Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

43.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне основного общего образования

43.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне основного общего образования.

43.11.1. В результате изучения родного (коми) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (коми) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (коми) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (коми) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (коми) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (коми) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (коми) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

43.11.2. В результате изучения родного (коми) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

43.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

43.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

43.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

43.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (коми) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

43.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

43.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

43.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

43.11.3. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

иметь представление о богатстве и выразительности родного коми языка, приводить соответствующие примеры, рассказывать о становлении коми письменности, о роли финно-угорских и русских лингвистов в исследовании коми языка, роли коми ученых-лингвистов (1 - 2 фамилии) в развитии коми языка и о Стефане Пермском, создателе первой коми азбуки;

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

объяснять происхождение названий коми диалектов, их значение, распознавать некоторые диалекты по их основным признакам из устной речи и текстов художественной литературы, понимать роль литературного коми языка;

распознавать основные признаки текста, анализировать текст, определять его тему и основную мысль, делить на смысловые части, составлять план;

создавать устные и письменные монологические высказывания небольшого объема на разные темы (описание, повествование, рассуждение), применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания;

распознавать научный и художественный тексты по изученным признакам, определять особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы, анализировать небольшие тексты и определять стиль изложения, различать научное и художественное описание, создавать описательные тексты небольшого объема (по образцу научных и художественных), создавать повествовательные тексты с использованием жизненного и читательского опыта, с использованием сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений, сочинения объемом не менее 70 слов);

восстанавливать деформированный текст, осуществлять корректировку восстановленного текста с использованием образца;

владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного научно-учебного, художественного, научно-популярного текста (составлять простой план с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика);

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности, представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге (полилоге) на основе жизненных наблюдений объемом не менее 3 реплик, осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 100 слов, для сжатого изложения - не менее 110 слов);

соблюдать при письме нормы современного коми литературного языка, в том числе: во время списывания текста объемом 90 - 100 слов, при письме словарного диктанта объемом 15 - 20 слов, во время диктанта на основе связного текста объемом 90 - 100 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемым написанием), при письме сжатого изложения объемом не менее 70 слов;

использовать разные виды лексических словарей;

соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

определять значение терминов "синтаксис" и "пунктуация";

распознавать и выделять словосочетания в составе предложения, группировать словосочетания по заданным признакам, конструировать словосочетания (в рамках изученного);

определять основные признаки предложения, анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речи;

распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);

определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного);

соблюдать при письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, при выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночными союзами "да" или "и", союзами "а", "но", "да" (в значении "но"), с обобщающим словом при однородных членах, с обращением, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами "да", "и", "но", "а";

оформлять диалог в письменной форме;

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью коми толкового словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы, правильно их употреблять, характеризовать тематические группы слов;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), пользоваться лексическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, этимологическим);

характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему коми звуков и букв, проводить фонетический анализ слов, использовать знания по фонетике, графике в практике произношения и правописания слов;

оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова, распознавать изученные орфограммы, применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь);

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка, распознавать морфемы в слове (корень, формообразующий суффикс, словообразующий суффикс, падежный суффикс, суффикс формы множественного числа, приставку), выделять основу слова;

находить чередование звуков в морфемах, проводить морфемный анализ слов, применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов суффиксов, корней с непроверяемыми, непроизносимыми согласными, при ассимиляции согласных;

объяснять способы образования сложных слов, проводить анализ образования сложных слов, применять правила правописания сложных слов на практике: слитное, дефисное.

43.11.4. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

иметь представление о значении коми языка в группе финно-угорских языков, среди родственных языков (коми-пермяцкий, удмуртский и другие), находить информацию о финно-угорских языках из разных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения;

различать тексты по характеру передачи информации, виды текстов - по признакам, определять тему, основную мысль, ключевые слова, виды связи предложений в тексте, выделять микротемы, делить текст на абзацы, распознавать композиционные элементы абзаца и целого текста (вступление, основная часть, концовка) в соответствии с определенным типом речи, анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, целесообразности использования лексических и грамматических средств связи;

создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи в рамках изученного;

выявлять средства связи предложений в тексте, проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, использовать знание основных признаков текста в практике создания собственных текстов;

применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике, создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с использованием жизненного и читательского опыта или произведений искусства, в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений;

распознавать эпитеты, метафоры, сравнения, понимать их основное значение в художественном тексте и использовать в речи;

писать сочинения объемом не менее 100 слов с учетом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы;

характеризовать особенности таких текстов, как письмо, аннотация, заявление, объявление, автобиография, создавать собственные тексты по образцу;

составлять план прочитанного текста (простой, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте, представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

редактировать собственные тексты в соответствии с нормами современного коми литературного языка;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);

выступать с сообщением на лингвистическую тему, участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объемом не менее 4 реплик;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 110 слов, осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов, различных функционально-смысловых типов речи (объемом не менее 180 слов): устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 160 слов, для сжатого изложения - не менее 165 слов);

соблюдать в устной речи и при письме нормы коми литературного языка, в том числе: во время списывания текста объемом 100 - 110 слов, словарного диктанта объемом 20 - 25 слов, диктанта на основе связного текста объемом 100 - 110 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемым написанием);

соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

различать, объяснять значение терминов "лексика", "фразеология", "лексикография", понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка, различать слова с точки зрения их происхождения (коми слово или заимствование), различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы);

определять стилистическую окраску слова;

объяснять значение термина "олицетворение", понимать его основное значение в художественном тексте и использовать в речи, распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значение, характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, использовать толковый словарь коми языка;

характеризовать слова с точки зрения стилистической окраски, наблюдать за использованием слов в художественной литературе и разговорной речи;

объяснять значение термина "морфология", определять особенности грамматического значения слова, распознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи, анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи, определять лексико-грамматические разряды имен существительных (нарицательные и собственные), выделять имена существительные, имеющие форму только единственного числа, определять число, падеж, лицо существительных с определенно-притяжательными суффиксами;

группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам, распознавать суффиксы существительных оценочного значения, использовать их в речи, использовать в речи синонимичные имена существительные, применять их на практике правила правописания имен существительных, проводить морфологический анализ имен существительных;

распознавать имя прилагательное как часть речи, распознавать качественные и относительные прилагательные, группировать по заданным признакам, определять, распознавать степени сравнения прилагательных, способы их образования, анализировать прилагательное по морфологическим свойствам, определять синтаксические функции, распознавать оценочные суффиксы прилагательных, определять способы образования прилагательных от других частей речи (в том числе с приставками не- и мед-);

наблюдать за особенностью использования имен прилагательных в художественном тексте, использовать в устной и письменной речи синонимичные прилагательные и прилагательные в роли эпитетов;

распознавать имя числительное как часть речи, распознавать количественные, порядковые числительные, определять виды числительных по способу образования: простые, сложные, составные, правильно употреблять в речи дробные числительные с именами существительными на коми языке: 0,5, 1,5, 2,5 (00003078.wmz джын, 00003079.wmz-00003080.wmz, кык да джын), группировать числительные по заданным признакам;

использовать числительные в устной и письменной речи, для обозначения дат, перечней, характеризовать роль имен числительных в разговорной речи, особенности их употребления в научных текстах и деловой речи, соблюдать нормы правописания имен числительных: слитное, раздельное, дефисное, определять синтаксические функции числительных;

характеризовать местоимение как часть речи, распознавать морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль, приводить примеры местоимений разных разрядов (личные, усилительно-личные, обобщенно-личные, счетно-личные, указательные, отрицательные, неопределенные, обобщенно-определительные), сопоставлять и соотносить местоимение с другими частями речи;

правильно склонять в единственном и множественном числах местоимения разных разрядов, распознавать падежные суффиксы местоимений, анализировать способы образования местоимений, группировать по заданным признакам, соблюдать нормы правописания местоимений: слитное, раздельное, дефисное, употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать в соответствии с закрепленными в коми языке этическими нормами.

43.11.5. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

определять статус коми и русского языков в Республике Коми, сопоставлять периоды развития коми языка, находить информацию о периодах развития коми языка в разных источниках и передавать ее с учетом заданных условий общения;

различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы, сравнивать и определять тексты с точки зрения их функциональной принадлежности, разновидности языка и сферы использования;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 - 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и на темы на основе жизненных наблюдений (объем не менее 5 реплик), устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не менее 120 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 200 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объем не менее 130 слов);

писать изложения, исходный текст которых должен составлять не менее 180 слов (для сжатого и выборочного изложения - не менее 200 слов), осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного коми литературного языка, в том числе: во время списывания текста объемом 110 - 120 слов, словарного диктанта объемом 25 - 30 слов, диктанта на основе связного текста объемом 110 - 120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемым написанием), соблюдать при письме правила речевого этикета;

определять признаки нехудожественного текста и рассказа, определять тему, основную мысль, ключевые слова, виды связи предложений, выделять абзацы и микротемы, определять композиционные элементы в рассказе и нехудожественном тексте;

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений, сочинения объемом не менее 150 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

редактировать предложенные тексты, сопоставлять исходный и отредактированный тексты, редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с использованием знаний норм современного коми литературного языка;

распознавать изученные орфограммы, проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике правописания;

использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания;

объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, в том числе с использованием фразеологических словарей коми языка;

распознавать прием гиперболизации, понимать значение гиперболы в художественном тексте, использовать гиперболы в собственной речи как средство выразительности;

характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски, проводить лексический анализ слов, применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать омонимию слов разных частей речи, различать лексическую и грамматическую омонимию, понимать особенности употребления омонимов в речи;

характеризовать глагол как часть речи, анализировать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию, определять наклонение глагола, определять время действия (настоящее, будущее, I прошедшее, II прошедшее), объяснять различия времен, распознавать инфинитив (с суффиксами -ны, -ыны), глаголы переходные и непереходные, безличные, определять залог (приводить соответствующие примеры), распознавать отрицательные глаголы, определять способ их образования;

спрягать глаголы, группировать глаголы по заданным морфологическим признакам, объяснять значение глаголов с суффиксами, выражающими длительность действия: -ышт-, -00003081.wmz-, -нит-, -л-, -лывл-, определять способ образования изобразительных и звукоподражательных глаголов со словами-суффиксами -мунны, -видзны, -вартны, -кывны, -керны;

владеть правилами правописания глаголов, наблюдать за особенностями использования глаголов в художественных и фольклорных текстах (глаголы как изобразительные средства), использовать в устной и письменной речи синонимичные глаголы;

анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастий и деепричастий, определять их синтаксическую роль, распознавать суффиксы причастий (-ысь, -00003082.wmz, -00003083.wmz, -ан (-ян), (-ана)) и деепричастий (-иг (-iг), -00003084.wmz (-00003085.wmz), -00003086.wmz, -00003087.wmz, -00003088.wmz, -игтырйи (-iгтырйи), -00003089.wmz (-00003090.wmz), -игкостi (-iгкостi), -игмоз (-iгмоз);

объяснять образование причастных и деепричастных оборотов, правильно использовать их в устной и письменной речи, находить причастия и деепричастия в предложениях, наблюдать за особенностью их использования в текстах художественной литературы; создавать собственные тексты с включением причастий и причастных оборотов, деепричастий и деепричастных оборотов;

определять наречие как часть речи, анализировать и характеризовать грамматическое значение, морфологические признаки, определять синтаксическую функцию наречий, распознавать наречия различных разрядов, приводить соответствующие примеры, образовывать и употреблять в речи наречия разных разрядов, наречия в сравнительной степени, характеризовать способы образования наречий, их правописание, создавать тексты с использованием наречий, характеризовать синтаксическую функцию наречий и роль в речи;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, давать общую характеристику служебным частям речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

характеризовать послелог как служебную часть речи, различать разряды послелогов по значению, употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания послелогов с другими частями речи, проводить морфологический анализ послелогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения, употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзами да, и, проводить морфологический анализ союзов;

характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами, употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской, соблюдать нормы правописания частиц, проводить морфологический анализ частиц;

характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

характеризовать междометия как особую группу слов, различать междометия по значению, объяснять роль междометий в речи, проводить морфологический анализ междометий, соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.

43.11.6. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять общехарактерные признаки финно-угорских языков: происхождение от одной из ветвей уральского праязыка, исторические периоды деления на группы, заселение территорий проживания, характеризовать роль коми, других финно-угорских и русских ученых-лингвистов (3 - 4 фамилии) в исследовании коми языка;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);

выступать с научным сообщением, участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объем не менее 6 реплик), устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 140 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 250 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме их содержание (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 230 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 260 слов);

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного коми литературного языка, в том числе: во время списывания текста объемом 120 - 140 слов, словарного диктанта объемом 30 - 35 слов, диктанта на основе связного текста объемом 120 - 140 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвертого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемым написанием);

понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи, объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета, соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений в тексте;

анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические), распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи, анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений, сочинения объемом не менее 200 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

характеризовать особенности разговорного языка, его жанры: частный диалог, спор, СМС-сообщение, письмо;

определять признаки научного стиля в жанрах аннотации, рецензии, отзыва, определять признаки официально-делового стиля в жанрах автобиографии, договора, резюме;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

характеризовать особенности официально-делового стиля и основных жанров научного стиля, выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте;

создавать тексты публицистических жанров, официально-делового стиля (автобиография, договор, резюме);

владеть различными видами диалога (запрос информации, сообщение информации);

определять синтаксис как раздел лингвистики, характеризовать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

различать функции знаков препинания;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные, определять типы подчинительной связи слов в словосочетании (управление, примыкание), выявлять грамматическую синонимию словосочетаний, применять нормы построения словосочетаний;

характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях, использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения;

распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

применять нормы построения простого предложения, использования инверсии, применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, количественными сочетаниями;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи и соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

различать виды второстепенных членов предложения (определение, приложение как особый вид определения, прямое и косвенное дополнение, виды обстоятельств);

распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов, различать виды односоставных предложений (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;

выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений, определять особенности употребления односоставных предложений в речи;

характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная), различать однородные и неоднородные определения, находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов, применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не 00003091.wmz..., но и (не только..., но и), кыдзи..., сiдзи и (как..., так и);

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и..., и, 00003092.wmz..., 00003093.wmz, ни..., ни, то..., то), ставить знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями, простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, междометиями;

различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, применять нормы постановки знаков препинания в предложениях при обособлении согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и предложениями, обращениями и междометиями;

различать группы вводных слов по значению, различать вводные слова и предложения, понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными и вставными предложениями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции, выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений, применять нормы построения предложений с вводными словами, вводными и вставными предложениями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями в речевой практике;

распознавать прямую и косвенную речь, выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью, цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание, применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, распознавать сложные предложения, предложения с прямой речью, конструкции с чужой речью в различных текстах;

проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений, применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

43.11.7. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

определять роль родного языка в жизни коми народа и каждого отдельного его представителя, иметь представление о статьях из Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, устанавливающих право человека на образование, определение своей национальности, использование родного языка, участия в культурной жизни республики;

оценивать свои языковые и коммуникативные компетенции, будучи носителем двух государственных языков республики - коми и русского, искать и представлять аудитории дополнительную информацию о функционировании коми языка в республике и на других территориях Российской Федерации, о коми ученых-лингвистах, писателях, поэтах, подготавливать выступления, презентации;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объем не менее 6 реплик), устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 150 слов;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного коми литературного языка, в том числе: во время списывания текста объемом 140 - 160 слов, словарного диктанта объемом 35 - 40 слов, диктанта на основе связного текста объемом 140 - 160 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемым написанием);

определять тему и главную мысль текста, подбирать свой заголовок, отражающий тему или главную мысль текста, устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи, находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;

прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, вступлению или концовке, выявлять отличительные признаки текстов разных жанров, создавать высказывание на основе текста: выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме, создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности, оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме;

создавать тексты с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6 - 7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль, сочинения объемом 200 - 250 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 280 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 300 слов);

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля, выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка, характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста, приводить примеры сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;

понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности, определять роль изученных изобразительно-выразительных средств коми языка, находить их в текстах и употреблять в собственной речи;

выявлять основные средства синтаксической связи частей сложного предложения, распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей, понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи, понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами, использовать соответствующие конструкции в речи, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений, применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

различать подчинительные союзы и союзные слова, различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения, выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, цели, причины, образа действия, меры, степени, сравнения, условия, уступки);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинения придаточных частей, понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;

понимать особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений, применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений, понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи, проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи, применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

распознавать типы сложных предложений с разными видами связи, понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи, употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи, применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.