Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

63.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования

63.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне основного общего образования.

63.11.1. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (татарском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (татарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (татарского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (татарскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (татарском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

63.11.2. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

63.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

63.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

63.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

63.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (татарском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

63.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

63.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

63.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

63.11.3. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;

понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке;

письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;

владеть видами устной и письменной речи;

различать понятия "язык" и "речь", виды речи и формы речи: диалог и монолог;

определять значение закона сингармонизма, различать небную и губную гармонию;

применять правила правописания букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, е, ю, я;

различать ударный слог, логическое ударение;

правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;

правильно произносить звуки и сочетания звуков, ставить ударения в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;

проводить фонетический анализ слова;

использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы;

распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;

различать исконные слова, арабско-персидские, европейские, русские заимствования;

выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;

различать формообразующие и словообразующие аффиксы;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

различать части речи: самостоятельные и служебные;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять категорию падежа и принадлежности в именах существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;

склонять личные местоимения по падежам;

распознавать указательные местоимения;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи;

образовывать временные формы изъявительного наклонения глагола;

различать спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;

проводить морфологический анализ изученных частей речи;

различать послелоги и послеложные слова;

употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;

распознавать частицы;

распознавать союзы;

находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

различать главные и второстепенные члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

определять орфографические ошибки и исправлять их;

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

соблюдать интонацию, осуществлять выбор и организацию языковых средств и самоконтроль своей речи.

63.11.4. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;

подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;

воспринимать на слух и понимать основное содержание аудиотекстов и видеотекстов;

читать и находить нужную информацию в текстах;

определять тему и основную мысль текста;

корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

писать тексты с использованием картинок, произведений искусства;

составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;

давать полную характеристику гласным звукам;

распознавать виды гармонии гласных;

правильно употреблять звук ['] (гамза);

определять качественные характеристики согласных звуков;

определять правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков, правописание букв ъ и ь;

использовать словарь синонимов и антонимов;

проводить лексический анализ слова;

образовывать однокоренные слова;

склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;

распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные местоимения;

распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);

распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение);

определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонений глагола;

употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы;

находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;

находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);

находить вводные слова, обращения, правильно употреблять их в речи;

проводить синтаксический анализ простого предложения;

ставить знаки препинания в простом предложении;

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы татарского литературного языка.

63.11.5. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;

понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности деления на абзацы;

давать развернутые ответы на вопросы;

проводить сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского языков;

проводить сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского языков;

правильно ставить ударение в заимствованных словах;

работать с толковым словарем татарского языка;

распознавать неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;

определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);

распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени, сравнения, места, времени, цели),

выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;

применять способы передачи чужой речи;

распознавать прямую и косвенную речь;

формулировать предложения с прямой речью;

преобразовывать прямую речь в косвенную речь;

определять признаки сложного предложения;

различать и правильно строить простое и сложное предложения с сочинительными союзами.

63.11.6. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;

определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа;

составлять собственные тексты по заданным заглавиям;

проводить краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях;

использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов;

присоединять окончания к заимствованиям;

определять случаи субстантивации прилагательных;

изменять субстантивированные имена прилагательные по падежам;

различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения;

выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения;

определять синтетическое сложноподчиненное предложение, синтетические средства связи;

распознавать аналитическое сложноподчиненное предложение, аналитические средства связи;

выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);

ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

представлять родную страну и культуру на татарском языке;

понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи.

63.11.7. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке;

извлекать информацию из различных источников, пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернет-ресурсами;

определять профессиональную лексику;

выявлять устаревшие слова;

распознавать неологизмы;

различать способы словообразования в татарском языке (корневые, производные, составные, парные слова);

определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;

распознавать предикативные слова;

употреблять стилистически окрашенную лексику;

определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический);

сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского языков.