38.6. Содержание обучения в 5 классе
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Образование звуков. Классификация гласных и согласных звуков. Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных.
Имя существительное. Число имен существительных. Склонение имен существительных по падежам.
Антонимы. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Словари (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Повторение тем: "До свидания, лето!" "Работа в радость", "Я живу в России", "Времена года".
Аудирование: текст "Балъкъ псыежэхыр" ("Река Малка").
Тексты: "Мурат отправился в первый класс", "Наша школа и наш класс", "Четвертая гимназия", "Кабинет Эльзы Алиевны", "Расположение школы Индиры", "Урок географии", "Мой любимый предмет".
Социокультурные элементы речевого поведенческого этикета.
Диалоги: "Друзья встретились", "Внимание".
Слог. Ударение в слове. Правила переноса слов. Фонетический разбор слова.
Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Морфологический анализ прилагательного.
Тексты: И. Соколов-Микитов "Осень", "Осень в лесу", Х. Гяургиев "Кусты калины", "Что молвил ежик белке", "Самшит", "Экскурсия в осенний лес".
Диалог: "Государственная Третьяковская галерея".
Стихотворения: Л. Афаунов "Орешник", С. Жилетежев "Сова", "Хотите знать?", Б. Кагермазов "Дятел", "В нашем лесу".
Основные нормы произношения гласных и согласных звуков.
Наречие. Наречия времени и меры: нобэ, пщэдей, дыгъуасэ, псынщIэу, дахэу, хуэму. Образование наречий от качественных прилагательных с помощью суффиксов -у или -уэ и -кIэ, образование наречий от имен существительных с помощью суффиксов -м и -кIэ.
38.6.4. Учимся совершать покупки.
Тексты: "Новый магазин", "С бабушкой купили пиццу", "В молочном магазине", "По пути в магазин", "В стране тюльпанов".
Диалоги: "Вместе идем в магазин", "Как дойти до базара", "В универмаге", "В поисках магазина".
Стихотворение: Л. Губжоков "Магазин мелких товаров".
Аудирование: Б. Аброкова "Какие вкусные конфеты!", "Идем за покупками", "Самый большой магазин".
Проектная работа: "Мастерим скворечники".
Имя числительное. Количественные, порядковые, разделительные и дробные числительные.
38.6.5. Кто не любит зиму?! Животные и птицы зимой.
Тексты: К.В. Лукашевич "Зима", Г.А. Скребицкий "В выходной день - в зимний парк", В.В. Чаплина "Кто как зимует", Д.И. Хармс "Был Володя на елке", "Как дети проводят зимние каникулы", Б. Журтов "Баца", В.И. Мохов "Снеговик".
Диалоги: "Цели", "Адам и Мухамед договариваются о прогулке в парк".
Стихотворения: Л. Афаунов "Возвращайся", "Моя птичка", Ю. Пхитиков "Снеговик", З. Канукова "Новый год", А. Ханфенов "Сорока", Б. Аброкова "Чей?".
Аудирование: Б. Аброкова "Стихи о зимующих птицах", Л. Шогенов "Белочка".
Местоимение. Употребление в речи личных, притяжательных, указательных, вопросительных, относительных, определительных, неопределенных и отрицательных местоимений. Падежные формы местоимений.
Тексты: "Нет плохих дел, есть плохо работающие", "Иван Владимирович Мичурин", "Кинология", "Хорошее наследство".
Аудирование: Р. Хагундоков, стихи: "Маленький помощник", "Стану строителем".
Закрепление материала по морфологии: особенности употребления существительных, прилагательных, наречий, числительных и местоимений в речи.
Тексты: "Чем полезен спорт?", "Мое утро", "Где нужно искать здоровье?" "Мой брат Хачим", "Кем можно гордиться".
Диалоги: "Береги глаза", "Познакомил с Нальчиком".
Стихотворения: Ф. Канкулов "Спорт - здоровье", З. Канукова "Бежим наперегонки, жеребенок", Р. Хагундоков "Мой конь впереди".
Глагол. Инфинитивная форма глагола. Возвратные глаголы, их образование и употребление в речи. Наклонения глагола и способы их образования. Временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах. Морфологический разбор глагола.
38.6.8. Адыгские национальные блюда.
Тексты: "У нас были гости", "Суп - IэшрыI", "В столовой", "Учусь сервировать стол", "Если за столом...", "На нашей кухне".
Диалоги: "Беседа друзей", "На уроке труда (технологии)", "Адыгские пироги (дэлэн)".
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171)
(см. текст в предыдущей редакции)
Аудирование: "Как приготовить жэмыкуэ", "Чеснок - лекарство".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей