37.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования
37.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне основного общего образования.
37.11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
37.11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
37.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
37.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
37.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
37.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
37.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
37.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
37.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
37.11.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;
развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);
составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями;
строить монолог: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;
определять термины "фонетика" и "орфоэпия";
формулировать смыслоразличительные функции звука;
объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;
объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда и заднего ряда;
объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные, лабиализованные;
объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;
анализировать звуко-буквенный состав слов;
объяснять правописание буквы а со звучанием э;
объяснять правописание разделительных ъ, ы;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;
определять и формулировать значение алфавита;
рассказывать исторические сведения о создании алфавита;
объяснять историю кабардино-черкесской письменности;
объяснять значение письменности в жизни общества;
определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова (производная, непроизводная);
различать разновидности аффиксов: словообразовательные и словоизменительные;
проводить морфемный разбор слова;
использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне слова;
образовывать именные части речи, глаголы;
определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имен существительных, числа, лица, времени глаголов;
определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм сравнения качественных имен прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения;
определять основу слова: исходная и словообразующая;
выявлять основы, образовавшие новое слово;
определять основные понятия лексикологии;
распознавать омоним, синоним, антоним;
формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи;
понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;
отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением;
находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы;
пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;
определять основные понятия морфологии;
распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол) по грамматическому значению и морфологическим признакам;
распознавать служебные части речи;
определять грамматическое значение и морфологические признаки существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;
определять собственные и нарицательные имена существительные (тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
определять правописание существительных, заимствованных из русского языка;
склонять имена существительные: определенные, неопределенные;
определять синтаксическую роль имени существительного;
объяснять связь существительного с глаголом;
правильно применять аффиксы падежей имен существительных в предложении;
определять грамматические признаки глагола;
определять лицо, число глагола;
различать неопределенную форму глагола от других форм глагола и отличать ее от существительных (щэн, вэн, сэн, удын);
определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные прилагательные;
определять формы сравнения качественных прилагательных;
образовывать имена прилагательные;
определять синтаксическую роль имен существительных, прилагательных;
определять правописание прилагательных, являющихся определением для существительных;
различать степени сравнения имен прилагательных, значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;
образовывать прилагательные от существительных;
проводить морфологический разбор именных частей речи;
применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике;
применять морфологические знания и умения в практике правописания;
определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;
самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита проекта).
37.11.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы;
объяснять разницу между живыми и мертвыми языками;
понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию;
осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;
воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме;
создавать устные и письменные монологические, а также устные диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения;
объяснять происхождение кабардино-черкесской лексики и заимствованной (приводить примеры общеадыгской лексики, заимствованной лексики из других неродственных языков);
различать и употреблять в речи общеупотребительные слова;
различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы и термины, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы;
приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском языках, подбирать синонимы-фразеологизмы;
составлять предложения с фразеологизмами;
оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;
распознавать аффиксы наклонений, времен глагола, словообразовательные и словоизменительные суффиксы и префиксы;
определять способ словообразования: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, основосложение;
выявлять правописание сложных и сложносокращенных слов;
распознавать глагол, числительное, местоимение среди других частей речи по грамматическому значению и морфологическим признакам;
определять морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, числительного и местоимения;
определять простые, сложные и составные глаголы;
определять начальную форму глагола;
образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов;
образовывать глаголы с помощью аффиксов;
выделять инфинитив, суффикс инфинитива;
различать переходные, непереходные глаголы;
употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола: изъявительное, условное, сослагательное, предположительное, желательное, повелительное, наклонение удивления;
выявлять возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов;
выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи;
определять числительные простые, сложные и составные;
использовать в речи количественные, порядковые, разделительные, дробные числительные;
объяснять значение числительных, склонение, особенности употребления в словосочетании;
определять основные морфологические и синтаксические формы местоимения;
определять разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам: личные, указательные, притяжательные, вопросительные, относительные, определительные, неопределенные, отрицательные: склонение, их значение, изменение и роль в предложении;
выполнять морфологический разбор глагола, числительного, местоимения;
определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения;
соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного языка;
переводить тексты на русском языке на кабардино-черкесский и наоборот, стенографировать аудио-, видеоматериалы с подробным пересказом;
составлять план изложения или сочинения самостоятельно, логически последовательно выполнять письменные работы - сочинения, изложения.
37.11.5. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять значение и функции государственного языка и формулировать значение родного языка в жизнедеятельности;
проводить морфологический разбор;
определять главные и второстепенные члены предложения;
определять способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, слова автора;
соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании;
распознавать в тексте чужую речь;
развивать собственную речь через сочинения: передавать свои воспоминания в сочинениях-повествованиях, работать по картине (описать местность, портрет, действие), размышлять по заданной проблемной теме и высказывать свои мнения в сочинениях-рассуждениях;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения;
определять тему и основную мысль текста;
составлять подробный и краткий план текста;
извлекать и систематизировать материал на определенную тему;
определять формы глагола: причастие и деепричастие;
определять общее грамматическое значение причастия, морфологические и синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего);
определять признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам, согласование с существительным;
определять изменение причастия по времени;
выделять стоящий после определяемого слова причастный оборот запятыми;
формулировать понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у деепричастия;
определять формы образования деепричастия;
использовать в речи отрицательные формы деепричастий;
составлять предложения с деепричастиями;
выделять запятыми деепричастный оборот;
проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
формулировать понятие о наречии как части речи;
определять роль наречий в речи, его морфологические признаки и синтаксические функции;
выделять основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели;
подбирать степени сравнения наречий;
определять словообразование наречий, словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую, правописание наречий;
проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
определять сложные предложения: союзные, бессоюзные сложные предложения;
выделять знаки препинания в сложных предложениях;
формулировать общее понятие о служебных частях речи;
определять назначение послелогов в речи;
владеть наиболее часто употребляемые послелогами в речи;
формулировать понятие о союзе, их назначении в речи, использовать союзы для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста;
выделять простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы;
формулировать понятие о частицах, ее морфологические признаки и синтаксические функции, правописание частиц;
формулировать понятие о междометии;
определять основные функции междометий, разряды междометий, знаки препинания при междометиях;
определять звукоподражательные слова;
проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц, союзов.
37.11.6. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять самостоятельные и служебные части речи;
определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово;
выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения;
выявлять виды синтаксической связи;
определять средства синтаксической связи;
определять подлежащее, способы его выражения;
определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное;
находить распространенные члены предложения;
находить второстепенные члены предложения;
выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения;
различать приложение как вид определения;
расставлять знаки препинания в приложении;
выделять обособленные приложения;
определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи, являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия;
выделять обособленные обстоятельства;
формулировать понятие об односоставных предложениях;
определять основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, особенности использования односоставных предложений в речи;
определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том числе в составе сложных предложений, иметь представление о строении и значении неполных предложений, ставить тире в неполном предложении;
выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов;
расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;
определять их разряды по значению;
выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;
определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам со сказуемым;
выделять предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями, предложениями;
выделять обращение, иметь представление о средствах его выражения, включая звательную интонацию;
определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования обращений;
определять особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи;
выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте;
конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные предложения;
ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями;
применять правила пунктуации: знаки препинания в осложненном, сложном предложении.
37.11.7. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка;
проводить морфологический и синтаксический разбор;
выявлять фонетические процессы;
определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю и по контексту;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое);
редактировать письменное речевое высказывание;
создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;
определять тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей;
различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;
создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис, конспект, реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;
формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать с небольшим сообщением, докладом, рефератом;
определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений;
определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения;
выделять основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями;
определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения (интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей);
определять значения сочинительных союзов, виды соединительных союзов, сложносочиненные предложения с противительными союзами;
расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях;
определять строение сложноподчиненных предложений, главные и придаточные предложения;
ставить интонацию: умение проводить логическую паузу, постановка логического ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него;
подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова;
определять указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения;
находить указательные слова в главном предложении;
определять виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные, обстоятельственные;
ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными;
определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства их выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях;
формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей