиц в неречевых и речевых упражнениях на основе текста и в связи с ним. Большая часть лексических упражнений направлена на работу с изолированным словом (подбор синонимов, антонимов, поиск ключевых слов, ассоциативный вызов слова, употребление его в устойчивых и свободных словосочетаниях). Особое внимание уделяется умению сочетать лексические единицы между собой и работе со словом в его текстовых связях. Активизируется употребление коннекторов речи, слов и словосочетаний, обеспечивающих логику и связность устных и письменных высказываний.

Распознавание в устной речи и письменном тексте 650 лексических единиц и правильное употребление в устной и письменной речи 600 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи:

изученных лексических единиц, синонимов, антонимов и наиболее частотных фразовых глаголов;

различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания (d'abord, ensuite, encore, donc и других);

распознавание и образование родственных слов с использованием аффиксации:

имен прилагательных с помощью суффиксов -al/-ale;

глаголов, имен существительных, имен прилагательных и наречий с помощью отрицательных префиксов -in/im-, 00008283.wmz-/00008284.wmz-;

распознавание и образование сложных существительных путем словосложения:

существительное + существительное (00008285.wmz);

существительное + предлог + существительное (00008286.wmz);

прилагательное + существительное (00008287.wmz);

глагол + местоимение (rendez-vous);

глагол + существительное (passe-temps);

предлог + существительное (sous-sol).

143.5.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи:

образование, распознавание и употребление в устной и письменной речи plus-que-parfait (предпрошедшего времени);

образование, распознавание и употребление в устной и письменной речи futur simple (будущего простого времени);

употребление предлогов 00008288.wmz и de;

согласование времен в косвенной речи (concordance des temps dans le discours indirect);

употребление неопределенного местоимения tout;

согласование глагольных времен при косвенном вопросе (concordance des temps dans l'interrogation indirecte);

употребление глагольных времен после si условного и после si, вводящего косвенную речь (emploi des temps 00008289.wmz si);

употребление предлога "de" после слов и выражений, обозначающих количество;

употребление местоимения "en";

образование и употребление деепричастия несовершенного вида (00008290.wmz);

образование и употребление прошедшего законченного времени (00008291.wmz simple).

143.5.4. Социокультурные знания и умения.

Социокультурная и страноведческая составляющая процесса обучения французскому языку обогащается за счет расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний и за счет новой тематики и проблематики речевого общения. Обучающиеся развивают свою когнитивную (познавательную) компетенцию. Они узнают много новой информации культурологического характера о Франции и других франкоговорящих странах.

Расширяя свой диапазон страноведческих и лингвострановедческих знаний, обучающиеся разнообразят содержательную сторону общения со своими франкоязычными сверстниками, постепенно снимают трудности понимания, связанные с фоновыми знаниями, без которых межкультурная коммуникация может быть затруднена.

Обучающиеся развивают свое умение представлять Россию, некоторые культурные явления и традиции своей страны, наиболее известные достопримечательности и выдающихся людей (ученых, писателей, спортсменов и других людей).

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в стране (странах) изучаемого языка в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе "В городе", "Проведение досуга", "Во время путешествия").

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (основные национальные праздники, традиции в питании и проведении досуга).

Социокультурный портрет родной страны и страны (стран) изучаемого языка: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года, Дня матери и других праздников), с особенностями образа жизни и культуры страны (стран) изучаемого языка (известными достопримечательностями; некоторыми выдающимися людьми), с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы для подростков на французском языке.

Развитие умений:

писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на французском языке;

правильно оформлять свой адрес на французском языке (в анкете);

правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка;

кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка: некоторые культурные явления (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании), наиболее известные достопримечательности, выдающихся людей (ученые, писатели, поэты, спортсмены и другие).

143.5.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики.

Переспрашивание, просьба повторить, уточняя значение незнакомых слов.

Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.