Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

35.9. Содержание обучения в 8 классе

35.9. Содержание обучения в 8 классе.

35.9.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.

Язык фольклорных текстов в формировании читательской грамотности.

Женщина как хранительница очага и мастерица. Женские обязанности в семье. Народные ремесла: обработка меха и кожи. Традиционная мужская и женская одежда: повседневная, праздничная.

35.9.2. Систематический курс.

35.9.2.1. Лексика и фразеология.

Фразеологизмы как устойчивые словосочетания, их особенности. Использование фразеологизмов в качестве изобразительно-выразительных средств языка.

Подбор слов по тематическому принципу по изучаемой этнокультуроведческой тематике, их группировка.

Мой мир - школа. Учитель - наставник. Знакомство со страной: города-герои России. Мои земляки - участники Великой Отечественной войны, ветераны тыла.

35.9.2.2. Морфемика. Словообразование.

Словообразование причастий. Формообразующие аффиксы причастий настоящего и будущего времени. Словообразовательный анализ причастия.

35.9.2.3. Морфология. Орфография.

Служебные части речи.

Послелог. Место послелога в предложении. Пространственные послелоги диэк (к, в сторону), утары (напротив) иhигэр (в, внутрь), ортотугар (посреди), диэри (до), тиийэ (до), yстyн (по), диэгиннэн (около, у), оннутугар (вместо), быhа (через, сквозь) в форме единственного числа. Временные послелоги hагына (во времена), иннитинэ (до перед), мэлди (в продолжение, на протяжении), быhа (в течение, весь), диэри (до). Послелоги сравнения, сопоставление и другие отношения 00001158.png (как), талы (как, подобно), hага (с, вровень, как), иhин (из-за, ради), кытта, гытта (с, и, вместе с), такса (свыше), туhунан (о, про), аайы (каждый, всякий).

Союз, роль в предложении. Простые союзные слова онно (и), онуга (и - в предложении со значением совместности), дааганы (и, также). Составные союзные слова ол иhин (поэтому), ол да буоллар (несмотря на). Группы союзных слов: собственно союзы (даа, дааганы, онуга, онно, итинигэ), отыменные союзы (онон, онтон, оччого), отглагольные союзы (буоллагына, буолан, диэн, кытта), наречные союзы 00001159.png, hорогор, эмиэ).

Частицы для выражения смысловых и модальных оттенков предложения. Собственно частицы: агай, багайдык, багайы, да, дааганы, даа, дии, дуо, дуу, илик, эрэ (ирэ), эмэ, yhy, отыменные частицы баар эбит, бараксан, быhылаак, бэрт, hурдээк, hин, 00001160.png, отглагольные частицы баара дуу, багар, буола-буола, туhэн, этэ.

Междометия и их роль в предложении. Средства передачи разнообразных чувств и отношения к фактам действительности: Араа! (Ах!), араа (при удивлении, усталости), атай (острая боль от ожога), айа (боль, испуг), ычча (чувство холода), амаа, па-а, пакай (презрение, отвращение, разочарование), аба, абатын даа, абалаак (досада).

35.9.2.4. Синтаксис. Пунктуация.

Словосочетание. Сочинительная связь слов. Подчинительная связь слов: согласование, управление, примыкание и отражение.

Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

35.9.3. Культура речи.

Построение грамматически корректного текста в устной или письменной форме с учетом норм долганского языка и речевого этикета в пределах учебной программы.

35.9.4. Речевая деятельность и текст.

Чтение и слушание учебных текстов - фольклорных, художественных (в рамках заданной тематики по этнокультуре). Построение диалогов смешанного типа в устной речи, составление письменных монологов (рассуждение) с целью углубления и расширения навыков работы с выбором и систематизацией материала.