Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

130.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (чувашская) литературе на уровне основного общего образования

130.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (чувашская) литературе на уровне основного общего образования.

130.11.1. В результате изучения родной (чувашской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (чувашская) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (чувашского) языка и родной (чувашской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений чувашской литературы, а также литературы других народов;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в чувашской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении чувашских фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

130.11.2. В результате изучения родной (чувашской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.

130.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

130.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

130.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

130.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

130.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

130.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

130.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (чувашская) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (чувашской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

130.11.3. Предметные результаты изучения родной (чувашской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

определять с помощью пословицы жизненную или вымышленную ситуацию;

рассуждать о героях и проблематике изученных произведений, обосновывать свои суждения с использованием текста;

оценивать систему персонажей произведения;

различать основные жанры фольклора и художественной литературы (пословица, поговорка, сказка, притча, рассказ, гимн), отличать прозаические тексты от поэтических;

составлять тезисный план художественного произведения (или фрагмента);

различать позицию героя и голос автора;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги;

выбирать произведения устного народного творчества для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

устанавливать связи между фольклорными произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

писать сочинение (в том числе по иллюстрации) и (или) придумывать сюжетные линии;

владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет, выявлять особенности композиции, основной конфликт;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в виде работы исследовательского характера, реферата, проекта;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой.

130.11.4. Предметные результаты изучения родной (чувашской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

загадывать загадки и обосновывать свои суждения;

характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки;

использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения, различать основные жанры и формы фольклора и художественной литературы (пословица, поговорка, загадка, басня, стихотворение);

формулировать вопросы, связанные с содержанием и формой произведения;

давать развернутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения;

составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный;

находить информацию об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе;

сочинять загадки и (или) придумывать сюжетные линии;

писать отзыв на прочитанное произведение.

130.11.5. Предметные результаты изучения родной (чувашской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

пересказывать сказки, выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов и используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;

характеризовать роль героя произведения в сюжете, его внешний облик и внутренние качества, поступки и отношения с другими персонажами;

определять характер конфликта в произведении;

передавать свои впечатления от лирического произведения, определять выраженное в нем настроение;

использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения (литературный герой, лирический герой, речевая характеристика), различать основные жанры фольклора и художественной литературы (народная сказка, литературная сказка, зарисовка);

сопоставлять персонажей разных произведений по сходству или контрасту;

участвовать в беседе о прочитанном, строить развернутое устное монологическое высказывание, отражающее знание и понимание литературного произведения;

составлять сложный план художественного произведения (или фрагмента);

пересказывать художественный текст по плану;

рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

анализировать произведения (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа), давать собственную интерпретацию и оценку произведениям.

130.11.6. Предметные результаты изучения родной (чувашской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

выявлять и формулировать тематику, проблематику и идейное содержание прочитанных произведений;

характеризовать особенности построения сюжета, определять стадии развития действия в драматическом произведении, выявлять особенности композиции драматического произведения;

сопоставлять эпизоды эпического произведения (рассказа, повести, очерка);

соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой, привлекая необходимые знания по истории;

находить в произведении изобразительно-выразительные средства языка (в том числе метафору, олицетворение), объяснять их роль в создании поэтического образа;

пересказывать художественный текст (подробно и сжато);

определять стадии развития действия в эпическом произведении (экспозиция, завязка, кульминация, развязка);

характеризовать образ лирического героя;

давать оценку литературным произведениям с точки зрения их духовно-нравственной, культурной ценности;

осуществлять поиск в справочной литературе и сети Интернет информации (например, критических отзывов о литературном произведении, сведений об истории создания произведения), осуществлять критический анализ и отбор полученной информации;

сравнивать народные песни, определять их тематические и жанровые особенности;

анализировать произведения в соответствии с жанрово-родовой природой художественного текста;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

писать доклад, эссе на заданные темы.

130.11.7. Предметные результаты изучения родной (чувашской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

пересказывать легенды, выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для легенд художественные приемы;

характеризовать образ лирического героя, выявляя его черты, характерные для творчества конкретного поэта;

использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения (эпитет, олицетворение, сравнение, прототип, сюжет, литературный образ);

различать основные жанры фольклора и художественной литературы (народные песни, авторские песни, очерк, духовное завещание, повесть, драма, комедия, трагедия);

выразительно читать вслух произведения и их фрагменты с учетом лексико-синтаксических особенностей текста, его смысла, соблюдать правильную интонацию, выразительно читать наизусть (передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм) не менее 3 поэтических произведений (ранее не выученных наизусть);

систематизировать результаты изучения литературных произведений после работы в классе и после самостоятельного чтения;

выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной исследовательской работы и (или) создания проекта на заданную или самостоятельно выбранную тему;

использовать словари и справочники, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, в сети Интернет для выполнения учебной задачи, использовать ИКТ;

сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения одного или разных авторов, сравнивать образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты литературных произведений, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, эпизоды, детали текста (с выявлением общего и различного и обобщением своих наблюдений);

сопоставлять произведения (или фрагменты) родной литературы с произведениями других народов и выявлять их сходство и национальное своеобразие, аргументированно оценивать их, участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, используя жизненный и читательский опыт.