Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

87.10. Содержание обучения в 9 классе

87.10. Содержание обучения в 9 классе.

87.10.1. Введение.

Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Абазинская литература как искусство слова. Основные темы абазинской литературы. Фольклорные мотивы и традиции в литературных произведениях.

87.10.2. Фольклор абазин.

Сказки и легенды. Сказания и их особенности. Нартский эпос. Главные персонажи нартского эпоса абазин. Жанровые признаки. Противоборство и торжество героя в борьбе с врагами. Идейно-тематическое своеобразие. Изобразительно-выразительные средства.

Сказания "Сосрыкъви айныжв лашви" ("Сосруко и слепой великан"), "Сосрыкъви Сотраши" ("Сосруко и Сотраш"), "Сосрыкъви Сосранпи" ("Сосруко и Сосранпа"), "Сосрыкъви ацыгIв хъачви" ("Сосруко и шестеро мужчин"), "Сосрыкъва йпсыща" ("Гибель Сосруко").

Народная песня - жанр фольклора. Песни-плачи (агъыбзаква), трудовые песни (анхагIвчва рашваква), обрядовые песни (ацIасква йырпщылу ашваква). Песни-плачи "Гващагъагъ" ("Гошегаг"), "Кына йпхIа Минат" ("Дочь Кыны Минат"), "Фариз" ("Песня-плач Фариз"). Трудовые песни "О, Нана" ("О, Нана"), "Ачвагъвара квпIи ауарад" ("Песня пахотной миски"), "Чвагъвара уарад" ("Пахотная песня").

87.10.3. Русскоязычная абазинская литература XIX века.

А.-Г.К. Кешев. Биография и творчество.

Повесть "АхIаджьратква" ("Абреки") (перевод В.Б. Тугова). Опубликована в журнале "Русский вестник" в 1860 году. Общественный и семейный уклад как основы абречества в повести "Абрек". Рассказ "ГIвымызкI акыт йштазгаз" ("Два месяца в ауле") (перевод В.Н. Меремкулова), опубликован в журнале "Библиотека для чтения" в 1860 году. Этнографизм произведений: быт, нравы, общественные и семейные отношения. Реалистическая картина жизни горцев второй половины XIX века.

87.10.4. Абазинская литература в период становления (1933 - 1941 годы) и в послевоенный период.

Обретение абазинами письменности (1932). Первые литературные публикации в школьных учебниках и хрестоматиях, на абазинской странице газеты "Черкес плиж" (1933 - 1938). Появление абазинской национальной газеты "Черкес къапщ" ("Красная Черкесия", 1938). Основные имена, тематика и проблематика публикуемых в ней произведений: И. Табулова "Ленинцы", С. Дармилова "Передано Красной армии", А. Магажокова "Наша жизнь светится", П. Цекова "Сталинская конституция", М. Малхозова "Первый день мая". Стихотворения "Раньше и теперь" (1936) Д. Озова и И. Табулова как характерные произведения начала советской эпохи. Выход первых художественных книг на абазинском языке в переводе с русского: Л. Квитко "Письмо Ворошилову" (1939), А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" (1939), Н. Вирты "Иностранка" (1940), Д. Кусова "Клубные пьесы" (1941).

Т.З. Табулов. Биография и творчество.

Пьеса "Зули" ("Зули"), рассказ "Джьалдуз" ("Джалдуз"). Трагизм кавказской войны XIX века в рассказе "Джалдуз". Мастерство передачи образов. Драматизм судьбы девушки-горянки в дореволюционный период. Роль изобразительно-выразительных средств в передаче внутренних переживаний героев. Символизм. Лаконизм как общее свойство произведений.

М.М. Малхозов. Биография и творчество.

Поэма "Анасып мгIва" ("Рождение счастья"). Отрывок из поэмы. Одно из лучших поэтических произведений довоенной национальной литературы. Противопоставление дореволюционной (закабаленной) и послереволюционной (свободной) жизни трудящихся. Образность мышления автора. Роль изобразительно-выразительных средств в создании образов. Идеологическая направленность произведения.

Н.А. Озов. Биография и творчество.

Рассказы "Муса дшгIамгIвайсыз" ("Путь Мусы"), "Чваргьа-чврыс" ("Мерцание"). Рассказы Озова как типичное произведение советской литературы 1930-х годов. Картины бедняцкой семьи до революции. Контраст образа труженика, замученного нуждой, и образа расчетливого дельца, в ком животное начало берет верх над человеческим. Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии характеров персонажей.

И. Табулов. Биография и творчество.

Роман "Азамат" ("Азамат"). Отрывок из романа. Поэма "Ращид йгIайхра" ("Возвращение Рашида"). Картина нищеты и бесправия горцев в дореволюционной России. Этнографический аспект: быт, нравы, обычаи абазин. Деление персонажей на положительных и отрицательных. Образ Асхада как типичного представителя угнетенного народа. Символика трех полупотухших угольков. Традиционные средства фольклорной эстетики в портретной характеристике Фатимат, ее драматическая судьба. Смерть матери как поворотное событие в сознании Азамата, увлечение революционными идеями. Образ Зурьят как пример духовного раскрепощения горянки.

87.10.5. Литература народов Российской Федерации.

А.А. Шогенцуков. Стихотворение "Сан" ("Моя мать") (перевод К.А. Баталова). Роман в стихах "Къамботи Льаци" ("Камбот и Ляца") (перевод К.А. Баталова). Отрывок из романа.

87.10.6. Теория литературы.

Фольклор. Народные песни, их жанровая классификация. Лирическая и эпическая поэма. Литературный герой (поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка). Лирическая повесть. Роман. Эпиграф. Историзм. Автобиографичность.