Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

46.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования

46.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования.

46.11.1. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (крымскотатарском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (крымскотатарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (крымскотатарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

46.11.2. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

46.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

46.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

46.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

46.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (крымскотатарском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

46.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

46.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

46.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

46.11.3. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

иметь представление о родном (крымскотатарском) языке как средстве общения и основе существования народа, объяснять значение родного (крымскотатарского) языка;

владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;

работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составлять простой план текста;

различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи;

использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного);

характеризовать звуки родного (крымскотатарского) языка, понимать различие между звуком и буквой;

соблюдать нормы орфоэпии родного (крымскотатарского) языка;

оперировать понятием "орфограмма", распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии в практике правописания;

объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

пользоваться на практике разными видами лексических словарей;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);

распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);

правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;

проводить морфемный анализ слова;

применять знания по морфемике в практике правописания;

владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;

определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нем главное и зависимое слово;

определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений;

определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого,

находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство);

находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;

выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;

соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.

46.11.4. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как средства коммуникации и самовыражения;

составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;

характеризовать лексику родного (крымскотатарского) языка с точки зрения ее происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других языков;

определять в тексте лексику с точки зрения ее употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов;

распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;

использовать лексические словари родного (крымскотатарского) языка, словарь фразеологизмов;

использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи;

характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их разряды, синтаксическую роль);

правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные.

46.11.5. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков;

воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;

составлять сложный план собственного высказывания;

писать изложение и сочинение по простому и сложному плану;

передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи;

характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, (определять их разряды, синтаксическую роль);

правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;

распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их функции;

правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.

46.11.6. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

определять и формулировать роль родного (крымскотатарского) языка в современном мире;

определять роль родного (крымскотатарского) языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;

передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или прослушанных текстов, сочетающих в себе разные функционально-смысловые типы речи;

иметь представление об особенностях построения текстов разных жанров (документы, протокол);

находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

различать односоставные и двусоставные предложения;

находить в тексте неполные предложения;

правильно ставить знаки препинания в простом неосложненном предложении;

выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов;

распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;

сопоставлять и разграничивать определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения;

находить в тексте однородные члены предложения;

определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных членах;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

понимать основные функции обращения;

правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению;

пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое;

различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными членами предложения.

46.11.7. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

определять роль родного языка в развитии личности;

владеть разными видами речевой деятельности;

создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины;

писать доклад или реферат на морально-этическую тему;

сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении;

выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (документы, заявление, автобиография);

классифицировать сложные предложения на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные;

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

употреблять сложносочиненные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте;

различать основные виды сложноподчиненных предложений;

анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений разных видов;

употреблять сложноподчиненные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений;

употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;

разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;

правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно употреблять их в речи;

распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;

строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы преобразования прямой речи в косвенную речь;

осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания.