60.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (селькупскому) языку на уровне основного общего образования
60.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (селькупскому) языку на уровне основного общего образования.
60.11.1. В результате изучения родного (селькупского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (селькупском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (селькупском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (селькупского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (селькупского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (селькупскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый и безопасный образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
60.11.2. В результате изучения родного (селькупского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
60.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.
60.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
60.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
60.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (селькупском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта.
60.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
60.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
60.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды.
60.11.3. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
понимать язык как средства общения, владения родным языком как признака принадлежности народности;
анализировать строение словосочетаний, устанавливать связь между словами и составлять словосочетания с учетом норм лексической и грамматической сочетаемости слов;
понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, характеризовать предложения по цели высказывания, устанавливать связь между членами предложения по вопросам, определять правильный порядок слов в предложении и составлять монологическое высказывание по типу рассуждения;
анализировать образцы текстов, содержащих дополнение, определение, обстоятельства разных групп, выполнять по плану синтаксический разбор предложения;
выразительно читать предложения с прямой речью разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, образцы диалогической и монологической речи и инсценировать диалоги (по выбору обучающихся);
анализировать звучащую речь, обозначать звуки в транскрипции (без использования термина), использовать алфавит селькупского языка при поиске информации в учебнике, словарях;
соблюдать основные орфоэпические нормы литературного родного (селькупского) языка (в рамках изученного);
работать с толковым словарем, различать омонимы и многозначные слова, осмыслять роль использования в речи синонимов, антонимов;
использовать слова в речи с соблюдением основных лексических норм литературного родного (селькупского) языка (в рамках изученного);
распознавать части речи, давать характеристику частей речи по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли, выполнять морфологический разбор частей речи;
грамотно писать слова различных частей речи, орфограммы в них с соблюдением орфографических правил (в рамках изученного);
систематизировать с помощью учителя ранее изученные материалы.
60.11.4. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
осознавать историю изучения селькупского языка, создания селькупской письменности;
работать с лексическими единицами, многозначными словами, синонимами, антонимами, распознавать в речи диалектизмы, заимствованные слова, устаревшую лексику и фразеологизмы на селькупском языке;
понимать и объяснять фонетическую особенность верхнетолькинского диалекта, диалектные особенности лексики тазовского наречия, находить слова в словарях и текстах;
осуществлять склонение, словообразование имен существительных (лично-притяжательных форм существительного);
распознавать признаки прилагательного, находить их в тексте, определять степени сравнения имен прилагательных, осуществлять словообразование имен прилагательных;
различать, группировать имена числительные по разрядам (количественные, порядковые, собирательные, дробные числительные, простые, сложные, производные, составные числительные), правильно употреблять их в речи;
давать определение местоимению, находить его в тексте, склонять личные местоимения, распознавать их (лично-определительные, возвратные, вопросительные, указательные, неопределенные, определительные местоимения);
определять вид (переходной, непереходной), наклонения (изъявительное, условное, сослагательное, повествовательное) глаголов, спрягать глаголы;
распознавать признаки наречий;
систематизировать с помощью учителя ранее изученные материалы.
60.11.5. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
составлять план теоретического текста;
использовать глаголы разного наклонения (изъявительного, сослагательного, повествовательного, желательного, долженствовательного, неочевидного, повелительного) при составлении текста;
работать с лингвистическим портфолио;
конструировать текст с причастным оборотом, обособлять распространенное согласованное определение, находить причастия настоящего и прошедшего времени, определять причастия (долженствовательное, предназначительное, лишительное), понимать принципы перехода причастий в прилагательные;
составлять текст описания внешности человека по плану;
обособлять деепричастный оборот в предложении, определять простое деепричастие, деепричастия несовершенного и совершенного видов,
различать наречия по значению (наречия места, времени, цели, меры и степени);
различать числительные по разрядам (составные, порядковые, собирательные, кратковременные);
различать местоимения по разрядам (личные, возвратные, вопросительные, определительные, неопределительные), склонять личные местоимения;
отличать от других частей речи превербы, послелоги (с пространственно-временным значением, выражающие объектные отношения), частицы (грамматические, модальные частицы);
определять и различать сочинительные и подчинительные союзы, модальные слова;
применять изученные правила в учебной практике и повседневной жизни.
60.11.6. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
составлять сообщение об истории изучения селькупского языка, создания селькупской письменности;
объяснять грамматические признаки разных частей речи;
находить в тексте синтаксические единицы, осуществлять синтаксический разбор предложения в художественном тексте (устно и письменно), анализировать в тексте языковые средства;
пояснять функцию главных членов предложения, определять виды сказуемого, находить простое глагольное и именное сказуемое, составное глагольное и именное сказуемое, составлять с ними предложения;
находить в предложении второстепенные члены предложения, распознавать дополнение (прямое и косвенное), определение (согласованное и несогласованное) и обстоятельство, конструировать предложения с ними;
понимать особенности такого вида текста, как характеристика человека, составлять такой текст на селькупском языке;
различать односоставные и двусоставные предложения, их структурно-грамматические особенности и функции, использовать в речи синонимию двусоставных и включенно-личных предложений, распознавать назывные и неопределенно-личные предложения;
понимать синтаксические особенности официально-делового стиля, составлять текст-инструкцию для бытовой ситуации общения на селькупском языке;
определять безличные, полные и неполные предложения, их структурно-грамматические особенности, составлять диалоги с полными предложениями, употреблять полные предложения для создания экспрессии речи на селькупском языке, употреблять отрицательные частицы в предложениях, распознавать односоставные и полные предложения;
правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами, при обобщающих словах, с союзами, разграничивать однородные и неоднородные определения в предложении, распознавать сочинительные союзы в предложении;
распознавать служебные части речи, определять частицы по значению (грамматические и модальные), союзы (сочинительные и подчинительные), использовать модальные слова, междометия, звукоподражательные слова в речи, правильно ставить в предложении знаки препинания с ними;
различать способы передачи чужой речи: прямую речь и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, в предложениях с прямой речью и при диалоге, составлять рассказ с диалогом по рисунку, ситуации и схеме, производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
60.11.7. Предметные результаты изучения родного (селькупского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
составлять письменное сообщение по опорному конспекту о самодийской языковой группе и уральской семье языков, древо уральской семьи языков;
определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи в селькупском языке;
составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану;
находить в тексте синтаксические единицы, конструировать разные словосочетания, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения;
понимать функцию главных членов предложения, согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием, находить в предложениях второстепенные члены, распознавать их виды;
понимать особенности и функции предложений с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения;
понимать структуру простого осложненного предложения, конструировать предложение с причастным, деепричастным оборотами, осложненное предложение с именем действия, и предложение, осложненное сравнительным оборотом;
понимать структуру сложного предложения, находить грамматическую основу сложного предложения, понимать особенности бессоюзных сложных предложений, разграничивать сложные предложения разных типов;
правильно ставить знаки препинания между частями сложносочиненного предложения, определять различия подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях, конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными времени, уступительными, условия, сравнения, изъяснительными;
определять в предложении с косвенной речью чужую речь и комментирующее высказывание, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге;
понимать синтаксические особенности официально-делового стиля, составлять текст инструкции для бытовой ситуации общения на селькупском языке;
переводить с помощью словаря слова, небольшой текст на русский и селькупский языки;
употреблять в устной и письменной речи этикетную лексику, применять правила речевого этикета;
систематизировать ранее изученные материалы, в том числе классифицировать гласные и согласные фонемы, применять орфографические навыки и навыки морфологического разбора.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей