Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

159.5. Планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР на уровне основного общего образования

159.5. Планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР на уровне основного общего образования.

159.5.1. Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.

159.5.2. Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного курса.

159.5.2.1. Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы по ОДНКНР.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают:

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

159.5.2.2. В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

1) патриотического воспитания:

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности;

2) гражданского воспитания:

осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

3) ценности познавательной деятельности:

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

4) духовно-нравственного воспитания.

сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

159.5.3. Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее аудитории.

В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

159.5.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы (логические универсальные учебные действия);

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические/моделирование);

смысловое чтение;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

159.5.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные универсальные учебные действия:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (информационно-коммуникационная компетентность).

159.5.3.3. У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

159.5.4. Предметные результаты освоения программы по ОДНКНР на уровне основного общего образования.

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области, предпосылки научного типа мышления, виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

159.5.4.1. К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР:

Тематический блок 1. "Россия - наш общий дом".

Тема 1. Зачем изучать курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России"?

Знать цель и предназначение курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России", понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях "мораль и нравственность", "семья", "традиционные ценности", об угрозах духовно-нравственному единству страны;

понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом - Россия.

Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость.

Тема 3. Язык и история.

Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

обосновывать свое понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей.

Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

понимать, что русский язык - не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;

иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры.

Иметь сформированное представление о понятии "культура";

осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура.

Иметь представление об артефактах культуры;

иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура.

Иметь представление о таких культурных концептах как "искусство", "наука", "религия";

знать и давать определения терминам "мораль", "нравственность", "духовные ценности", "духовность" на доступном для обучающихся уровне осмысления;

понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия.

Иметь представление о понятии "религия", уметь пояснить ее роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;

осознавать связь религии и морали;

понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;

уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование.

Характеризовать термин "образование" и уметь обосновать его важность для личности и общества;

иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;

понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;

выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;

обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. "Семья и духовно-нравственные ценности".

Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей.

Знать и понимать смысл термина "семья";

иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

осознавать значение термина "поколение" и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями ее существования;

понимать и обосновывать такие понятия, как "счастливая семья", "семейное счастье";

осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и ее воспитательную роль;

понимать смысл терминов "сиротство", "социальное сиротство", обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

Знать и уметь объяснить понятие "Родина";

осознавать взаимосвязь и различия между концептами "Отечество" и "Родина";

понимать, что такое история семьи, каковы формы ее выражения и сохранения;

обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;

знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;

уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

уметь обосновывать свое понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи.

Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;

осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. "Духовно-нравственное богатство личности".

Тема 17. Личность - общество - культура.

Знать и понимать значение термина "человек" в контексте духовно-нравственной культуры;

уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;

понимать и объяснять различия между обоснованием термина "личность" в быту, в контексте культуры и творчества;

знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры.

Знать значение термина "творчество" в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;

осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;

обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;

доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;

знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;

обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;

понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как "взаимопомощь", "сострадание", "милосердие", "любовь", "дружба", "коллективизм", "патриотизм", "любовь к близким".

Тематический блок 4. "Культурное единство России".

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Понимать и уметь объяснять суть термина "история", знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

иметь представление о значении и функциях изучения истории;

осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры.

Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Иметь представление о значении терминов "взаимодействие культур", "культурный обмен" как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;

осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

Понимать принципы федеративного устройства России и концепт "полиэтничность";

называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

уметь объяснить значение словосочетаний "многонациональный народ Российской Федерации", "государствообразующий народ", "титульный этнос";

понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;

устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;

различать основные типы праздников;

уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;

анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;

понимать основной смысл семейных праздников;

определять нравственный смысл праздников народов России;

осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России.

Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;

понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;

осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;

осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;

устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;

иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;

обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;

знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;

уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

знать основные темы изобразительного искусства народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

знать, что такое национальная литература и каковы ее выразительные средства;

оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом.

Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учетом их возрастных особенностей);

понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;

понимать, что такое культурная карта народов России;

описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны - залог будущего России.

Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования ее территориального, политического и экономического единства;

понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

159.5.4.2. К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР.

Тематический блок 1. "Культура как социальность".

Тема 1. Мир культуры: его структура.

Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;

понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;

уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;

понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов;

уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума.

Тема 2. Культура России: многообразие регионов.

Характеризовать административно-территориальное деление России;

знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;

понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;

объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;

понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.

Тема 3. История быта как история культуры.

Понимать смысл понятия "домашнее хозяйство" и характеризовать его типы;

понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;

находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.

Тема 4. Прогресс: технический и социальный.

Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;

осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;

демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;

понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;

осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.

Тема 5. Образование в культуре народов России.

Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;

понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;

понимать специфику каждого уровня образования, ее роль в современных общественных процессах;

обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;

характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека.

Тема 6. Права и обязанности человека.

Знать термины "права человека", "естественные права человека", "правовая культура";

характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;

понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;

понимать необходимость соблюдения прав человека;

понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;

приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Знать и понимать смысл терминов "религия", "конфессия", "атеизм", "свободомыслие";

характеризовать основные культурообразующие конфессии;

знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;

понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).

Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;

понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;

называть и характеризовать основные источники этого процесса, уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.

Тематический блок 2. "Человек и его отражение в культуре".

Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека.

Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;

осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями;

понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;

обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;

характеризовать взаимосвязь таких понятий как "свобода", "ответственность", "право" и "долг";

понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;

приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России.

Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.

Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;

характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития существования на каждом из этапов;

обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;

знать и уметь демонстрировать свое понимание самостоятельности, ее роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.

Тема 11. Религия как источник нравственности.

Характеризовать нравственный потенциал религии;

знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;

знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;

уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества.

Тема 12. Наука как источник знания о человеке.

Понимать и характеризовать смысл понятия "гуманитарное знание";

определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;

характеризовать понятие "культура" как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;

осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.

Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.

Характеризовать многосторонность понятия "этика";

понимать особенности этики как науки;

объяснять понятия "добро" и "зло" с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;

обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности.

Тема 14. Самопознание (практическое занятие).

Характеризовать понятия "самопознание", "автобиография", "автопортрет", "рефлексия";

уметь соотносить понятия "мораль", "нравственность", "ценности" с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;

доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.

Тематический блок 3. "Человек как член общества".

Тема 15. Труд делает человека человеком.

Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;

соотносить понятия "добросовестный труд" и "экономическое благополучие";

объяснять понятия "безделье", "лень", "тунеядство";

понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;

оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;

осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;

объяснять важность труда и его экономической стоимости;

знать и объяснять понятия "безделье", "лень", "тунеядство", с одной стороны, и "трудолюбие", "подвиг труда", "ответственность", с другой стороны, а также "общественная оценка труда".

Тема 16. Подвиг: как узнать героя?

Характеризовать понятия "подвиг", "героизм", "самопожертвование";

понимать отличия подвига на войне и в мирное время;

уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;

знать и называть героев современного общества и исторических личностей;

обосновывать разграничение понятий "героизм" и "псевдогероизм" через значимость для общества и понимание последствий.

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.

Характеризовать понятие "социальные отношения";

понимать смысл понятия "человек как субъект социальных отношений" в приложении к его нравственному и духовному развитию;

осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;

обосновывать понятия "дружба", "предательство", "честь", "коллективизм" и приводить примеры из истории, культуры и литературы;

обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;

понимать и характеризовать понятие "этика предпринимательства" в социальном аспекте.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

Характеризовать понятие "социальные проблемы современного общества" как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;

приводить примеры таких понятий как "бедность", "асоциальная семья", "сиротство", знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;

обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.

Характеризовать понятия "благотворительность", "меценатство", "милосердие", "волонтерство", "социальный проект", "гражданская и социальная ответственность", "общественные блага", "коллективизм" в их взаимосвязи;

анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;

уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтерских и социальных проектах в регионе своего проживания.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

Характеризовать понятие "гуманизм" как источник духовно-нравственных ценностей российского народа;

находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;

знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;

находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.

Тема 21. Социальные профессии, их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.

Характеризовать понятия "социальные профессии", "помогающие профессии";

иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;

осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;

приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения.

Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.

Характеризовать понятие "благотворительность" и его эволюцию в истории России;

доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;

характеризовать понятие "социальный долг", обосновывать его важную роль в жизни общества;

приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;

понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтерской деятельности, аргументированно объяснять ее важность.

Тема 23. Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.

Характеризовать понятие "наука";

уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать ее связь с научно-техническим и социальным прогрессом;

называть имена выдающихся ученых России;

обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;

характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;

обосновывать важность морали и нравственности в науке, ее роль и вклад в доказательство этих понятий.

Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).

Характеризовать понятие "профессия", предполагать характер и цель труда в определенной профессии;

обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать ее вклад в общество, называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.

Тематический блок 4. "Родина и патриотизм".

Тема 25. Гражданин.

Характеризовать понятия "Родина" и "гражданство", объяснять их взаимосвязь;

понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;

понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.

Тема 26. Патриотизм.

Характеризовать понятие "патриотизм";

приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;

различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;

уметь обосновывать важность патриотизма.

Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?

Характеризовать понятия "война" и "мир";

доказывать важность сохранения мира и согласия;

обосновывать роль защиты Отечества, ее важность для гражданина;

понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;

характеризовать понятия "военный подвиг", "честь", "доблесть", обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.

Тема 28. Государство. Россия - наша родина.

Характеризовать понятие "государство";

уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с использованием исторических фактов и духовно-нравственных ценностей;

характеризовать понятие "закон" как существенную часть гражданской идентичности человека;

характеризовать понятие "гражданская идентичность", соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека.

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).

Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, ее составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;

обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.

Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).

Характеризовать понятие "добрые дела" в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;

находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.

Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).

Характеризовать понятие "человек" как духовно-нравственный идеал;

приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;

формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.

Тема 32. Человек и культура (проект).

Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;

уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;

показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;

характеризовать основные признаки понятия "человек" с использованием исторических и культурных примеров, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

159.5.5. Система оценки результатов обучения.

Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие.

Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации, проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе), мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся.

При этом непосредственное оценивание остается прерогативной образовательной организации с учетом обозначенных в программе по ОДНКНР предметных, личностных и метапредметных результатов.