Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

98.5. Пояснительная записка

98.5. Пояснительная записка.

98.5.1. Программа по родной (ингушской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

98.5.2. Программа по родной (ингушской) литературе способствует воспитанию компетентного читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, формированию потребности в систематическом чтении как средстве познания мира, гармонизации отношений человека и общества.

Концептуальной особенностью программы по родной (ингушской) литературе является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (освоение обучающимися разных видов и форм пересказа текста, формирование умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения, формирование навыков учебного чтения по цепочке и по ролям, получение опыта творческой деятельности при инсценировке, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения и другие).

Освоение программы по родной (ингушской) литературе имеет большое значение в процессе воспитания личности, ее нравственных качеств и творческих способностей, содействует познанию и усвоению жизненной философии ингушского народа, сохранению и развитию национальных традиций и исторической преемственности поколений.

98.5.3. Учебный материал в программе по родной (ингушской) литературе подобран в соответствии с критериями гуманизма, художественной и познавательной ценности, доступности, актуальности, поликультурности, разумного сочетания традиционной классики и современности, тематического и видо-жанрового разнообразия.

Изучение предмета "Родная (ингушская) литература" способствует обогащению речи обучающихся, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.

98.5.4. Содержание программы по родной (ингушской) литературе направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении ингушской литературы как особого, эстетического, средства познания ингушской национальной культуры и самореализации в ней; нравственное и эстетическое формирование личности, приобщение через этническую культуру к общероссийской и мировой культуре, формирование у обучающихся уважительного отношения к представителям других культур.

98.5.5. Содержание программы по родной (ингушской) литературе для каждого класса включает произведения фольклора, ингушской классики и современной литературы, актуализирующие проблемы и ценности, и реализуется в трех тематических блоках: устное народное творчество, произведения ингушских писателей, литература других народов.

98.5.6. Изучение родной (ингушской) литературы направлено на достижение следующей цели: воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной ингушской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием.

98.5.7. Достижение поставленной цели реализации программы по родной (ингушской) литературе предусматривает решение следующих задач:

формирование познавательного интереса к родной (ингушской) литературе, воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту ингушского народа, приобщение обучающегося к культурному наследию народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение ингушской культуры;

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

приобщение к литературному наследию ингушского народа в контексте единого исторического и культурного пространства Российской Федерации, диалога культур всех народов Российской Федерации;

осознание роли родной (ингушской) литературы в передаче историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

выявление взаимосвязи родной (ингушской) литературы с историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры ингушского народа в ингушской литературе;

получение знаний о родной (ингушской) литературе как о развивающемся явлении в контексте ее взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной (ингушской) литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

формирование опыта общения с произведениями родной (ингушской) литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной (ингушской) литературы;

формирование потребности в систематическом чтении произведений родной (ингушской) литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

98.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (ингушской) литературы, - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родной (ингушской) литературы.