Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

37.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования

37.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования.

37.11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

37.11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

37.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

37.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

37.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

37.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

37.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

37.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

37.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

37.11.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;

развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);

составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями;

строить монолог: повествование, описание, рассуждение;

соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;

определять термины "фонетика" и "орфоэпия";

формулировать смыслоразличительные функции звука;

объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;

объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда и заднего ряда;

объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные, лабиализованные;

объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;

анализировать звуко-буквенный состав слов;

объяснять правописание буквы а со звучанием э;

объяснять правописание разделительных ъ, ы;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;

определять и формулировать значение алфавита;

рассказывать исторические сведения о создании алфавита;

объяснять историю кабардино-черкесской письменности;

объяснять значение письменности в жизни общества;

определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;

определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова (производная, непроизводная);

различать разновидности аффиксов: словообразовательные и словоизменительные;

проводить морфемный разбор слова;

использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне слова;

образовывать именные части речи, глаголы;

определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имен существительных, числа, лица, времени глаголов;

определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм сравнения качественных имен прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения;

выделять основу слова;

определять основу слова: исходная и словообразующая;

выявлять основы, образовавшие новое слово;

определять основные понятия лексикологии;

распознавать омоним, синоним, антоним;

формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи;

понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;

отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением;

находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы;

пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;

определять основные понятия морфологии;

распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол) по грамматическому значению и морфологическим признакам;

распознавать служебные части речи;

определять грамматическое значение и морфологические признаки существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;

определять собственные и нарицательные имена существительные (тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

определять правописание существительных, заимствованных из русского языка;

склонять имена существительные: определенные, неопределенные;

определять синтаксическую роль имени существительного;

объяснять связь существительного с глаголом;

правильно применять аффиксы падежей имен существительных в предложении;

определять грамматические признаки глагола;

определять времена глагола;

определять лицо, число глагола;

различать неопределенную форму глагола от других форм глагола и отличать ее от существительных (щэн, вэн, сэн, удын);

определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные прилагательные;

определять формы сравнения качественных прилагательных;

образовывать имена прилагательные;

определять синтаксическую роль имен существительных, прилагательных;

определять правописание прилагательных, являющихся определением для существительных;

различать степени сравнения имен прилагательных, значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;

образовывать прилагательные от существительных;

проводить морфологический разбор именных частей речи;

применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;

применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике;

применять морфологические знания и умения в практике правописания;

определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;

самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита проекта).

37.11.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы;

объяснять разницу между живыми и мертвыми языками;

понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию;

осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;

воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме;

создавать устные и письменные монологические, а также устные диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения;

объяснять происхождение кабардино-черкесской лексики и заимствованной (приводить примеры общеадыгской лексики, заимствованной лексики из других неродственных языков);

различать и употреблять в речи общеупотребительные слова;

различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы и термины, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы;

приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском языках, подбирать синонимы-фразеологизмы;

составлять предложения с фразеологизмами;

оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;

распознавать аффиксы наклонений, времен глагола, словообразовательные и словоизменительные суффиксы и префиксы;

определять способ словообразования: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, основосложение;

выявлять правописание сложных и сложносокращенных слов;

распознавать глагол, числительное, местоимение среди других частей речи по грамматическому значению и морфологическим признакам;

определять морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, числительного и местоимения;

определять простые, сложные и составные глаголы;

определять начальную форму глагола;

образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов;

образовывать глаголы с помощью аффиксов;

выделять инфинитив, суффикс инфинитива;

различать переходные, непереходные глаголы;

употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола: изъявительное, условное, сослагательное, предположительное, желательное, повелительное, наклонение удивления;

спрягать глагол;

выявлять возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов;

выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи;

определять числительные простые, сложные и составные;

использовать в речи количественные, порядковые, разделительные, дробные числительные;

объяснять значение числительных, склонение, особенности употребления в словосочетании;

определять основные морфологические и синтаксические формы местоимения;

определять разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам: личные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные, определительные, неопределенные, отрицательные: склонение, их значение, изменение и роль в предложении;

выполнять морфологический разбор глагола, числительного, местоимения;

определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения;

соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного языка;

переводить тексты на русском языке на кабардино-черкесский и наоборот, стенографировать аудио-, видеоматериалы с подробным пересказом;

составлять план изложения или сочинения самостоятельно, логически последовательно выполнять письменные работы - сочинения, изложения.

37.11.5. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

определять значение и функции государственного языка и формулировать значение родного языка в жизнедеятельности;

проводить морфологический разбор;

определять главные и второстепенные члены предложения;

определять способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, слова автора;

соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании;

распознавать в тексте чужую речь;

вести диалог;

развивать собственную речь через сочинения: передавать свои воспоминания в сочинениях-повествованиях, работать по картине (описать местность, портрет, действие), размышлять по заданной проблемной теме и высказывать свои мнения в сочинениях-рассуждениях;

соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения;

определять тему и основную мысль текста;

составлять подробный и краткий план текста;

извлекать и систематизировать материал на определенную тему;

определять формы глагола: причастие и деепричастие;

определять общее грамматическое значение причастия, морфологические и синтаксические признаки;

выделять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего);

определять признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам, согласование с существительным;

определять изменение причастия по времени;

выделять стоящий после определяемого слова причастный оборот запятыми;

формулировать понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки;

выделять признаки глагола у деепричастия;

определять формы образования деепричастия;

использовать в речи отрицательные формы деепричастий;

составлять предложения с деепричастиями;

выделять запятыми деепричастный оборот;

проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;

формулировать понятие о наречии как части речи;

определять роль наречий в речи, его морфологические признаки и синтаксические функции;

выделять основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели;

подбирать степени сравнения наречий;

определять словообразование наречий, словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую, правописание наречий;

проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;

определять сложные предложения: союзные, бессоюзные сложные предложения;

выделять знаки препинания в сложных предложениях;

формулировать общее понятие о служебных частях речи;

определять назначение послелогов в речи;

владеть наиболее часто употребляемые послелогами в речи;

формулировать понятие о союзе, их назначении в речи, использовать союзы для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста;

выделять простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы;

формулировать понятие о частицах, ее морфологические признаки и синтаксические функции, правописание частиц;

формулировать понятие о междометии;

определять основные функции междометий, разряды междометий, знаки препинания при междометиях;

определять звукоподражательные слова;

проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц, союзов.

37.11.6. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять самостоятельные и служебные части речи;

определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово;

выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения;

выявлять виды синтаксической связи;

определять средства синтаксической связи;

определять подлежащее, способы его выражения;

определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное;

находить распространенные члены предложения;

находить второстепенные члены предложения;

определять виды дополнений;

выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения;

различать приложение как вид определения;

расставлять знаки препинания в приложении;

выделять обособленные приложения;

определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи, являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия;

выделять обособленные обстоятельства;

формулировать понятие об односоставных предложениях;

определять основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, особенности использования односоставных предложений в речи;

определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том числе в составе сложных предложений, иметь представление о строении и значении неполных предложений, ставить тире в неполном предложении;

выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов;

расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;

определять их разряды по значению;

выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;

определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам со сказуемым;

выделять предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями, предложениями;

выделять обращение, иметь представление о средствах его выражения, включая звательную интонацию;

определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования обращений;

определять особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи;

выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте;

конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные предложения;

ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями;

применять правила пунктуации: знаки препинания в осложненном, сложном предложении.

37.11.7. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка;

проводить морфологический и синтаксический разбор;

выявлять фонетические процессы;

определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю и по контексту;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое);

редактировать письменное речевое высказывание;

создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;

выделять микротему текста;

определять тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей;

различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей;

устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;

создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис, конспект, реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;

формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать с небольшим сообщением, докладом, рефератом;

определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений;

определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения;

выделять основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями;

определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения (интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей);

определять значения сочинительных союзов, виды соединительных союзов, сложносочиненные предложения с противительными союзами;

расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях;

определять строение сложноподчиненных предложений, главные и придаточные предложения;

ставить интонацию: умение проводить логическую паузу, постановка логического ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него;

подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова;

определять указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения;

находить указательные слова в главном предложении;

определять виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные, обстоятельственные;

ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными;

определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства их выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях;

формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.