Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

112.6. Содержание обучения в 5 классе

112.6. Содержание обучения в 5 классе.

112.6.1. Жанровая природа фольклора и литературы.

Введение. Литература как искусство слова и как учебный предмет. Художественный образ - особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел и художественное творчество. Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.

112.6.2. Устное народное творчество.

112.6.2.1. Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Вымысел в фольклорном произведении. Нравственный идеал нанайцев. Нанайский фольклор и его основные жанры. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Колыбельные песни, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры, считалки, дискуссии.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Темы нанайского фольклора: взгляды древних нанайцев на природу, нравственные идеалы, их жизнь и чаяния.

112.6.2.2. Нанайские народные сказки.

Сказки как вид устного народного творчества. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Композиция, сюжет сказки. Нравоучительный характер сказок. Нанайские сказители: К.С. Бельды, Т.К. Гейкер.

"Сингэрэди, хэрэди" ("Крыса и лягушка"). Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных. Животные как герои сказок. Иносказательный смысл сказки.

"Эрдэнку апон" ("Волшебная шапка"). Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

"Гиамата арчокан" ("Девушка-невеста"). Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты как выходца из народа.

Темы сказок, идея борьбы за свое счастье, нравственная проблематика сказок. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок. Образ сказителя в фольклорной сказке. Значение трудовой деятельности в жизни человека. Народное представление о значении труда. Народная оценка труда. Нравственная проблематика сказок.

112.6.2.3. Пословицы, поговорки.

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в тексты художественных произведений. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи, по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи малыми формами фольклора. Тема пословиц и поговорок. Афористический и повествовательный характер пословиц и поговорок. Поговорки. Образность мысли.

112.6.2.4. Загадки.

Загадка как один из жанров фольклора и как древнейшая форма "задач" на сообразительность. Особенности процесса создания загадок. Роль метафоры и место загадки в фольклоре и в современной литературе. Особенности строения загадки. Отгадка.

112.6.2.5. Теория литературы.

Сказка как повествовательный жанр фольклора. Сюжет (начальные представления). Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Композиция, сюжет (ознакомительно), синонимы, омонимы. Пословица, поговорка, афоризм. Определение основных жанровых особенностей пословиц, поговорок, загадок.

112.6.3. Нанайская литература.

112.6.3.1. Взаимосвязь и различие литературы и фольклора.

Авторский вымысел и воображение читателя.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

112.6.3.2. Эпос и эпические жанры.

Литературная сказка как авторское произведение. Фольклорная и литературная сказка. Художественный вымысел.

В.И. Гейкер. Рассказ-легенда "Гэюнэ" ("Гэюнэ"), легенда "Чагдянди монгонко кэку" ("Кукушка с белой шеей").

Литературная обработка фольклорных сюжетов. Герой в литературной и фольклорной сказках. Литературные приемы создания сказочной ситуации. Красочность и яркость языка.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

К.С. Гейкер. Краткий рассказ о писателе. Рассказ "Хони Бае нэктэвэ вахани" ("Как Бае убил кабана"). Повествование о жизни народа, светлая душа и смелость героя.

Теория литературы. Рассказ и диалог (развитие представлений). Портрет (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений). Сатирический рассказ (начальные представления). Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления).

Повесть. Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.

В.И. Гейкер. Краткий рассказ о писателе. Повесть "Ака боани" ("Акашины берега"). Отражение нанайских традиций и обычаев в произведении.

Теория литературы. Начальное понятие о повести.

112.6.3.3. Лирические жанры.

А.П. Ходжер. Краткий рассказ о поэтессе. "Мангбо" ("Амур"). Чувство любви к родному краю. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре. Ритм, рифма, звукопись, аллитерация (начальные представления).

П.К. Киле. Краткий рассказ о писателе, поэте. "На-эниэ" ("Мать-земля"). Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.

Теория литературы. Ритм и интонация в стихе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Эпитет, метафора, олицетворение (начальные представления).

А.А. Пассар. Краткий рассказ о поэте. "Нанкандои" (Моим землякам"). Мир и человек в лирическом произведении.

Теория литературы. Ритм в фольклоре и литературе (начальные представления).

112.6.4. Нанайская литература начала XX века.

Развитие со второй половины XIX века жанров, характерных для западной литературы: роман, повесть, драма. Становление и развитие метода просветительского реализма. А.Д. Самар, Г.Г. Ходжер, А.А. Пассар. Идеи просветительства. Новое поколение поэтов, прозаиков и драматургов.

Поэтические произведения А.Д. Самара, А.А. Пассара, Г.А. Бельды, П.К. Киле. Повести и рассказы Г.Г. Ходжера, В.И. Гейкера. Драматургия.

Нанайская литература советского периода (1918 - 1991 годы).

Период становления и формирования нанайской советской литературы. А.Д. Самар, К.С. Гейкер.

Нанайская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Г.Г. Ходжер, А.А. Пассар.

Нанайская литература 1960 - 1970-х годов XX века. Г.Г. Ходжер.

Нанайская литература 1980 - 1990-х годов XX века. Е.В. Самар, Н.Н. Бельды, А.П. Ходжер.

Введение понятий: родная литература, национальный язык народа, нанайский язык - язык художественной литературы. Художественная литература - вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). Место литературы среди других видов искусства. Литература - специфическая художественная деятельность человека. Особенности выразительности литературы, своеобразие ее формы. Образ как способ выражения содержания в литературе.

Предмет художественной литературы - действительность. Главный предмет художественной литературы - человек в его отношениях к обществу, природе, самому себе. Книги художественные, научно-популярные, исторические.

112.6.5. Современная нанайская литература.

Нанайская литература 1980 - 2022 годов. Перемены в общественной и духовной жизни народа, обогащение национальной культуры, переоценка духовных ценностей, возрождение тенденций критического реализма. Бурное развитие прозы, поэзии, литературоведения и критики. В.И. Гейкер, А.П. Ходжер, П.К. Киле, А.А. Пассар.