Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

121.7. Содержание обучения в 6 классе

121.7. Содержание обучения в 6 классе.

121.7.1. Введение.

Литература и ее жанры.

Ф.И. Васильев "Шудмы огъя" ("В любой чащобе"). Прославление родного края. Образ малой и большой родины.

Творческая работа: сочинение рифм к определенным словам из прочитанного стихотворения.

Проектная работа по выявлению знаменитых людей малой родины (поиск фотографий с изображением своей малой родины и людьми, являющимися ее гордостью, сочинение названий к этим фотографиям).

121.7.2. Взаимосвязь фольклора и литературы.

121.7.2.1. М.Г. Худяков. Героический эпос "Песнь об удмуртских батырах" (оригинал) и "Дорвыжы" (переводной вариант). Образы батыров.

Творческая работа: перевод отрывка героического эпоса М.Г. Худякова на удмуртский язык, сравнительный анализ своего перевода с соответствующим отрывком из перевода В.М. Ванюшева "Дорвыжы".

Творческая работа: устное словесное рисование образа одного из героев эпоса "Дорвыжы".

Проектная работа "Эпосы народов России". Сбор краткой информации (название, дата создания, автор-составитель) об эпосах народов Урало-Поволжья и других народов России.

121.7.2.2. Элиас Леннрот. Эпос "Калевала". Ведущие герои карело-финского эпоса. Вяйнямейнен и Ильмаринен. Образ кузнеца Ильмаринена, ковка сампо на севере. Художественный мир эпоса и особенности сюжетного построения.

Творческая работа: составление проекта сампо в форме устного словесного рисования или иллюстрации.

121.7.2.3. К.П. Чайников (Кузебай Герд). Авторская легенда по мотивам древних мифов "Инъес" ("Небеса"). Тема причины распада "золотого века". Цветопись и ее роль в произведении.

Исследовательская работа: исследование мифологического содержания слов "воршуд" (божество, хранитель рода), "вылэ мычем" (букв, "данное наверх"), 00006561.wmz юсьес (белые лебеди).

121.7.2.4. К.П. Чайников (Кузебай Герд). "Эльбай". Генрих Гейне. "Лореляй".

Мифологическая основа стихотворений. Драматизм любви русалок и человека. Сравнительный анализ стихотворений.

Творческая работа: написание сюжетного стихотворения.

121.7.3. Литература.

121.7.3.1. Эпос.

121.7.3.1.1. А.К. Леонтьев (Коньы Толя). Повесть "Сюрес 00006562.wmz" ("Дорога открывается идущему"). Взаимоотношения древних удмуртов с южными народами-соседями. Приметы и атрибутика древнего мира. Образ "длинной дороги" и особенности сюжетного построения. Взаимоотношения взрослых и детей. Понятие о повести.

Творческая работа: устное словесное рисование образа героя (Яуша) с целью воссоздания образа мужчины-воина тысячу лет назад (при необходимости с использованием репродукций картин художника В. Белых).

Творческая работа: написание рассказа по предложенным картинкам с учетом всех этапов развития сюжета.

121.7.3.1.2. М.П. Петров. Рассказ "Зангари сяськаос" ("Васильки"). Художественная картина о войне. Образ лейтенанта Макарова. Развитие сюжета и его кульминация. Цветовая образность. Понятие о кульминации.

121.7.3.1.3. П.А. Блинов. Роман "Улэм потэ" ("Жить хочется"). Жизнь и творчество. Судьба беспризорников после гражданской войны. Олешка и Деми - друзья и враги. Авторская оппозиция в обрисовке темного города и светлой деревни. Сатирическое и комическое в романе. Многогранность образа Омеля. Понятие о романе.

Творческая работа: перевод отрывка из романа на русский язык. Коллективная работа по обсуждению переводов текста, выявление причин возникновения сложностей при переводе фрагмента романа.

Творческая работа: изложение случая с тулупом от лица Гарася.

Творческая работа: инсценировка эпизода романа, оценка игры.

121.7.3.1.4. П.К. Чернов. Повесть "Бектыш нюлэс буйга" ("Бектыш-лес спокоен"). Прославление истинной дружбы, товарищества и взаимопомощи. Своеобразие сюжета.

Творческая работа по прогнозированию дальнейшего развития действия в повести.

Творческая работа: подготовка от лица Беглоя объяснения своего отсутствия на фронте, выражение отношения к Гави и 00006563.wmz.

121.7.3.2. Лирика.

121.7.3.2.1. Ф.Г. Кедров. Стихотворение "Оскы, Родина!" ("Родина, верь!"). Патриотическое стихотворение о Великой Отечественной войне. Оппозиция образов "мы" и "враги". Признаки гражданской лирики.

121.7.3.2.2. М.П. Петров. Стихотворение "Байгурезь йылысен" ("С горы Байгурезь"). Гражданская лирика в творчестве поэта. Образ лирического героя и его обостренное чувство Родины, благодарности родной деревне, удмуртскому краю и его народу. Изображение пространства в лирике автора.

Групповая исследовательская работа: сравнительный анализ стихотворения М.П. Петрова "Багурезь йылысен" ("С горы Байгурезь") со стихотворением А.С. Пушкина "Кавказ".

121.7.3.2.3. Михаил Ильин. Стихотворение "Пилемъес" ("Облака"). Образный строй. Сравнение облака с образами животного мира. Понятие о сравнении.

121.7.3.2.4. Владимир Романов. Стихотворение "Вало" ("Вала"). Мифологический контекст стихотворения, символика метафор.

Творческая работа: сочинение сравнений и метафор к предложенным понятиям.

121.7.3.2.5. Василий Ванюшев. Стихотворение "Дунъес" ("Цены"). Семантическая многозначность слова-образа "дун". Экологическая проблематика. Звукопись произведения.

Творческая работа: написание эссе "Мои размышления о чистоте природы".

121.7.3.3. Драма.

121.7.3.3.1. И.Г. Гаврилов. Драма "Кезьыт ошмес" ("Холодный ключ"). Проблематика конфликта. Образ Беглоя. Приемы изображения героев-бедняков и героев-богачей. Понятие о ремарке.

Жанровое своеобразие. Комическое и трагическое в пьесе.

Исследовательская работа: анализ ремарок в драме, выявление их роли в произведении.

Творческая работа: преобразование эпического текста в драматический текст.