Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

52.11. Планируемые результаты освоения программы по марийскому (государственному) языку (горному и луговому) на уровне основного общего образования

52.11. Планируемые результаты освоения программы по марийскому (государственному) языку (горному и луговому) на уровне основного общего образования.

52.11.1. В результате изучения марийского (государственного) языка (горного и лугового) на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на марийском (государственном) языке (горном и луговом);

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на марийском (государственном) языке (горном и луговом);

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли марийского (государственного) языка (горного и лугового) в жизни народа, проявление интереса к познанию марийского (государственного) языка (горного и лугового), к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к марийскому (государственному) языку (горному и луговому), к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на марийском (государственном) языке (горном и луговом), сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

52.11.2. В результате изучения марийского (государственного) языка (горного и лугового) на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

52.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

52.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

52.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

52.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на марийском (государственном) языке (горном и луговом);

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

52.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

52.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

52.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

52.11.3. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать речь учителя и отвечать на вопросы;

понимать содержание текста и пересказать (продолжительность звучания текста 2 минуты);

вступать в коммуникацию по изученным разговорным темам;

применять в своей речи до 600 марийских слов и словосочетаний (100 новых слов, 500 слов из 1 - 4 классов);

составлять диалоги, состоящие из 6 - 7 реплик, монологи из 7 - 8 предложений;

вступать в беседу, задавать вопросы и отвечать на вопросы;

завершить начатый рассказ по изучаемой теме;

составлять небольшой текст по рисунку, плану;

читать вслух и про себя аутентичный текст (в тексте может быть 2 - 4% незнакомых слов) с пониманием основного содержания;

читать текст по изучаемой теме и кратко пересказывать его содержание (3 - 4 предложения);

находить значение незнакомых слов в словаре;

писать слова, выражения, изученные по теме (словарный диктант);

составлять текст по картине (5 - 6 предложений);

писать поздравительную открытку;

составлять и писать небольшой текст по плану.

52.11.4. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать речь учителя по теме;

отвечать на вопросы;

понимать содержание текста и пересказывать своими словами;

вступать в коммуникацию по изученным разговорным темам;

применять в своей речи до 700 слов и словосочетаний (100 новых слов, 600 слов из 1 - 5 классов);

составлять диалоги, состоящие из 7 - 8 реплик, монологи из 9 - 10 предложений;

вступать в беседу, задавать вопросы и отвечать на них;

завершить начатый рассказ по изучаемой теме;

составлять небольшой текст по рисункам, по плану;

рассказывать наизусть 4 - 5 стихотворений (отрывков из стихов);

читать вслух и про себя текст (в тексте может быть 2% незнакомых слов) с пониманием основного содержания;

читать текст по изучаемой теме и кратко пересказывать его содержание (4 - 5 предложений);

находить незнакомые слова в словаре;

делить текст на части, выделять основную мысль, формулировать вопросы;

выполнять письменные задания, пользуясь усвоенными графикой и орфографией;

составлять краткий конспект текста;

писать текст по плану;

писать поздравительную открытку, письмо;

составлять письменный текст по изучаемой теме.

52.11.5. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать речь учителя по теме;

вступать в коммуникацию по изученным разговорным темам;

применять в своей речи до 700 слов и словосочетаний (50 новых слов, 650 слов из 1 - 6 классов);

подготавливать сообщение по изучаемой теме, но в новой ситуации и без предварительной подготовки;

составлять диалог, состоящий из 8 - 10 реплик, монолог из 10 предложений;

рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном, выражать свое согласие или несогласие;

читать вслух и про себя текст (в тексте может быть 2% незнакомых слов) с пониманием основного содержания;

выбирать из текста необходимую информацию для составления устного сообщения;

самостоятельно составлять и записывать небольшой текст;

составлять текст-описание;

составить план по прочитанному тексту.

52.11.6. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

понимать содержание текста, прочитанного учителем или другим обучающимся;

вступать в коммуникацию по изученным разговорным темам;

применять в речи до 750 слов и словосочетаний (50 - новых слов, 700 слов из 1 - 7 классов);

составлять текст-рассуждение по изученной теме;

составлять небольшой текст-рассказ по услышанному и прочитанному тексту;

составлять диалог, состоящий из 9 - 10 реплик, монолог из 10 - 12 предложений на основе изученной темы;

читать вслух и про себя текст (в тексте может быть 2% незнакомых слов) с пониманием основного содержания;

читать текст по изучаемой теме и кратко пересказать его содержание;

писать текст-рассуждение по изученной теме;

составлять план по прочитанному тексту.

52.11.7. Предметные результаты изучения государственного (марийского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать содержание текста с первого прочтения;

понимать чтение другого человека;

вступать в коммуникацию по изученным разговорным темам;

применять в своей речи до 800 слов и словосочетаний (50 новых слов, 750 слов из 1 - 8 классов);

составлять диалог, состоящий из 10 - 12 реплик; монолог из 12 - 15 предложений;

составлять текст-рассуждение, текст-повествование, текст-описание;

высказывать свое мнение по прочитанному тексту;

читать научно-популярный текст и использовать информацию из него при общении (в тексте может быть 3% незнакомых слов);

читать выразительно художественные тексты, понимать основное содержание;

называть главных героев текста, авторов произведения, определять основную сюжетную линию;

писать текст по предложенной теме;

писать текст-описание, текст-рассуждение по изучаемой теме;

писать текст по предложенному плану.