Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

52.6. Содержание обучения в 5 классе

52.6. Содержание обучения в 5 классе.

52.6.1. Лето начинает, осень завершает.

52.6.1.1. Содержание и ситуации для говорения.

Летние заботы. Дежурство в школьном огороде. В деревне у бабушки. Наш сад, огород. Осенняя погода. Цвета осени. Любимый цветок.

52.6.1.2. Лексика и речевые образцы.

Поливать, рыхлить землю, купаться. Это яблоко крупнее и вкуснее. Пожилые мои бабушка и дедушка. Прохладная погода. Серое небо. Больше - меньше, крупнее - мельче, девочка - мальчик. Во время летних каникул. Названия цветов: колокольчик, ромашка и другие.

52.6.1.3. Грамматический материал.

Местный падеж. Изменение глаголов по лицам. Сравнительная степень прилагательных.

52.6.1.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Пословицы и поговорки о пользе труда. Осмин Йыван "Олыкыштет кушкалеш" ("Растет в огороде"), С. Чавайн "Кенеж" ("Лето"), Г. Сабанцев "Пакчаште" ("В огороде").

52.6.2. Родной язык как мать.

52.6.2.1. Содержание и ситуации для говорения.

Родной язык. Марийский язык - родной язык народа мари. Марийский язык в финно-угорской языковой семье. Я изучаю марийский язык. Хожу в школу с радостью. Наш класс. Наш кабинет.

52.6.2.2. Лексика и речевые образцы.

Я - мари, хорошо говорю на марийском языке. Я - русский(ая), но знаю марийский язык. Какой твой родной язык? Я - русский(ая), но понимаю марийский язык. Родной язык, иностранный язык, английский язык, немецкий, французский языки, уметь говорить, понимать, уметь пересказывать, разговаривать, уметь читать, уметь писать.

52.6.2.3. Грамматический материал.

Числа имен существительных. Суффиксы: -шамыч, -влак.

52.6.2.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Названия финно-угорских народов, места их проживания. Макс Майн "Шочмо йылме" ("Родной язык"), Г. Матюковский "Эх, тый, шочмо йылме" ("Эх, ты, родной язык").

52.6.3. Дружим со спортом.

52.6.3.1. Содержание и ситуации для говорения.

Спорт - это здоровье. На уроке физкультуры. Спортивные секции. Режим дня. Мой друг - футболист. Любимая передача о спорте. Марийские народные игры.

52.6.3.2. Лексика и речевые образцы.

Название частей тела, здоровье, здоровый, проводить зарядку, посещать спортивную секцию, заниматься спортом, установить рекорд, быстро бежать, вставать, вставать рано утром, умывайся, чисти; беги быстрее, дай (держи, бросай) мяч.

52.6.3.3. Грамматический материал.

Направительный падеж. Утвердительная и отрицательная формы повелительного наклонения глагола.

52.6.3.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

В. Иванов. "Футбол". Марийские народные игры. А. Горохов. "Тунемше" ("Ученик").

52.6.4. Родной марийский край.

52.6.4.1. Содержание и ситуации для говорения.

Моя родина - Республика Марий Эл. День рождения Марий Эл. Государственная символика Республики Марий Эл. Родной город (село, деревня). Моя улица. Мой дом.

52.6.4.2. Лексика и речевые образцы.

Родная страна, родной край, место рождения, родной город (деревня). День рождения Республики Марий Эл. Лось, флаг, герб, гимн, деревянный (каменный) дом, многоэтажный, низкий.

52.6.4.3. Грамматический материал.

Родительный падеж. Личные местоимения.

52.6.4.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

В. Регеж-Горохов "О шочмо мланде" ("О родная земля"). Текст гимна. Пословицы о родном крае.

52.6.5. Наступила зима.

52.6.5.1. Содержание и ситуации для говорения.

Зимняя погода. Зимняя природа. Зимние игры. На горке. Помогаем птицам зимой. Наступает Новый год. Готовим елочные игрушки. Поздравляем с Новым годом.

52.6.5.2. Лексика и речевые образцы.

Холодная (морозная) зима, долгая зима, иней, сильный ветер, метет метель. Слепить снеговика. Очень много. Очень холодно. Это самый долгожданный праздник.

52.6.5.3. Грамматический материал.

Винительный падеж. Указательные местоимения.

52.6.5.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

А. Федоров "Теле" ("Зима"), А. Мичурин-Азмекей "Теле" ("Зима"). Пословицы о зиме.

52.6.6. Новый год в разных странах.

52.6.6.1. Содержание и ситуации для говорения.

Новогодние традиции в разных странах. Где живет Дед Мороз? Новогодний подарок. Праздничная еда (угощение).

52.6.6.2. Лексика и речевые образцы.

В другой стране, Лапландия, финские ребята, вокруг елки, петь - плясать, радоваться, очень ждать, олень, приехать на лошади; пожелания, поздравления, приглашать гостей.

52.6.6.3. Грамматический материал.

Инфинитив с суффиксом -ман. Утвердительная и отрицательная формы глаголов настояще-будущего времени.

52.6.6.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Б. Данилов "Сылне У ий елкына" ("Прекрасная новогодняя елка"), "У ий муро" ("Новогодняя песня"), А. Горохов "У ий кастене" ("В новогодний вечер").

52.6.7. Свободное время.

52.6.7.1. Содержание и ситуации для говорения.

Время суток. Определение времени. После школы. Выходной день. Хобби.

52.6.7.2. Лексика и речевые образцы.

Какое время суток сейчас? Сколько сейчас времени? После уроков... Перед уроками... люблю проводить. Проводить свободное время, во время отдыха: одиннадцать часов, двенадцать часов пять минут, половина двенадцатого. Словосочетания, обозначающие время.

52.6.7.3. Грамматический материал.

Наречия времени. Послелоги: годым, деч ончыч, деч вара.

52.6.7.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Материалы из газет и журналов.

52.6.8. Поведение, характер.

52.6.8.1. Содержание и ситуации для говорения.

Характер человека. Что такое хорошо, что такое плохо. Моя дружная семья. Мой дед - фронтовик. Мы ими гордимся. Каким должен быть врач.

52.6.8.2. Лексика и речевые образцы.

Ловкий, яркий, бесстрашный, злой, упрямый. Поступить учиться, закончить учебу. Уважаемый человек, ветеран войны. Слова, обозначающие характер, поведение.

52.6.8.3. Грамматический материал.

Дательный падеж. Сложносочиненные предложения с союзами кунам, тунам.

52.6.8.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

00003365.png

52.6.9. Красивая весна.

52.6.9.1. Содержание и ситуации для говорения.

Весенняя погода. Приметы весны. Птицы возвращаются. В деревне весна. Женский день. Любимая мама (бабушка).

52.6.9.2. Лексика и речевые образцы.

Прекрасное время. Солнце светит весело. Солнце сильнее греет. Из теплых стран возвращаются птицы. Поздравляю маму. Дарю подарки. Когда сильнее греет солнце, тогда быстрее тает снег.

52.6.9.3. Грамматический материал.

Дательный падеж. Сложносочиненные предложения с союзами кунам, тунам.

52.6.9.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

А. Горохов "Шошо" ("Весна"), В. Бояринова "Ава" ("Ава"), Б. Данилов "Толын шырчыкна" ("Скворцы прилетели"), А. Федоров "Шошо толын" ("Наступила весна").

52.6.10. На берегу Волги.

52.6.10.1. Содержание и ситуации для говорения.

Город на берегу Волги. Козьмодемьянск. Горномарийский район. Известные люди района. Этнографический музей под открытым небом. А.В. Григорьев - основоположник изобразительного искусства.

52.6.10.2. Лексика и речевые образцы.

Волга - самая большая река. В Республике Марий Эл - 4 города. Козьмодемьянск - самый старый город в республике. На высоком берегу. Яблоневый сад, купеческий город, старый (новый) город, широкие улицы.

52.6.10.3. Грамматический материал.

Обстоятельственный падеж. Наречия места. Обобщение знаний о падежах. Послелоги: чоло, наре.

52.6.10.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Текст о Козьмодемьянске. Биографический текст о А.В. Григорьеве.

52.6.11. В музее.

52.6.11.1. Содержание и ситуации для говорения.

Музеи Республики Марий Эл. Музей Йошкар-Олы. Краеведческий музей им. Т. Евсеева. Т.Е. Евсеев - известный этнограф. Предметы быта марийского народа. Одежда.

52.6.11.2. Лексика и речевые образцы.

Музей, старые предметы, открываться, закрывать, экспонаты. Ходить в экспедиции, собирать старинные вещи и предметы. Знакомить людей, просмотрел.

52.6.11.3. Грамматический материал.

Существительные с суффиксом -ер. Утвердительная и отрицательные формы глаголов второго прошедшего времени.

52.6.11.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Биографический текст о Т.Е. Евсееве.

52.6.12. Готовимся к походу.

52.6.12.1. Содержание и ситуации для говорения.

Подготовка к походу. Как вести себя в лесу. Возле костра. Готовим на костре. Наблюдаем за природой. Походные песни, народные игры на природе.

52.6.12.2. Лексика и речевые образцы.

Ходить по лесу, наблюдать за природой, вместе, весело, быстро, дружно, по-быстрому, громко, тихо, разжигать костер, налить воды в котел, почистить и накрошить картошку, соль, солить, напугать, смеяться.

52.6.12.3. Грамматический материал.

Наречия образа действия. Повторение всех тем.

52.6.12.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

И. Одар "Таргылтыш" ("Леший"), А. Бик "Чодыраште" ("В лесу").