Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

35.6. Содержание обучения в 5 классе

35.6. Содержание обучения в 5 классе.

35.6.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.

Понятия о языке, речи, этнониме.

Понятия о родном языке и неродном языке.

Имя народа. Имя народов-соседей. Долганский язык как язык моего народа.

Дом моих предков - чум. Обустройство чума. Хозяйственные постройки. Обязанности членов семьи и рода в кочевой жизни долган. Долганский календарь в сопоставлении с григорианским календарем.

35.6.2. Систематический курс.

35.6.2.1. Фонетика, графика, орфоэпия.

Звуковая система долганского и русского языков в сопоставлении. Гласные звуки парные по краткости и долготе: произношение и графическое оформление. Краткие и долгие гласные звуки [а] - [аа], [о] - [оо], [ы] - [ыы], [у] - [уу], [и] - [ии], произношение и графическое оформление. Специфические гласные краткие и долгие звуки, отличные от русских фонем, [э] [ээ], [00001145.wmz] [00001146.wmz00001147.wmz], [y] - [yy], произношение и графическое оформление. Дифтонгоиды [ыа], [уо], [иэ], [y00001148.wmz], произношение и графическое оформление.

Согласные краткие и долгие звуки, произношение и графическое оформление. Специфические долганские согласные звуки, отличные от русских: звук [h], произношение и графическое оформление, фонема [00001149.png], произношение и графическое оформление. Фонетический разбор слова.

Закон гармонии гласных. Произношение гласных и соблюдение правил написания гласных в аффиксах слов в соответствии с гармонией гласных. Противопоставление гласных звуков по долготе.

Алфавит долганского языка в сопоставлении с русским алфавитом. Небуквенные графические средства. Строчные и заглавные буквы.

35.6.2.2. Лексика и фразеология.

Понимание слова как единства звучания и значения. Слово, его лексическое и грамматическое значение. Определение значения слова по контексту и словарю. Однозначные и многозначные слова.

Подбор слов по тематическому принципу в пределах изучаемой этнокультуроведческой темы.

Я - человек (пол, возраст, внешний вид, характер, здоровье). Я и моя семья. Я ученик. Школа и мои одноклассники. Окружающий мир моей малой родины. Времена года.

35.6.2.3. Морфемика. Словообразование.

Состав слова: корень, аффикс. Основа слова. Однокоренные слова.

Непроизводные и производные слова. Сопоставление морфемного состава слова в долганском и русском языках. Словообразовательные и формообразующие аффиксы. Морфемный и словообразовательный анализ имени существительного.

35.6.2.4. Морфология. Орфография.

Знаменательные и служебные слова. Их роль в предложении. Имя существительное как часть речи. Категория падежа. Простое склонение имен существительных в именительном падеже, частном падеже, винительном падеже, дательном падеже, исходном падеже, орудном падеже, совместном падеже, сравнительном падеже.

Правописание собственных имен существительных. Правописание гласных в аффиксах имен существительных. Правописание согласных в аффиксах имен существительных. Аффиксы субъективной оценки: уменьшительно-ласкательные, увеличения.

35.6.2.5. Синтаксис. Пунктуация.

Порядок слов в предложении. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, вокативные (обращение) и восклицательные.

Знаки препинания в предложениях по цели высказывания.

35.6.3. Культура речи.

Построение грамматически корректного устного или письменного текста с учетом норм долганского языка и речевого этикета в пределах учебной программы.

35.6.4. Речевая деятельность и текст.

Чтение и слушание учебных текстов - фольклорных, художественных (в рамках заданной тематики по этнокультуре). Построение диалога-расспроса в устной речи, составление письменных монологов повествовательного характера (изложение, сочинение) с целью углубления и расширения навыков работы с выбором и систематизацией материала.