46.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования
46.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования.
46.11.1. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (крымскотатарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (крымскотатарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (крымскотатарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
46.11.2. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
46.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
46.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
46.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
46.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (крымскотатарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
46.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
46.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
46.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
46.11.3. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
иметь представление о родном (крымскотатарском) языке как средстве общения и основе существования народа, объяснять значение родного (крымскотатарского) языка;
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;
работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составлять простой план текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного);
характеризовать звуки родного (крымскотатарского) языка, понимать различие между звуком и буквой;
соблюдать нормы орфоэпии родного (крымскотатарского) языка;
оперировать понятием "орфограмма", распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;
проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нем главное и зависимое слово;
определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого,
находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство);
находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;
выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.
46.11.4. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как средства коммуникации и самовыражения;
составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;
характеризовать лексику родного (крымскотатарского) языка с точки зрения ее происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других языков;
определять в тексте лексику с точки зрения ее употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов;
распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;
использовать лексические словари родного (крымскотатарского) языка, словарь фразеологизмов;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные.
46.11.5. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков;
воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;
составлять сложный план собственного высказывания;
писать изложение и сочинение по простому и сложному плану;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;
распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их функции;
правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.
46.11.6. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять и формулировать роль родного (крымскотатарского) языка в современном мире;
определять роль родного (крымскотатарского) языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или прослушанных текстов, сочетающих в себе разные функционально-смысловые типы речи;
иметь представление об особенностях построения текстов разных жанров (документы, протокол);
находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания;
различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
различать односоставные и двусоставные предложения;
находить в тексте неполные предложения;
правильно ставить знаки препинания в простом неосложненном предложении;
выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов;
распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;
сопоставлять и разграничивать определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения;
находить в тексте однородные члены предложения;
определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
понимать основные функции обращения;
правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;
различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению;
пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое;
различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными членами предложения.
46.11.7. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
определять роль родного языка в развитии личности;
владеть разными видами речевой деятельности;
создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины;
писать доклад или реферат на морально-этическую тему;
сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении;
выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (документы, заявление, автобиография);
классифицировать сложные предложения на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные;
характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;
употреблять сложносочиненные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;
распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;
конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте;
различать основные виды сложноподчиненных предложений;
анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений разных видов;
употреблять сложноподчиненные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;
выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений;
употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;
правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно употреблять их в речи;
распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;
строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы преобразования прямой речи в косвенную речь;
осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей