63.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования
63.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования.
63.11.1. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (татарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (татарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (татарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (татарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
63.11.2. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
63.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
63.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
63.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
63.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (татарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
63.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
63.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
63.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
63.11.3. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;
понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке;
письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;
владеть видами устной и письменной речи;
различать понятия "язык" и "речь", виды речи и формы речи: диалог и монолог;
определять значение закона сингармонизма, различать небную и губную гармонию;
применять правила правописания букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, е, ю, я;
различать ударный слог, логическое ударение;
правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;
проводить фонетический анализ слова;
использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;
определять лексическое значение слова с помощью словаря;
использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы;
распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
различать исконные слова, арабско-персидские, европейские, русские заимствования;
выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;
различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
различать части речи: самостоятельные и служебные;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
определять категорию падежа и принадлежности в именах существительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;
склонять личные местоимения по падежам;
распознавать указательные местоимения;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи;
образовывать временные формы изъявительного наклонения глагола;
различать спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;
проводить морфологический анализ изученных частей речи;
различать послелоги и послеложные слова;
употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения;
распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
определять орфографические ошибки и исправлять их;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
соблюдать интонацию, осуществлять выбор и организацию языковых средств и самоконтроль своей речи.
63.11.4. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;
подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;
воспринимать на слух и понимать основное содержание аудиотекстов и видеотекстов;
читать и находить нужную информацию в текстах;
определять тему и основную мысль текста;
корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
писать тексты с использованием картинок, произведений искусства;
составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;
давать полную характеристику гласным звукам;
распознавать виды гармонии гласных;
правильно употреблять звук ['] (гамза);
определять качественные характеристики согласных звуков;
определять правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков, правописание букв ъ и ь;
использовать словарь синонимов и антонимов;
проводить лексический анализ слова;
образовывать однокоренные слова;
склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;
распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные местоимения;
распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);
распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение);
определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонений глагола;
употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы;
находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);
находить вводные слова, обращения, правильно употреблять их в речи;
проводить синтаксический анализ простого предложения;
ставить знаки препинания в простом предложении;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы татарского литературного языка.
63.11.5. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности деления на абзацы;
давать развернутые ответы на вопросы;
проводить сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского языков;
проводить сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского языков;
правильно ставить ударение в заимствованных словах;
работать с толковым словарем татарского языка;
распознавать неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;
определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);
распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени, сравнения, места, времени, цели),
выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
применять способы передачи чужой речи;
распознавать прямую и косвенную речь;
формулировать предложения с прямой речью;
преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
определять признаки сложного предложения;
различать и правильно строить простое и сложное предложения с сочинительными союзами.
63.11.6. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;
определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа;
составлять собственные тексты по заданным заглавиям;
проводить краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях;
использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов;
присоединять окончания к заимствованиям;
определять случаи субстантивации прилагательных;
изменять субстантивированные имена прилагательные по падежам;
различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения;
выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения;
определять синтетическое сложноподчиненное предложение, синтетические средства связи;
распознавать аналитическое сложноподчиненное предложение, аналитические средства связи;
выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);
ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
представлять родную страну и культуру на татарском языке;
понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи.
63.11.7. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке;
извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами;
определять профессиональную лексику;
различать способы словообразования в татарском языке (корневые, производные, составные, парные слова);
определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;
распознавать предикативные слова;
употреблять стилистически окрашенную лексику;
определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический);
сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского языков.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей