Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

66.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне основного общего образования

66.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне основного общего образования.

66.11.1. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (удмуртском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (удмуртском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (удмуртского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (удмуртского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (удмуртскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (удмуртском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

66.11.2. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

66.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

66.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

66.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

66.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (удмуртском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

66.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

66.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

66.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

66.11.3. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

66.11.3.1. Общие сведения о языке:

характеризовать удмуртский язык как национальный язык удмуртского народа;

высказываться о роли родного удмуртского языка в жизни общества и государства, в жизни человека;

осознавать важность бережного отношения к родному языку.

66.11.3.2. Язык. Речь. Речевая деятельность:

характеризовать понятия "язык" и речь";

понимать коммуникативные цели говорящего в разных ситуациях общения, использовать в диалогической и монологической речи языковые средства, речевые этикетные формулы с учетом речевой ситуации;

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом;

создавать устные и письменные монологические и дилогические высказывания разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения;

понимать содержание прочитанных и прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи: устно и письменно формулировать тему и основную мысль текста, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка; пользоваться словарями удмуртского языка.

66.11.3.3. Текст:

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (повтор слова, местоимения, наречия, синонимы, союзы, однокоренные слова, глаголы с близким лексическим значением в одной и той же временной форме), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

распознавать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи: повествование, описание, рассуждение;

проводить анализ композиционных особенностей, микротем и абзацев текста, способов и средств связи предложений в тексте (в рамках изученного);

характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, основной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности), с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи в практике создания текста (в рамках изученного);

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с использованием собственного жизненного и читательского опыта, сюжетную картину;

работать с текстом: составлять план (назывной, тезисный, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, подробно и сжато передавать содержание прочитанного или прослушанного текста (в том числе с изменением лица рассказчика), извлекать информацию из различных источников (в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы) и использовать ее в учебной деятельности;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

редактировать собственные тексты с использованием знаний норм современного удмуртского литературного языка.

66.11.3.4. Система языка.

66.11.3.4.1. Синтаксис и пунктуация:

распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса, проводить синтаксический разбор словосочетаний;

распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), характеризовать их интонационные и смысловые особенности;

определять грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), определять и характеризовать морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже) и сказуемого (глаголом, именем существительным в именительном падеже, именем прилагательным, именем числительным);

различать виды второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство) и средства их выражения (в рамках изученного), распознавать предложения по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);

распознавать простые неосложненные предложения, простые предложения, осложненные однородными членами (без союзов, с союзами но (и, но), яке (или), оло (или), в том числе с обобщающим словом при однородных членах, обращением;

проводить синтаксический анализ простых (в том числе осложненных) предложений, проводить пунктуационный анализ простых и сложных предложений (в рамках изученного);

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

соблюдать при письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, союзами но (и, но), яке (или), оло (или), с обобщающим словом при однородных членах, с обращением, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами но (но, а), ке (если), ке но (даже если), нош (а), шуыса (что).

66.11.3.4.2. Лексика:

объяснять лексическое значение слова разными способами (определение значения слова по контексту, с помощью словаря, подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов);

различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, распознавать прямое и переносное значение слова;

пользоваться лексическими словарями;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией.

66.11.3.4.3. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.

характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие), понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

соблюдать нормы произношения слов, постановки в них ударения (в рамках изученного);

оперировать понятием "орфограмма", распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии в практике правописания букв 00003763.wmz и э, букв е, е, ю, я, буквы й, разделительных ъ и ь знака, аффрикат 00003764.wmz, 00003765.wmz, 00003766.wmz, сочетаний 00003767.wmz, тч, дс, тс, обозначения при письме твердости и мягкости согласных, переноса слов со строки на строку;

проводить фонетический разбор слов;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка; пользоваться словарями.

66.11.3.4.4. Морфемика. Словообразование:

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка (в рамках изученного);

распознавать однозначно выделяемые морфемы в слове (корень, суффикс, приставку), формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять основу слова;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов (в рамках изученного), делить слова на морфемы;

определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение основ);

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов, в правописании а, о, э и я, е, е после основы слова, оканчивающейся на гласный звук, звонких согласных в корне слова, сложных слов (слитное и дефисное написание).

66.11.3.5. Язык и культура:

высказываться об отражении в удмуртском языке удмуртской национальной и общероссийской культуры, приводить примеры;

распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру (в рамках изученного).

66.11.4. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

66.11.4.1. Общие сведения о языке.

характеризовать основные отличия удмуртского литературного языка и диалектов (в рамках изученного).

66.11.4.2. Язык. Речь. Речевая деятельность:

создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему с использованием прочитанного текста, схемы;

понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи: устно и письменно формулировать тему и основную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов;

участвовать в диалогах на различные темы;

использовать в диалогической и монологической речи языковые средства, речевые этикетные формулы с учетом речевой ситуации;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка, пользоваться словарями.

66.11.4.3. Текст:

анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности;

определять смысловые части (микротемы) текста и абзацы;

осуществлять информационную переработку текста: составлять сложный план текста, воспроизводить содержание текста в письменной форме;

выявлять способы (последовательная и параллельная связь) и средства связи предложений в тексте (в рамках изученного);

устанавливать принадлежность текста к определенному функционально-смысловому типу речи: повествование, описание, рассуждение (в рамках изученного), характеризовать особенности рассказа как вида повествования;

определять принадлежность текста к определенному стилю речи (в рамках изученного);

применять знания о функционально-смысловых типах и стилях речи в практике создания собственного текста, создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с использованием знаний о типах и стилях речи, о нормах современного удмуртского литературного языка.

66.11.4.4. Система языка.

66.11.4.4.1. Лексика:

различать слова с точки зрения их происхождения: исконно удмуртские и заимствованные слова;

различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы);

различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: устаревшие слова (историзмы и архаизмы), неологизмы;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; использовать словари удмуртского языка для точного, уместного и выразительного словоупотребления;

66.11.4.4.2. Морфология:

различать части речи самостоятельные и служебные (в рамках изученного).

Имя существительное:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные;

склонять имена существительные;

определять способы образования имен существительных;

соблюдать правила правописания сложных имен существительных;

осуществлять морфологический анализ имен существительных.

Имя прилагательное:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

различать степени сравнения имен прилагательных (положительную, сравнительную, превосходную);

распознавать и употреблять в речи имена прилагательные с выделительными суффиксами;

характеризовать особенности словообразования имен прилагательных;

соблюдать нормы правописания сложных имен прилагательных (слитное и дефисное написание), имен прилагательных, заимствованных из русского языка;

осуществлять морфологический анализ имен прилагательных.

Имя числительное:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного, объяснять его роль в речи;

различать числительные количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые;

распознавать имена числительные простые и составные;

правильно использовать падежные формы имен числительных в речи;

соблюдать нормы правописания имен числительных;

осуществлять морфологический анализ имен числительных;

Местоимение:

определять общее грамматическое значение местоимения, объяснять его роль в речи, различать разряды местоимений, характеризовать морфологические признаки и синтаксические функции местоимений разных разрядов;

осуществлять морфологический анализ местоимений.

Глагол:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в речи;

распознавать неопределенную форму глагола, возвратные глаголы, глаголы однократного и многократного вида;

определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, повелительном, условном наклонении;

определять спряжение глагола, образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов, изменять глаголы по лицам, числам;

различать личные и безличные глаголы;

распознавать отрицательные глаголы, вспомогательные глаголы;

характеризовать способы словообразования глаголов;

осуществлять морфологический анализ глагола.

66.11.4.5. Язык и культура:

использовать устойчивые формулы речевого этикета с учетом официальной и неофициальной речевой ситуации;

использовать местоимения "ты" и "вы" в функции обращения в удмуртском речевом этикете;

сопоставлять используемые этикетные формулы удмуртского языка с аналогичными средствами русского языка, других языков народов России, иностранных языков;

оценивать использование устойчивых формул речевого этикета в официальной и неофициальной речевой ситуации.

66.11.5. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка.

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

66.11.5.1. Общие сведения о языке:

характеризовать удмуртский язык как один из языков уральской языковой семьи (в рамках изученного).

66.11.5.2. Язык. Речь. Речевая деятельность:

характеризовать различия диалога, монолога и полилога, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

использовать различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое) с учетом поставленных целей;

понимать содержание прочитанных и прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи: устно и письменно формулировать тему и основную мысль текста, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для текста;

создавать устные и письменные монологические и диалогические тексты разной коммуникативной направленности, стилей и типов на основе жизненных наблюдений, чтения научно-популярной, художественной литературы;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка, пользоваться словарями удмуртского языка.

66.11.5.3. Текст:

анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, выделять микротемы, ключевые слова, способы и средства связи предложений и частей текста, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, стилю речи (в рамках изученного);

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров, создавать тексты публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), употребления языковых средств выразительности в текстах официально-делового стиля, нормы построения текстов официально-делового стиля, создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объявление);

создавать тексты различных функционально-смысловых стилей речи (повествование, описание, рассуждение) с использованием жизненного и читательского опыта, сюжетной картины;

работать с текстом составлять план с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, подробно и сжато передавать содержание прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность) с использованием знаний норм современного удмуртского литературного языка;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

66.11.5.4. Система языка.

66.11.5.4.1. Лексика и фразеология:

характеризовать фразеологизмы, их признаки и значение, различать от свободных сочетаний слов;

распознавать фразеологизмы в тексте, объяснять значение фразеологизма разными способами;

применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике, осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией.

66.11.5.4.2. Морфология.

Причастие:

распознавать признаки глагола и имени прилагательного в причастии, образовывать причастия от глаголов;

распознавать причастия и причастные обороты в тексте;

конструировать предложения с причастием и причастным оборотом с соблюдением правил пунктуационного оформления предложений;

использовать причастия и причастные обороты в устной и письменной речи;

соблюдать нормы пунктуационного оформления предложений с причастием и причастным оборотом;

осуществлять морфологический анализ причастия.

Деепричастие:

распознавать признаки глагола и наречия в деепричастии, образовывать деепричастия от глаголов;

распознавать деепричастия и деепричастные обороты в тексте;

конструировать предложения с деепричастием и деепричастным оборотом с соблюдением правил пунктуационного оформления предложений;

использовать деепричастия и деепричастные обороты в устной и письменной речи;

соблюдать нормы пунктуационного оформления предложений с деепричастием и деепричастным оборотом;

осуществлять морфологический анализ деепричастия.

Наречие:

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции наречия, распознавать наречия в тексте;

различать разряды наречий по значению: наречия места, наречия времени, наречия причины и цели, наречия образа действия, наречия количества, меры и степени;

различать степени сравнения наречий (сравнительная, превосходная);

определять способы образования наречий;

соблюдать нормы правописания наречий;

осуществлять морфологический анализ наречий.

Слова категории состояния:

определять слова категории состояния;

распознавать слова категории состояния в тексте;

осуществлять морфологический анализ слов категории состояния.

Служебные части речи.

Послелог:

определять послелог как служебную часть речи, различать послелоги от других частей речи;

распознавать послелоги в тексте, употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы правописания послелогов с именем существительным, именем числительным, местоимением.

Предлог:

определять предлог как служебную часть речи, различать предлоги от других частей речи;

распознавать предлоги в тексте, употреблять предлоги в устной и письменной речи;

соблюдать нормы правописания предлогов.

Союз:

определять союз как служебную часть речи, различать союзы от других частей речи, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

распознавать сочинительные союзы и группы сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные), определять особенности их использования (в рамках изученного);

распознавать подчинительные союзы и группы подчинительных союзов (союзы времени, причины, условные, цели, изъяснительные, уступительные, сравнительные.), определять особенности их использования (в рамках изученного);

распознавать сочинительные и подчинительные союзы в тексте;

употреблять союзы в речи, соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в предложениях с союзами.

Частица:

определять частицу как служебную часть речи, различать частицы от других частей речи;

распознавать разряды частиц по значению: вопросительные, эмоциональноэкспрессивные, усилительные, утвердительные, отрицательные, указательные, ограничения, повелительные;

распознавать частицы в тексте, соблюдать нормы правописания частиц (дефисное, раздельное, слитное), постановки знаков препинания в предложениях с частицами, употреблять частицы в речи.

Междометия:

определять междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению: эмоциональные, просьбы и повеления, этикетные, объяснять роль междометий в речи;

распознавать междометия в тексте, употреблять междометия в устной и письменной речи;

соблюдать нормы постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

Звукоподражательные слова:

определять звукоподражания как особую группу слов, различать группы звукоподражательных слов по значению, объяснять роль звукоподражательных слов в речи;

распознавать звукоподражательные слова в тексте, употреблять звукоподражательные слова в устной и письменной речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы постановки знаков препинания в предложениях со звукоподражательными словами.

66.11.5.4.3. Омонимия слов разных частей речи:

распознавать омонимию слов разных частей речи в тексте;

использовать грамматические омонимы в речи.

66.11.5.5. Язык и культура:

выявлять взаимосвязь языка, истории народа и культуры на основе прочитанного (или прослушанного) текста (в рамках изученного), формулировать выводы об отражении истории народа, культуры в языке;

приводить примеры, отражающие национальное своеобразие, богатство, изобразительность родного удмуртского языка.

66.11.6. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

66.11.6.1. Общие сведения о языке:

характеризовать удмуртский язык как один из финно-угорских языков.

66.11.6.2. Язык. Речь. Речевая деятельность:

характеризовать речевую ситуацию;

работать с текстом (прогнозировать содержание текста по началу или концовке текста, заголовку, ключевым словам, выявлять основную мысль текста, подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов в устной и письменной речи;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

характеризовать виды речевой деятельности;

создавать монологические и диалогические тексты (на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы), представлять сообщение в виде презентации, таблицы, схемы;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка, пользоваться словарями удмуртского языка.

66.11.6.3. Текст:

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, средств и способов связи предложений и частей текста, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, стилю речи (в рамках изученного);

различать лексические, морфологические, синтаксические средства связи предложений в тексте;

работать с текстом: составлять план с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, подробно и сжато передавать содержание прочитанного или прослушанного текста (в том числе с изменением лица рассказчика), извлекать информацию из различных источников (в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы) и использовать ее в учебной деятельности;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы.

66.11.6.4. Система языка.

66.11.6.4.1. Лексика и фразеология:

различать омонимы, омоформы, омофоны;

распознавать синонимы и использовать их в тексте;

распознавать в тексте фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова, определять их значение;

использовать в устной и письменной речи лексические средства в соответствии с речевой ситуацией;

использовать лингвистические словари и справочники.

66.11.6.4.2. Синтаксис.

Словосочетание:

характеризовать синтаксис как раздел грамматики;

определять словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

распознавать словосочетания по типу связи слов в словосочетании: сочинительные (по морфологическому признаку главного слова: глагольные, именные, наречные) и подчинительные (согласование, управление, примыкание, изафет);

применять нормы построения словосочетаний;

осуществлять синтаксический анализ словосочетаний.

Простое предложение:

определять двусоставные предложения по наличию главных членов предложения;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов (распространенные, нераспространенные);

проводить синтаксический анализ предложений.

Главные члены предложения:

определять в предложении подлежащее и сказуемое;

определять средства выражения подлежащего;

различать виды сказуемого и способы их выражения;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

проводить синтаксический анализ предложений;

применять знания о средствах выражения подлежащего, видах сказуемого и нормах согласования сказуемого с подлежащим в речевой практике.

Второстепенные члены предложения:

определять второстепенные члены в предложении;

различать виды второстепенных членов предложения (прямые и косвенные дополнения, распространенные и нераспространенные определения, приложение как особый вид определения, виды обстоятельств (места, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени);

употреблять второстепенные члены предложения в практике создания устных и письменных текстов;

проводить синтаксический анализ предложений с второстепенными членами.

Односоставные предложения:

определять односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов;

различать виды односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);

моделировать односоставные предложения разных видов, полные и неполные предложения, использовать их в устной и письменной речи с соблюдением пунктуационного и интонационного оформления;

проводить синтаксический анализ односоставных предложений.

Предложения полные и неполные:

различать полные и неполные предложения;

соблюдать нормы постановки тире в неполном предложении;

использовать полные и неполные предложения в речи;

проводить синтаксический анализ полных и неполных предложений.

Предложения с однородными членами:

распознавать предложения, осложненные однородными членами предложения, в том числе с обобщающим словом при однородных членах;

определять признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь), находить обобщающие слова при однородных членах;

использовать в речи предложения с однородными членами предложения;

проводить синтаксический анализ предложений с однородными членами.

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями:

распознавать в тексте обращения, вводные и вставные конструкции;

различать группы вводных слов по значению, различать вводные и вставные конструкции;

соблюдать нормы построения предложений и постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными и вставными конструкциями;

проводить синтаксический анализ предложений с обращениями, вводными и вставными конструкциями.

Предложения с обособленными второстепенными членами:

различать виды обособленных второстепенных членов предложения (определения распространенные и нераспространенные, приложения, обстоятельства (в том числе уточняющие), деепричастные обороты, отглагольные и сравнительные обороты, обороты с послелогами);

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обособленными второстепенными членами;

проводить синтаксический анализ предложений с обособленными второстепенными членами предложения;

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

66.11.6.5. Язык и культура:

распознавать пословицы и поговорки в тексте, объяснять их значение (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи;

иметь представление о взаимосвязи культур народов России на примерах пословиц и поговорок.

66.11.7. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

66.11.7.1. Общие сведения о языке:

иметь представление о развитии удмуртского языка в современном мире; рассуждать о значимости изучения родного и других языков, приводить примеры.

66.11.7.2. Язык. Речь. Речевая деятельность.

создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

принимать участие в учебной дискуссии, воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, выражать свою точку зрения, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;

использовать различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое;

понимать содержание прослушанных или прочитанных текстов: устно и письменно формулировать тему и основную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов;

соблюдать при письме нормы современного удмуртского литературного языка, пользоваться словарями.

66.11.7.3. Текст:

анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, цельности и относительной законченности, выделять микротемы и абзацы в тексте, ключевые слова, способы и средства связи предложений в тексте;

представлять содержание учебного текста в виде таблицы, схемы, дополнять недостающую информацию схемы (таблицы), представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

устанавливать принадлежность текста (его фрагментов) к функциональносмысловому типу речи;

характеризовать сферу употребления, функции, языковые особенности разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей речи;

распознавать и характеризовать особенности художественного стиля в сравнении с другими стилями речи, сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении;

анализировать текст с точки зрения его принадлежности текста к определенному стилю речи (в рамках изученного);

создавать письменные тексты разных функционально-смысловых типов и стилей речи;

редактировать собственные и чужие тексты с использований знаний основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, стилей речи, норм современного удмуртского литературного языка.

66.11.7.4. Система языка.

66.11.7.4.1. Лексика и фразеология:

характеризовать словарный состав удмуртского языка;

распознавать фразеологизмы, определять их значение, речевую ситуацию употребления;

выявлять особенности использования лексических средств в тексте;

использовать словари удмуртского языка;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией.

66.11.7.4.2. Синтаксис.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение:

распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения;

распознавать сложносочиненное предложение и характеризовать его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, средства связи частей сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

понимать грамматическую синонимию сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами;

употреблять сложносочиненные предложения в речи;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение:

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

различать подчинительные союзы и союзные слова;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, распознавать сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

распознавать и характеризовать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами;

понимать особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи, применять основные нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений.

Бессоюзное сложное предложение:

распознавать бессоюзное сложное предложение и характеризовать его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выявлять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

понимать явления грамматической синонимии бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений;

понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи, применять основные нормы постановки знаков препинания в них;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи:

распознавать и характеризовать сложные предложения с разными видами связи;

употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи;

применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи.

Способы передачи чужой речи:

распознавать прямую и косвенную речь;

выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;

применять разные способы включения цитат в высказывание;

применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, с цитатами;

применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании;

применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

66.11.7.5. Язык и культура:

иметь представление о текстах с точки зрения отражения в них традиций и обычаев удмуртской культуры;

выявлять общее и специфическое в культурах русского, удмуртского и других народов России народов на примере текстов о традициях и обычаях;

выявлять единицы с национально-культурным компонентом значения, объяснять их значение.