Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

39.6. Содержание обучения в 5 классе

39.6. Содержание обучения в 5 классе.

39.6.1. Синтаксис. Пунктуация.

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложном и простом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в диалоге.

39.6.2. Фонетика. Графика.

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Долгие гласные. Согласование гласных букв в словах. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв.

39.6.3. Лексика. Словообразование.

Предмет изучения лексики. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Предмет изучения состава слова. Смысловая общность однокоренных слов. Корень. Суффикс. Окончание. Пути пополнения словарного состава языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

39.6.4. Морфология. Орфография.

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен существительных. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж.

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Основные способы образования имен прилагательных. Употребление прилагательных в устной и письменной речи.

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Основные способы образования глаголов.

Время глагола. Лицо и число. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание.

39.6.5. Тематический материал. Развитие речи. Культура речевого общения.

Калмыцкий язык - богатство калмыцкого народа.

Элиста - столица Республики Калмыкия.

Осень. Полезный труд. Родная земля. Радостный день.

Игра в футбол.

Верный друг.

В библиотеке.

Дикие животные. Любимое домашнее животное.

Первый снег. Новый год. Зима дарит радость. Цаган Сарт - калмыцкий национальный праздник.

Моя семья. Семейные традиции и обычаи, родственные отношения. Чужое счастье (отрывок из калмыцкой народной сказки). Гимн матери. Заботливая сестра.

Описание игрушки (или любого другого предмета).

В весенней степи.

Водитель - хорошая профессия.

Во дворе у бабушки. В нашем саду, огороде.

Наш классный кабинет.

Космонавты России.

Картина народного художника Республики Калмыкия Г.О. Рокчинского "Бабушка и внук".