44.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне основного общего образования
44.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (коми) языку на уровне основного общего образования.
44.11.1. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на коми языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на коми языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли коми языка как государственного языка Республики Коми;
проявление интереса к познанию коми языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народа коми в контексте учебного предмета "Государственный (коми) язык Республики Коми";
ценностное отношение к коми языку, к достижениям своей Родины - России, Республики Коми, к науке, искусству, спорту, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;
уважение к символам России и республики, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям коми народа.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности коми языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде в процессе языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на коми языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, класса, образовательной организации, города, республики) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее.
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
44.11.2. В результате изучения государственного (коми) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
44.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
44.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования,
корректировать принимаемые решения и действия.
44.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (тексты, таблицы, схемы);
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами и иной графикой в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
44.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устной речи и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
44.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации, проводить выбор и брать ответственность за решение.
44.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
44.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
44.11.3. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 5 классе.
44.11.3.1. Коммуникативные умения.
Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи для 5 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 6 - 7 реплик).
Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 5 класса (объем монологического высказывания - 6 фраз с использованием распространенных предложений); излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 6 фраз с использованием распространенных предложений); кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 6 фраз с использованием распространенных предложений).
Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 60 - 70 секунд).
Читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста или текстов для чтения - 180 - 200 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.
Писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 60 слов).
44.11.3.2. Языковые знания и умения
44.11.3.2.1. Фонетическая сторона речи.
Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
44.11.3.2.2. Орфография и пунктуация.
Правильно писать изученные слова; использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении, при обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера, правильно писать послелоги с существительными, взаимно-личные местоимения, существительные с суффиксом -пи, существительные во множественном числе, глаголы единственного числа в первом прошедшем времени, слова с чередующимися согласными в - л.
44.11.3.2.3. Лексическая сторона речи.
Распознавать в устной речи и письменном тексте 675 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 625 лексических единиц (включая 500 лексических единиц, освоенных на уровне начального общего образования), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: имена существительные с суффиксами -, -ысь, имена прилагательные с суффиксами -а, -я, -са, -ся, глаголы с суффиксом -, распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы и заимствованные слова.
44.11.3.2.4. Грамматическая сторона речи.
Понимать особенности структуры простых предложений коми языка, различных коммуникативных типов предложений коми языка.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:
нераспространенные и распространенные простые предложения с простым глагольным сказуемым;
повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной формах;
побудительные предложения с утвердительной и отрицательной формой сказуемого;
вопросительные предложения с вопросительными словами;
существительные в определенно-притяжательной категории;
глаголы настоящего и прошедшего времени в единственном числе, утвердительные и отрицательные глаголы повелительного наклонения;
модальные глаголы позьны, , вермыны.
личные, вопросительные и взаимно-личные местоимения;
количественные числительные (до 100);
отрицательные и временные частицы;
44.11.3.3. Социокультурные знания и умения.
Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания.
Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую фоновую лексику региона в рамках тематического содержания речи.
Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и родной республики.
Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).
Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).
Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).
44.11.3.4. Компенсаторные умения.
Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Владеть начальными умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи.
Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
44.11.4. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 6 классе.
44.11.4.1. Коммуникативные умения.
Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках отобранного тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) со зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 7 - 8 реплик).
Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 7 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 7 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 7 фраз).
Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 70 - 80 секунд).
44.11.4.1.3. Смысловое чтение.
Читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста или текстов для чтения - 250 - 300 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.
Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 70 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок (объем высказывания - до 70 слов).
44.11.4.2. Языковые знания и умения.
44.11.4.2.1. Фонетическая сторона речи.
Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
44.11.4.2.2. Орфография и пунктуация.
Правильно писать изученные слова.
Использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Правильно писать слова с вопросительной частицей -, возвратные глаголы, глаголы множественного числа в первом прошедшем времени, сложные имена существительные, существительные с суффиксами -лун, -ан, ян и -iн, прилагательные во множественном числе; прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
44.11.4.2.3. Лексическая сторона речи.
Распознавать в устной речи и письменном тексте 800 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 750 лексических единиц (включая 650 лексических единиц, освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: имена существительные с суффиксами -лун, -ан, ян, -iн, -, наречия с суффиксами -а, -ысь, при помощи словосложения: путем соединения двух слов (, кывкуд, мусир).
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные омонимы и заимствованные слова.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности высказывания.
44.11.4.2.4. Грамматическая сторона речи.
Понимать особенности структуры простых предложений коми языка; различных коммуникативных типов предложений коми языка.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:
нераспространенные и распространенные простые предложения с составным глагольным сказуемым;
вопросительные предложения с вопросительной частицей -;
побудительные предложения с частицами мед, вай;
возвратные глаголы с суффиксами -сь, -ч, -ась;
глаголы в отрицательном спряжении;
глаголы настоящего и прошедшего времени во множественном числе;
имена существительные в единственном и множественном числе в местном, переходном, отдалительном, предельном, дательном, винительном падежах;
притяжательные местоимения и определенно-притяжательные формы существительных;
существительные с суффиксами -лун, -ан, ян, -iн, -;
сложные имена существительные;
прилагательные во множественном числе;
прилагательные в сравнительной и превосходной степени;
наречия в сравнительной степени;
наречия с суффиксами -а, -ысь;
порядковые числительные до 100, количественные числительные до 100;
формообразующие частицы (вай, мед).
44.11.4.3. Социокультурные знания и умения.
Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи.
Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику в рамках тематического содержания речи.
Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и родной республики.
Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).
Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).
Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).
44.11.4.4. Компенсаторные умения.
Использовать при чтении и аудировании - языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.
Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, с людьми другой культуры.
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
44.11.5. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 7 классе.
44.11.5.1. Коммуникативные умения.
Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 8 - 9 реплик).
Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 8 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 8 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 8 фраз).
Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 80 - 90 секунд).
44.11.5.1.3. Смысловое чтение.
Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или запрашиваемой информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной форме (объем текста или текстов для чтения - до 350 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.
Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 90 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц (объем высказывания - до 90 слов).
44.11.5.2. Языковые знания и умения.
44.11.5.2.1. Фонетическая сторона речи.
Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
44.11.5.2.2. Орфография и пунктуация.
Правильно писать изученные слова.
Правильно использовать знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами а, но.
Правильно писать отрицательные глаголы в первом прошедшем времени.
Правильно писать наречия, образованные от имен существительных.
44.11.5.2.3. Лексическая сторона речи.
Распознавать в устной речи и письменном тексте 1000 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 900 лексических единиц обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: наречия с суффиксами -сянь и -быд.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы, заимствованные слова.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.
44.11.5.2.4. Грамматическая сторона речи.
Понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений коми языка.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:
нераспространенные и распространенные простые предложения с простым именным сказуемым;
сложносочиненные предложения с сочинительными союзами а, но;
вопросительные предложения без вопросительных слов;
отрицательные глаголы в первом прошедшем времени;
глаголы в формах будущего времени: будущее простое и будущее сложное;
глаголы в формах прошедшего времени: первое прошедшее (очевидное) и второе прошедшее;
деепричастия одновременного действия с суффиксом -, -;
наречия с суффиксами -сянь, -быд;
притяжательные и указательные местоимения;
послелоги сравнения (кодь, моз);
языковые связки (медводз, , сэсся).
44.11.5.3. Социокультурные знания и умения.
Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания.
Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику Республики Коми в рамках тематического содержания речи.
Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и родной республики.
Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).
Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).
Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).
44.11.5.4. Компенсаторные умения.
Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; при непосредственном общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.
Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Использовать переводные, тематические коми-русский и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, с людьми другой культуры.
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
44.11.6. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 8 классе.
44.11.6.1. Коммуникативные умения.
Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи для 8 класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 9 - 10 реплик).
Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование, или сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 9 фраз), выражать и кратко аргументировать свое мнение, излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 9 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 9 фраз).
Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 90 - 100 секунд).
44.11.6.1.3. Смысловое чтение.
Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объем текста или текстов для чтения - 350 - 500 слов), читать несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.
Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 110 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц и (или) прочитанного или прослушанного текста (объем высказывания - до 110 слов).
44.11.6.2. Языковые знания и умения.
44.11.6.2.1. Фонетическая сторона речи.
Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 110 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующей понимание текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
44.11.6.2.2. Орфография и пунктуация.
Правильно писать изученные слова.
Правильно использовать знаки препинания в сложносочиненных предложениях с сочинительными союзами: и, да, то ... то, в сложноподчиненных предложениях с придаточными причины с союзом сы мый, условия с союзом , времени с союзами кор, да, уступки с союзом .
Правильно писать сложные имена существительные, сложные имена прилагательные, прилагательные с суффиксами -ик, -ник, -iник (-иник), -кодь.
44.11.6.2.3. Лексическая сторона речи.
Распознавать в устной речи и письменном тексте 1250 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1050 лексических единиц обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующих норм лексической сочетаемости.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием суффиксации: глаголы с суффиксом -ась, -ясь, при помощи словосложения: сложных существительных (ныв-зон, бать-мам, , тасьтi-пань, ки-кок), сложных прилагательных (, , турунвиж, яръюгыд, ), при помощи субстантивация (перехода прилагательного в существительное): керкаын югыд - дзоридзыслы югыдыс оз тырмы.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова в прямом и переносном значении.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.
44.11.6.2.4. Грамматическая сторона речи.
Понимать особенности структуры простых и сложных предложений коми языка, различных коммуникативных типов предложений коми языка.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:
сложносочиненные предложения с сочинительными союзами: и, да, то ... то;
сложноподчиненные предложения с придаточными причины с союзами сы мый, условия с союзом , времени с союзами кор, да, уступки с союзом ;
сложные имена существительные;
прилагательные с суффиксами: -ик, -ник, -iник, -иник, -ов, -оват, -кодь;
глаголы с суффиксами -ась, -ясь;
глаголы с суффиксами, обозначающими способы глагольного действия (-ышт-, -лывл-, -ывл-, -ав- (-ал-), -л);
причастия с суффиксами -ан, -, -;
усилительные, неопределенные местоимения;
наречия в сравнительной и превосходной степени;
указательные частицы со, то, вот.
44.11.6.3. Социокультурные знания.
Осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и Республики Коми и освоив основные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи.
Кратко представлять Россию и Республику Коми (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании).
Кратко рассказывать о выдающихся людях России и Республики Коми (ученых, писателях, поэтах, спортсменах).
Кратко представлять некоторые культурные явления России и Республики Коми (история письменности).
Оказывать помощь людям, не владеющим русским языком, в ситуациях повседневного общения (в больнице, в автобусе, в магазине).
44.11.6.4. Компенсаторные умения.
Использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку; при непосредственном общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.
Уметь рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).
Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Использовать переводные и тематические коми-русские и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, людьми другой культуры.
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
44.11.7. Предметные результаты изучения государственного (коми) языка к концу обучения в 9 классе.
44.11.7.1. Коммуникативные умения.
Вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог побуждения к действию, диалог-расспрос), диалог обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в коми языке (объем диалога: 10 - 11 реплик).
Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика; повествование, или сообщение, рассуждение) с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 10 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста со зрительными и (или) вербальными опорами (объем - 10 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 10 фраз).
Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - 100 - 110 секунд).
44.11.7.1.3. Смысловое чтение.
Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объем текста или текстов для чтения - 500 - 600 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.
Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в коми языке; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в коми языке (объем сообщения - до 120 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, таблицы, прочитанного или прослушанного текста (объем высказывания - до 120 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного или прослушанного текста; письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем 100 - 120 слов).
44.11.7.2. Языковые знания и умения.
44.11.7.2.1. Фонетическая сторона речи.
Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 120 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
44.11.7.2.2. Орфография и пунктуация.
Правильно писать изученные слова.
Правильно использовать знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными, в бессоюзных сложных предложениях.
44.11.7.2.3. Лексическая сторона речи.
Распознавать в устной речи и письменном тексте 1350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1200 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи сокращения и аббревиатуры.
44.11.7.2.4. Грамматическая сторона речи.
Понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений коми языка.
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:
сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными с союзными словами кор, кыдзи, , мый, кодi, и его падежными формами; определительными с союзными словами кор, кодi;
бессоюзные сложные предложения;
вводную (), определительную () частицы.
44.11.7.3. Социокультурные знания и умения.
Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику Республики Коми в рамках тематического содержания речи (основные национальные праздники, обычаи, традиции).
Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и Республики Коми; уметь представлять Россию и Республику Коми.
Оказывать помощь людям, не владеющим русским языком, в ситуациях повседневного общения (в больнице, в автобусе, в магазине).
44.11.7.4. Компенсаторные умения.
Использовать при говорении переспрос; использовать при говорении и письме перифраз или толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам.
Уметь рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).
Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на коми языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Использовать переводные и тематические коми-русские и русско-коми словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями коми языка, людьми другой культуры.
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей