Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

95.5. Пояснительная записка

95.5. Пояснительная записка.

95.5.1. Программа по родной (вепсской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

95.5.2. Программа по родной (вепсской) литературе позволит учителю:

определить в процессе обучения цели, содержание, стратегии обучения, пути формирования духовно развитой личности посредством изучения родной (вепсской) литературы;

определить этапы обучения, его структуру, структурировать планируемые результаты обучения.

95.5.3. Вепсы относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Вепсский язык принадлежит к числу младописьменных языков с прерванной письменной традицией.

95.5.4. Основу содержания программы по родной (вепсской) литературе составили произведения художественной литературы на вепсском языке, в которых поднимаются вечные вопросы добра и зла, жестокости и сострадания, великодушия, милосердия, прекрасного в природе и человеческой жизни. При отборе произведений для обязательного изучения учитывались их художественная ценность, выражение в них социальнозначимых, общечеловеческих ценностей и идеалов, место произведения в истории вепсской литературы.

95.5.5. Освоение программы по родной (вепсской) литературе на уровне основного общего образования основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами вепсского литературного языка.

95.5.6. Специфика учебного предмета "Родная (вепсская) литература" определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), изучающей это искусство. В ходе изучения родной (вепсской) литературы формируется духовно богатая, гармонически развитая личность с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

95.5.7. Программа по родной (вепсской) литературе обеспечивает наличие межпредметных связей с родным (вепсским) языком, русским языком, историей, литературой, литературой других народов Российской Федерации и финно-угорской зарубежной литературой.

95.5.8. В содержании программы по родной (вепсской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество, вепсская литература 1930-х годов, вепсская литература 1940 - 1980-х годов, вепсская литература 1991 - 2020-х годов, теория литературы.

95.5.9. Изучение родной (вепсской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении литературных произведений на родном (вепсском) языке;

формирование понимания образной природы искусства слова, умений читать, анализировать художественный текст, сопоставлять вепсские литературные произведения с произведениями русской литературы, литератур народов России, а также мировой литературы;

совершенствование устной и письменной речи обучающихся (ведение диалога, дискуссии, аргументация собственного мнения, создание устного и письменного высказывания).

95.5.10. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (вепсской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).