Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

94.10. Содержание обучения в 9 классе

94.10. Содержание обучения в 9 классе.

94.10.1. Введение.

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

94.10.2. Письменные произведения бурятского народа XVIII - XIX веков.

Просветительская деятельность у бурят (обзор). Просветительская деятельность Я.А. Болдонова, А.В. Игумнова, М. Махусаева, Б. Норбоева, Ц. Онгодова, Н.С. Болдонова, Р. Номтоева, Цэдэнжаб Сахарова, М.Н. Хангалова, Г. Цыбикова и других. Влияние выдающихся русских ученых О.М. Ковалевского, Г.Н. Потанина и других на развитие науки и образования у бурят. Научная деятельность Д. Банзарова.

94.10.3. Из родной (бурятской) литературы I половины XX века.

Мyнхэ Сарьдаг (Б.Ц. Найдаков). Жизнь и творчество (обзор). Критическая деятельность. "Саяандаа" ("Саянам"). Ощущение разлада лирического героя с окружающей средой, выражение боли и сострадания за родную природу.

00005792.png

Теория литературы. Ритм стихотворения (углубление понятия).

Ц.Г. Галсанов. Жизнь и творчество (обзор). Переводческая деятельность поэта. Темы, жанры лирики Галсанова. Стихотворения о героизме, мужестве, природе "Табан таанараа магтанам" ("Хвалю вас пятерых"), "Хэнгэргэ" ("Кынгерга").

94.10.4. Из родной (бурятской) литературы II половины XX века.

Д.О. Батожабай. Жизнь и творчество (обзор). "Багшашни хэн бэ?" ("Кто твой учитель?"). Жизнь - реальная основа повести. Смысл названия. Нравственное, этическое, эпическое и лирическое в произведении, образы.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Художественная деталь (развитие представлений).

Н.Г. Дамдинов. Жизнь и творчество (обзор). "Декабристын бэhэлиг" ("Кольцо декабриста"). Показ в драме судьбы декабристов, сосланных в Бурятию. Поэтическое изображение подвига исторической личности Николая Бестужева, декабриста, ученого, художника. Развитие характера главного героя драмы - Н.А. Бестужева. Братское содружество русских и бурят.

Теория литературы. Стихотворная драма (развитие представлений).

Ц.Р. Галанов. Жизнь и творчество (обзор). "Саран хyхы" ("Северомуйская легенда"). Национально-патриотический пафос повести. Сюжет, художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героев. Тема геройства в жанре повести. Роль устного народного творчества в сюжете, композиции произведения.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

00005793.png

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия).

Ц.Д.Х. Хамаев. Жизнь и творчество (обзор). "Ута намарай сэсэг" ("Цветок поры осенней"). Человек и природа, жизнь и смерть, взаимоотношения отцов и детей в повести.

Д.-Д. Мункоев. Жизнь и творчество (обзор). "Эхэ тухай дуун". Выражение в произведении сокровенных чувств к матери.

Теория литературы. Лирическая проза (развитие представлений).

М.М. Осодоев. Жизнь и творчество (обзор). Повесть "Ууган хyбyyн" ("Старший сын"). Нравственная сила подвига Владимира Бильдушкинова, пограничника, павшего смертью храбрых при защите рубежей Родины на острове Даманском. Жизненный путь героя, формирование характера, приобщение к миру взрослых.

Теория литературы. Документальная повесть (развитие представлений).

Б.Ш. Шойдоков. Жизнь и творчество (обзор). Писатель-фронтовик. "Дайсанай ара талада" ("В тылу врага"). Изображение ратного подвига бурятских воинов на фронтах Великой Отечественной войны. Духовная и нравственная красота героев.

Теория литературы. Роман (развитие представлений).

Б.Ш. Эрдынеев. Жизнь и творчество (обзор). "Хазаар хара hахал" ("Черная борода"). Изображение народных характеров и нравов. Система персонажей комедии. Мастерство драматурга. Национальный материал, национальный колорит.