Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

44.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне основного общего образования

44.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне основного общего образования.

44.11.1. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на коми языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на коми языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли коми языка как государственного языка Республики Коми;

проявление интереса к познанию коми языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народа коми в контексте учебного предмета "Государственный (коми) язык Республики Коми";

ценностное отношение к коми языку, к достижениям своей Родины - России, Республики Коми, к науке, искусству, спорту, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России и республики, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям коми народа.

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков;

свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

понимание эмоционального воздействия искусства;

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

осознание важности коми языка как средства коммуникации и самовыражения;

понимание роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде в процессе языкового образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на коми языке;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, класса, образовательной организации, города, республики) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее.

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

44.11.2. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

44.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;

проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

44.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования,

корректировать принимаемые решения и действия.

44.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (тексты, таблицы, схемы);

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами и иной графикой в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию;

овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

44.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устной речи и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

44.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации, проводить выбор и брать ответственность за решение.

44.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;

понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения;

оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

44.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

44.11.3. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 5 классе.

44.11.3.1. Коммуникативные умения.

44.11.3.1.1. Говорение.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи для 5 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 6 - 7 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 5 класса (объем монологического высказывания - 6 фраз с использованием распространенных предложений); излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 6 фраз с использованием распространенных предложений); кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 6 фраз с использованием распространенных предложений).

44.11.3.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 60 - 70 секунд).

44.11.3.1.3. Смысловое чтение

Читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста или текстов для чтения - 180 - 200 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.3.1.4. Письменная речь

Писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 60 слов).

44.11.3.2. Языковые знания и умения

44.11.3.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.3.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова; использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении, при обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера, правильно писать послелоги с существительными, взаимно-личные местоимения, существительные с суффиксом -пи, существительные во множественном числе, глаголы единственного числа в первом прошедшем времени, слова с чередующимися согласными в - л.

44.11.3.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 675 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 625 лексических единиц (включая 500 лексических единиц, освоенных на уровне начального общего образования), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: имена существительные с суффиксами -00003335.wmz, -ысь, имена прилагательные с суффиксами -а, -я, -са, -ся, глаголы с суффиксом -00003336.wmz, распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы и заимствованные слова.

44.11.3.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых предложений коми языка, различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

нераспространенные и распространенные простые предложения с простым глагольным сказуемым;

повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах;

побудительные предложения с утвердительной и отрицательной формой сказуемого;

вопросительные предложения с вопросительными словами;

предложения с обращением;

существительные в определенно-притяжательной категории;

глаголы настоящего и прошедшего времени в единственном числе, утвердительные и отрицательные глаголы повелительного наклонения;

модальные глаголы позьны, 00003337.wmz, вермыны.

личные, вопросительные и взаимно-личные местоимения;

количественные числительные (до 100);

отрицательные и временные частицы;

послелоги места.

44.11.3.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую фоновую лексику региона в рамках тематического содержания речи.

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и родной республики.

Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).

Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

44.11.3.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть начальными умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

44.11.4. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 6 классе.

44.11.4.1. Коммуникативные умения.

44.11.4.1.1. Говорение.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках отобранного тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) со зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 7 - 8 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 7 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 7 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 7 фраз).

44.11.4.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 70 - 80 секунд).

44.11.4.1.3. Смысловое чтение.

Читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста или текстов для чтения - 250 - 300 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.4.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 70 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок (объем высказывания - до 70 слов).

44.11.4.2. Языковые знания и умения.

44.11.4.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.4.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова.

Использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.

Правильно писать слова с вопросительной частицей -00003338.wmz, возвратные глаголы, глаголы множественного числа в первом прошедшем времени, сложные имена существительные, существительные с суффиксами -лун, -ан, ян и -iн, прилагательные во множественном числе; прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

44.11.4.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 800 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 750 лексических единиц (включая 650 лексических единиц, освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: имена существительные с суффиксами -лун, -ан, ян, -iн, -00003339.wmz, наречия с суффиксами -а, -ысь, при помощи словосложения: путем соединения двух слов (00003340.wmz, кывкуд, мусир).

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные омонимы и заимствованные слова.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности высказывания.

44.11.4.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых предложений коми языка; различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

нераспространенные и распространенные простые предложения с составным глагольным сказуемым;

вопросительные предложения с вопросительной частицей -00003341.wmz;

побудительные предложения с частицами мед, вай;

возвратные глаголы с суффиксами -сь, -ч, -ась;

глаголы в отрицательном спряжении;

глаголы настоящего и прошедшего времени во множественном числе;

имена существительные в единственном и множественном числе в местном, переходном, отдалительном, предельном, дательном, винительном падежах;

притяжательные местоимения и определенно-притяжательные формы существительных;

существительные с суффиксами -лун, -ан, ян, -iн, -00003342.wmz;

сложные имена существительные;

прилагательные во множественном числе;

прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

наречия в сравнительной степени;

наречия с суффиксами -а, -ысь;

порядковые числительные до 100, количественные числительные до 100;

послелоги времени.

формообразующие частицы (вай, мед).

44.11.4.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику в рамках тематического содержания речи.

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и родной республики.

Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).

Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

44.11.4.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании - языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, с людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

44.11.5. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 7 классе.

44.11.5.1. Коммуникативные умения.

44.11.5.1.1. Говорение.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 8 - 9 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 8 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 8 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 8 фраз).

44.11.5.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 80 - 90 секунд).

44.11.5.1.3. Смысловое чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или запрашиваемой информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной форме (объем текста или текстов для чтения - до 350 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.5.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 90 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц (объем высказывания - до 90 слов).

44.11.5.2. Языковые знания и умения.

44.11.5.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.5.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова.

Правильно использовать знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами а, но.

Правильно писать отрицательные глаголы в первом прошедшем времени.

Правильно писать наречия, образованные от имен существительных.

44.11.5.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1000 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 900 лексических единиц обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: наречия с суффиксами -сянь и -быд.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы, заимствованные слова.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.

44.11.5.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

нераспространенные и распространенные простые предложения с простым именным сказуемым;

сложносочиненные предложения с сочинительными союзами а, но;

вопросительные предложения без вопросительных слов;

отрицательные глаголы в первом прошедшем времени;

глаголы в формах будущего времени: будущее простое и будущее сложное;

глаголы в формах прошедшего времени: первое прошедшее (очевидное) и второе прошедшее;

причастия с суффиксом -ысь;

деепричастия одновременного действия с суффиксом -00003343.wmz, -00003344.wmz;

наречия с суффиксами -сянь, -быд;

притяжательные и указательные местоимения;

вопросительную частицу -00003345.wmz;

послелоги сравнения (кодь, моз);

языковые связки (медводз, 00003346.wmz, сэсся).

44.11.5.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику Республики Коми в рамках тематического содержания речи.

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и родной республики.

Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).

Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

44.11.5.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; при непосредственном общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, с людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

44.11.6. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 8 классе.

44.11.6.1. Коммуникативные умения.

44.11.6.1.1. Говорение.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи для 8 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 9 - 10 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 9 фраз), выражать и кратко аргументировать свое мнение, излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 9 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 9 фраз).

44.11.6.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 90 - 100 секунд).

44.11.6.1.3. Смысловое чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объем текста или текстов для чтения - 350 - 500 слов), читать несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.6.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 110 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц и (или) прочитанного или прослушанного текста (объем высказывания - до 110 слов).

44.11.6.2. Языковые знания и умения.

44.11.6.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 110 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующей понимание текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.6.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова.

Правильно использовать знаки препинания в сложносочиненных предложениях с сочинительными союзами: и, да, то ... то, в сложноподчиненных предложениях с придаточными причины с союзом сы 00003347.wmz мый, условия с союзом 00003348.wmz, времени с союзами кор, да, уступки с союзом 00003349.wmz.

Правильно писать сложные имена существительные, сложные имена прилагательные, прилагательные с суффиксами -ик, -ник, -iник (-иник), -кодь.

44.11.6.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1250 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1050 лексических единиц обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующих норм лексической сочетаемости.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: глаголы с суффиксом -ась, -ясь, при помощи словосложения: сложных существительных (ныв-зон, бать-мам, 00003350.wmz, тасьтi-пань, ки-кок), сложных прилагательных (00003351.wmz, 00003352.wmz, турунвиж, яръюгыд, 00003353.wmz), при помощи субстантивация (перехода прилагательного в существительное): керкаын югыд - дзоридзыслы югыдыс оз тырмы.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова в прямом и переносном значении.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.

44.11.6.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений коми языка, различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

сложносочиненные предложения с сочинительными союзами: и, да, то ... то;

сложноподчиненные предложения с придаточными причины с союзами сы 00003354.wmz мый, условия с союзом 00003355.wmz, времени с союзами кор, да, уступки с союзом 00003356.wmz;

сложные имена существительные;

сложные имена прилагательные;

прилагательные с суффиксами: -ик, -ник, -iник, -иник, -ов, -оват, -кодь;

модальный глагол ковны;

глаголы с суффиксами -ась, -ясь;

глаголы с суффиксами, обозначающими способы глагольного действия (-ышт-, -лывл-, -ывл-, -ав- (-ал-), -л);

причастия с суффиксами -ан, -00003357.wmz, -00003358.wmz;

усилительные, неопределенные местоимения;

наречия в сравнительной и превосходной степени;

послелоги причины понда, 00003359.wmz;

указательные частицы со, то, вот.

44.11.6.3. Социокультурные знания.

Осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и Республики Коми и освоив основные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи.

Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).

Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).

Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).

Оказывать помощь людям, не владеющим русским языком, в ситуациях повседневного общения (в больнице, в автобусе, в магазине).

44.11.6.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку; при непосредственном общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.

Уметь рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные и тематические коми-русские и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

44.11.7. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 9 классе.

44.11.7.1. Коммуникативные умения.

44.11.7.1.1. Говорение.

Вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос), диалог обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 10 - 11 реплик).

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование, или сообщение, рассуждение) с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 10 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста со зрительными и (или) вербальными опорами (объем - 10 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 10 фраз).

44.11.7.1.2. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 100 - 110 секунд).

44.11.7.1.3. Смысловое чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объем текста или текстов для чтения - 500 - 600 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.

44.11.7.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 120 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, таблицы, прочитанного или прослушанного текста (объем высказывания - до 120 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного или прослушанного текста; письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем 100 - 120 слов).

44.11.7.2. Языковые знания и умения.

44.11.7.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 120 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

44.11.7.2.2. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова.

Правильно использовать знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными, в бессоюзных сложных предложениях.

44.11.7.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1200 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи сокращения и аббревиатуры.

44.11.7.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений коми языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, 00003360.wmz, мый, кодi, 00003361.wmz и его падежными формами; определительными с союзными словами кор, кодi;

бессоюзные сложные предложения;

деепричастия с суффиксом -00003362.wmz;

вводную (00003363.wmz), определительную (00003364.wmz) частицы.

44.11.7.3. Социокультурные знания и умения.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику Республики Коми в рамках тематического содержания речи (основные национальные праздники, обычаи, традиции).

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и Республики Коми; уметь представлять Россию и Республику Коми.

Оказывать помощь людям, не владеющим русским языком, в ситуациях повседневного общения (в больнице, в автобусе, в магазине).

44.11.7.4. Компенсаторные умения.

Использовать при говорении переспрос; использовать при говорении и письме перифраз или толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.

Уметь рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать переводные и тематические коми-русские и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.