Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

29.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования

29.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования.

29.11.1. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (башкирском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (башкирском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (башкирского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (башкирского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (башкирскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (башкирском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

29.11.2. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

29.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

29.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

29.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

29.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (башкирском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

29.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

29.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

29.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

29.11.3. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

характеризовать роль башкирского языка в сохранении культуры и традиций башкирского народа;

совершенствовать коммуникативные способности путем освоения норм башкирского литературного языка;

иметь представление об особенностях ударения в башкирском языке, приводить примеры, сопоставлять с русским языком;

распознавать фразеологические единицы в тексте, понимать их значение и использовать в связной речи;

определять особенности монолога, диалога и полилога, использовать данные разновидности речи в речевой деятельности;

иметь представление о других тюркских языках, родственных башкирскому языку;

характеризовать лексический состав башкирского языка; распознать исконно башкирские слова тюркского происхождения и иноязычные слова;

распознавать синонимы, антонимы и омонимы в тексте, объяснить их функции в устной и письменной речи;

определять специфические согласные звуки башкирского языка, правильно произносить их в устной речи;

иметь представление о башкирском алфавите и его происхождении, сравнивать с русским алфавитом;

характеризовать имена существительные как знаменательную часть речи; выделять в текстах имена нарицательные и собственные, правильно их употреблять в речи;

представлять словообразовательную систему башкирского языка; выделять корень слова и окончание;

обозначать в структуре слова словоизменительные, формообразующие и словообразующие аффиксы;

иметь общие представления о способах словообразования в башкирском языке; выделять сложные слова, иметь представление об их правописании.

29.11.4. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

соблюдать орфоэпические нормы башкирского языка при создании устных текстов и при решении коммуникативных задач;

иметь представление об ономастической системе Башкортостана; ориентироваться в топонимии региона, иметь представление о географии известных топонимов; владеть правописанием топонимов на башкирском и русском языках;

объяснять особенности ударения в башкирском языке, иметь представление о просодических явлениях, возникающих при присоединении окончаний, в структуре сложного слова и в вопросительных местоимениях;

иметь представление об основных признаках имени существительного, правильно употреблять падежные формы имен существительных в речи; сравнивать варианты падежных окончаний башкирского языка с формами русского языка;

выявлять устаревшие слова, военную лексику, фразеологические единицы в текстах на военно-историческую тематику;

определять в текстах имена существительные в категории принадлежности, сопоставлять способы выражения принадлежности в башкирском и русском языках;

характеризовать имя прилагательное как часть речи в башкирском и русском языках, иметь представление о степени имен прилагательных (сравнительная, уменьшительная, превосходная) и правильно употреблять в речи согласно коммуникативным задачам;

характеризовать основные признаки качественных и относительных прилагательных, обозначать функциональную особенность относительных прилагательных;

иметь представление об основных способах словообразования имен прилагательных, основные признаки производных и сложных прилагательных;

определять лексико-грамматические признаки имен числительных, разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, разделительные, приблизительные числительные) и использовать их в письменной и устной речи в соответствии с нормами башкирского литературного языка;

иметь представление о функционально-коммуникативной особенности местоимений, иметь представления о разрядах местоимений (личные местоимения, указательные местоимения, вопросительные местоимения, определительные местоимения, неопределенные местоимения, отрицательные местоимения), употреблять местоимения в тексте в соответствии с их значением;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять и публично представлять результаты проекта.

29.11.5. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

распознавать явления омонимии и паронимии: различать виды омонимов, употребление омонимов в письменной и устной речи;

характеризовать природу паронимов, уместно использовать их в тексте;

анализировать смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску паронимов;

соблюдать башкирскую традиционную этикетную речевую манеру общения;

исключать категоричность в разговоре; иметь представление о невербальном (несловесном) этикете общения;

характеризовать фонетическую систему, словообразование и морфологию башкирского языка; иметь представление о критериях деления слов на части речи;

анализировать изменение имен существительных; использовать имена числительные в тексте согласно их нормам правописания;

характеризовать глагол как часть речи; распознавать личные и безличные глаголы, самостоятельные и вспомогательные глаголы;

характеризовать наклонения глаголов; использовать их в речи для решения коммуникативных задач;

выявлять в тексте формы глагола, указывать их отличительные признаки, разграничивать формы глагола и других частей речи;

характеризовать наречие как часть речи, распознавать виды наречий;

понимать функцию служебных частей речи; употреблять служебные части речи в соответствии их грамматическим и лексическим значением;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять его в устной и письменной форме.

29.11.6. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление об основных орфоэпических нормах современного башкирского литературного языка, распознавать типичные орфоэпические ошибки в современной речи, употреблять слова с учетом произносительных и стилистических вариантов орфоэпической нормы;

иметь представление об активных процессах современного башкирского языка в области произношения исконно башкирских слов, заимствованных слов из русского, арабского и персидского языков;

характеризовать синонимию, выявлять синонимический ряд в тексте, использовать словари синонимов, употреблять синонимы в речи в соответствии с их лексическим значением;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета; соблюдать нормы башкирского невербального этикета;

характеризовать синтаксис простого предложения, распознавать в тексте виды предложений по интонации и цели высказывания (повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительно-восклицательное предложение - повторение);

распознавать виды связи слов в тексте (сочинительная связь, подчинительная связь), указывать виды синтаксической связи слов в предложении (согласование, управление, примыкание, изафет), сравнивать виды связи слов в башкирском и русском языках;

характеризовать строение предложения в башкирском языке; выделять главные члены предложения, анализировать порядок слов в предложении в башкирском и русском языках;

выделять второстепенные члены предложения, указывать однородные и неоднородные, анализировать их функциональную особенность, использовать второстепенные члены предложения в соответствии с их функциями;

сравнивать односоставные и двусоставные предложения, нераспространенные и распространенные предложения, использовать их в устной и письменной речи для решения учебных задач;

характеризовать односоставные предложения (определенно-личное, обобщенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное); использовать при составлении диалога, прямой речи и косвенной речи;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять его в устной и письменной форме.

29.11.7. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

распознавать речевые ошибки и избегать их; анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского языка чужую и собственную речь; исправлять речь с учетом ее соответствия основным нормам современного башкирского литературного языка;

использовать при общении в Интернете этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать нормы башкирского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

соблюдать этикет телефонного и интернет-общения;

иметь представление о функциональных стилях башкирского языка, определять их коммуникативную особенность;

выделять основные характеристики и функции текста, определять типы текстов;

характеризовать роль интонации в речевом общении, правильно подбирать виды интонации в соответствии с целями и задачами коммуникации;

использовать лингвистические словари башкирского языка, ономастические словари, указывать их функции и особенности;

распознавать территориальные особенности разговорного башкирского языка, выделять ее признаки;

характеризовать синтаксис сложного предложения, распознавать в текстах башкирской художественной литературы сложносочиненные предложения, союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения;

иметь представление об особенностях сложноподчиненного предложения, определять виды придаточных предложений, анализировать сложные синтаксические конструкции в башкирском языке и употреблять их в речи с соблюдением синтаксических норм башкирского языка;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять его в устной и письменной форме.