Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

38.6. Содержание обучения в 5 классе

38.6. Содержание обучения в 5 классе.

38.6.1. Повторение.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Образование звуков. Классификация гласных и согласных звуков. Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных.

Имя существительное. Число имен существительных. Склонение имен существительных по падежам.

Антонимы. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Словари (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Повторение тем: "До свидания, лето!" "Работа в радость", "Я живу в России", "Времена года".

Аудирование: текст "Балъкъ псыежэхыр" ("Река Малка").

38.6.2. Учебный год начался.

Тексты: "Мурат отправился в первый класс", "Наша школа и наш класс", "Четвертая гимназия", "Кабинет Эльзы Алиевны", "Расположение школы Индиры", "Урок географии", "Мой любимый предмет".

Социокультурные элементы речевого поведенческого этикета.

Диалоги: "Друзья встретились", "Внимание".

Аудирование: Джанни Родари.

38.6.2.1. Фонетика.

Слог. Ударение в слове. Правила переноса слов. Фонетический разбор слова.

38.6.2.2. Морфология.

Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Морфологический анализ прилагательного.

38.6.3. Осень в лесу.

Тексты: И. Соколов-Микитов "Осень", "Осень в лесу", Х. Гяургиев "Кусты калины", "Что молвил ежик белке", "Самшит", "Экскурсия в осенний лес".

Диалог: "Государственная Третьяковская галерея".

Стихотворения: Л. Афаунов "Орешник", С. Жилетежев "Сова", "Хотите знать?", Б. Кагермазов "Дятел", "В нашем лесу".

Аудирование: "Угадай дерево".

38.6.3.1. Орфоэпия.

Основные нормы произношения гласных и согласных звуков.

38.6.3.2. Морфология.

Наречие. Наречия времени и меры: нобэ, пщэдей, дыгъуасэ, псынщIэу, дахэу, хуэму. Образование наречий от качественных прилагательных с помощью суффиксов -у или -уэ и -кIэ, образование наречий от имен существительных с помощью суффиксов -м и -кIэ.

38.6.4. Учимся совершать покупки.

Тексты: "Новый магазин", "С бабушкой купили пиццу", "В молочном магазине", "По пути в магазин", "В стране тюльпанов".

Диалоги: "Вместе идем в магазин", "Как дойти до базара", "В универмаге", "В поисках магазина".

Стихотворение: Л. Губжоков "Магазин мелких товаров".

Аудирование: Б. Аброкова "Какие вкусные конфеты!", "Идем за покупками", "Самый большой магазин".

Работа по картинкам.

Проектная работа: "Мастерим скворечники".

38.6.4.1. Морфология.

Имя числительное. Количественные, порядковые, разделительные и дробные числительные.

38.6.5. Кто не любит зиму?! Животные и птицы зимой.

Тексты: К.В. Лукашевич "Зима", Г.А. Скребицкий "В выходной день - в зимний парк", В.В. Чаплина "Кто как зимует", Д.И. Хармс "Был Володя на елке", "Как дети проводят зимние каникулы", Б. Журтов "Баца", В.И. Мохов "Снеговик".

Диалоги: "Цели", "Адам и Мухамед договариваются о прогулке в парк".

Стихотворения: Л. Афаунов "Возвращайся", "Моя птичка", Ю. Пхитиков "Снеговик", З. Канукова "Новый год", А. Ханфенов "Сорока", Б. Аброкова "Чей?".

Аудирование: Б. Аброкова "Стихи о зимующих птицах", Л. Шогенов "Белочка".

38.6.5.1. Морфология.

Местоимение. Употребление в речи личных, притяжательных, указательных, вопросительных, относительных, определительных, неопределенных и отрицательных местоимений. Падежные формы местоимений.

38.6.6. Все работы хороши.

Тексты: "Нет плохих дел, есть плохо работающие", "Иван Владимирович Мичурин", "Кинология", "Хорошее наследство".

Диалог: "Беседа".

Аудирование: Р. Хагундоков, стихи: "Маленький помощник", "Стану строителем".

38.6.6.1. Морфология.

Закрепление материала по морфологии: особенности употребления существительных, прилагательных, наречий, числительных и местоимений в речи.

38.6.7. Спорт и здоровье.

Тексты: "Чем полезен спорт?", "Мое утро", "Где нужно искать здоровье?" "Мой брат Хачим", "Кем можно гордиться".

Диалоги: "Береги глаза", "Познакомил с Нальчиком".

Стихотворения: Ф. Канкулов "Спорт - здоровье", З. Канукова "Бежим наперегонки, жеребенок", Р. Хагундоков "Мой конь впереди".

38.6.7.1. Морфология.

Глагол. Инфинитивная форма глагола. Возвратные глаголы, их образование и употребление в речи. Наклонения глагола и способы их образования. Временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах. Морфологический разбор глагола.

38.6.8. Адыгские национальные блюда.

Тексты: "У нас были гости", "Суп - IэшрыI", "В столовой", "Учусь сервировать стол", "Если за столом...", "На нашей кухне".

Диалоги: "Беседа друзей", "На уроке технологии", "Адыгские пироги (дэлэн)".

Аудирование: "Как приготовить жэмыкуэ", "Чеснок - лекарство".

38.6.8.1. Морфология.

Наклонения глагола. Словообразующие префиксы и суффиксы.