Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

67.10. Содержание обучения в 9 классе

67.10. Содержание обучения в 9 классе.

67.10.1. Тематическое содержание речи.

Сюлэмъя уж - шуд (Профессия по призванию - это счастье). Инкуазьлэн книгаез 00003802.wmz быдтонтэм (Тайны природы неисчерпаемы). Музаен пумиськон (Встреча с музой). 00003803.wmz шунды улын 00003804.wmz (Все ходим под одним солнцем). Капчи-а адямилыко луыны? (Легко ли быть человечным?). Кытчы нуо сюресъес? (Куда ведут дороги?).

67.10.2. Речевые умения.

67.10.2.1. Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников, вербальная или невербальная реакция на услышанное, использование переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, интересующей, или запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему или основную мысль, главные факты или события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной, интересующей или запрашиваемой информации предполагает умение выделять нужную, интересующую или запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста или текстов для аудирования - до 2 минут.

67.10.2.2. Говорение.

67.10.2.2.1. Диалогическая речь.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

диалог - обмен мнениями: выражать свою точку мнения и обосновывать ее, высказывать свое согласие или несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение.

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций или иллюстраций, фотографий или без их использовании.

Объем диалога - до 8 реплик со стороны каждого собеседника в рамках комбинированного диалога, до 6 реплик со стороны каждого собеседника в рамках диалога - обмена мнениями.

67.10.2.2.2. Монологическая речь.

Развитие коммуникативных умений монологической речи:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование или сообщение, рассуждение, выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услышанному или прочитанному;

изложение (пересказ) основного содержания прочитанного или прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, планов или иллюстраций, фотографий, таблиц или без их использования. Объем монологического высказывания - 10 - 12 фраз.

67.10.2.3. Чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему или основную мысль, выделять главные факты или события (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку или началу текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий, разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части, озаглавливать текст или его отдельные части, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова.

Чтение с пониманием нужной, или интересующей, или запрашиваемой информации предполагает умение находить прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной форме (неявной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

Чтение несплошных текстов (таблиц, схем) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, стихотворение, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, несплошной текст (таблица, схема).

Объем текста или текстов для чтения - 500 - 600 слов.

67.10.2.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

составление плана или тезисов устного или письменного сообщения;

заполнение анкет и формуляров;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 120 слов;

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы или прочитанного, или прослушанного текста. Объем письменного высказывания - до 120 слов;

заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного или прослушанного текста;

преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления информации;

письменное изложение своего отношения к поступкам героев, аргументируя свое мнение по нравственной проблеме прочитанного текста;

письменная характеристика литературного персонажа;

письменное представление результатов выполненной проектной работы (объем - 100 - 120 слов).

67.10.3. Языковые знания и навыки.

67.10.3.1. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при вводных словах, запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета оформление электронного сообщения личного характера.

67.10.3.2. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, стихотворение, диалог (беседа).

Объем текста для чтения вслух - до 110 слов.

67.10.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в удмуртском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем около 1554 лексических единиц для продуктивного использования, включая 1481 лексических единиц, изученных ранее.

Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова.

67.10.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных грамматических явлений, морфологических форм и синтаксических конструкций удмуртского языка (повторение).

Вводные слова.

67.10.3.5. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и республики.

Знакомство с творчеством удмуртских писателей и поэтов: П.А. Блинова, Н.С. Кузнецова, Г.В. Романовой, Т.Н. Черновой, Л.Д. Кутяновой, Л.С. Нянькиной, В.Л. Агбаева.

Знакомство с творчеством коми поэтессы Н.А. Обрезковой.

Знакомство с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы на удмуртском языке и их художественным своеобразием:

стихотворениями З.А. Трухиной "Кулэ 00003805.wmz зарни зундэс" ("Не нужно золотое кольцо"), В.Е. Владыкина "Инмын толэзь ке 00003806.wmz" ("Если на небе нет луны"), Л.Д. Кутяновой "Макем секыт вуыны" ("Как трудно прийти"), В.В. Романова "Пиосмурт пельпум" ("Мужское плечо"), З.К. Рябининой "Сюресъес" ("Дороги"), стихотворением М.М. Джалиль "Письмо" в переводе Г.С. Сабитова;

отрывками повести П.А. Блинова "Улэм потэ" ("Жить хочется"), рассказом К. Герда "Куакаос" ("Вороны"), рассказом Е.Е. Загребина "Палэзь 00003807.wmz" ("Гроздья рябины"), отрывками повести У.Ш. Бадретдинова "Вероника плюс", рассказом Н.С. Байтерякова "Васек песянай" ("Бабушка Васек"), отрывками романа Г.Д. Красильникова "Арлэн кутсконэз" ("Начало года"), повести В.В. Ар-Серги "00003808.wmz усе лымы" ("Во сне идет снег").

Знакомство с текстами о зоологической коллекции Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда, про историю образования Удмуртской автономной области, о первых высших учебных заведениях г. Ижевска.

Знакомство с песнями на стихи Л. Кутяновой.

Соблюдение норм вежливости в межкультурном общении. Развитие умений: кратко рассказывать о птицах, занесенных в Красную книгу Удмуртской Республики, о питомниках Удмуртской Республики; кратко представлять некоторых выдающихся людей Удмуртии (ученых, писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, спортсменов и других; оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут, уточнить часы работы и другое);

воспроизводить наизусть стихотворения О.Г. Четкарева "Улон питран берга, берга" ("Жизни колесо крутится, крутится"), С.П. Широбокова "Мед шыпыртозы куаръес" ("Пусть листья шелестят"), В.Е. Владыкина "Адямилы сетэмын" ("Человеку даны").

67.10.3.6. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при говорении и письме перифраза или толкования, синонимических средств, описание предмета вместо его названия, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики.

Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов.

Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.