Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

54.10. Содержание обучения в 9 классе

54.10. Содержание обучения в 9 классе.

54.10.1. Система языка.

Причастие.

Понятие о причастии. Синтаксическая роль причастия в предложении. Именные признаки у причастия: число, падеж, притяжание, чаще всего в предложении является определением. Глагольные признаки у причастия: категория времени (настоящее, прошедшее), спряжение притяжательных причастий, управление падежными формами. Активные причастия. Значение и образование активных причастий настоящего и прошедшего времени положительной и отрицательной формы. Неизменяемость активных причастий. Пассивные причастия. Значение и образование пассивных причастий настоящего и прошедшего времени положительной и отрицательной формы. Склонение пассивных причастий. Притяжательные причастия. Значение и образование притяжательных причастий настоящего и прошедшего времени положительной и отрицательной формы. Спряжение притяжательных причастий. Отличие притяжательных причастий от личных форм глаголов изъявительного наклонения. Место причастий в предложении по отношению к определяемому слову. Причастный оборот. Отличие причастий в нанайском и русском языках.

Деепричастие.

Понятие о деепричастии. Синтаксическая роль деепричастия в предложении. Разряды деепричастий. Одновременное деепричастие, его значение и морфологический признак (наличие формы единственного и множественного числа). Образование одновременных деепричастий единственного и множественного числа в положительной и отрицательной форме. Разновременное деепричастие, его значение. Образование разновременных деепричастий положительной и отрицательной формы. Условно-временное деепричастие, его значение и морфологический признак (наличие формы единственного и множественного числа). Образование условно-временных деепричастий единственного и множественного числа в положительной форме. Деепричастный оборот и его обособление. Отличие деепричастий в нанайском и русском языках.

Синтаксис.

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Связь слов в предложении. Порядок слов в нанайском предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое простое, составное глагольное и составное именное. Способы выражения сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения. Определение, способы его выражения. Примыкание при связи определения, выраженного именем прилагательным, числительным, некоторыми местоимениями и причастием, с определяемым словом. Дополнение, способы его выражения. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств и способы их выражения. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложение. Полное и неполное предложение. Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Запятая между однородными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Сложное предложение. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. Сложное бессоюзное предложение. Предложение с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при них. Замена прямой речи косвенной при помощи суффиксов -ам, -ям, -эм, -ем, -м, а также союзов и интонации голоса.

54.10.2. Тематические группы лексики нанайского языка.

"Народная педагогика" (игра как школа жизни и труда, воспитание у детей характера, нравственных качеств, воспитание качеств, необходимых в промысловой деятельности, в быту, традиционные игры нанайцев, национальные традиции и обычаи, досуг и увлечения современных школьников), "Образование" (сельская школа, учитель и ученик, родитель и ученик, обучение и воспитание, каникулы, выходной день, здоровый образ жизни).