Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

78(1).11. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Родной (чукотский) язык" на уровне основного общего образования

78(1).11. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Родной (чукотский) язык" на уровне основного общего образования.

78(1).11.1. В результате изучения родного (чукотского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты.

Личностные результаты освоения программы по родному (чукотскому) языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на чукотском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на чукотском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли чукотского языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации; проявление интереса к познанию чукотского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета "Родной (чукотский) язык"; ценностное отношение к чукотскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности чукотского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного языкового образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе, опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на чукотском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, населенного пункта, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

78(1).11.2. В результате изучения родного (чукотского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

78(1).11.2.1. Обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев;

базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

работать с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

78(1).11.2.2. Обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога, дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

78(1).11.2.3. Обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других людей:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других людей, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг;

совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

78(1).11.3. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка.

Основными предметными результатами изучения родного (чукотского) языка являются:

совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

понимание определяющей роли чукотского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

использование коммуникативно-эстетических возможностей чукотского языка;

расширение и систематизация научных знаний о чукотском языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий чукотского языка;

формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на чукотском языке адекватно ситуации и стилю общения;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии чукотского языка, основными нормами чукотского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

78(1).11.3.1. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка по классам.

К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

владеть основными правилами правописания, понятиями синтаксиса и пунктуации;

сравнивать предложение и словосочетание, описывать их сходство, различие, различать, сравнивать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, нераспространенные и распространенные предложения;

находить в предложении однородные члены, ставить знаки препинания при однородных членах;

находить в тексте простое предложение, проводить синтаксический разбор простого предложения;

составлять самостоятельно предложения с обращениями;

ориентироваться в структуре текста, делить текст на смысловые части, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), делить текст на абзацы, устанавливать связи между частями текста, находить ключевые слова, определять виды связи предложений в тексте;

различать типы текстов (повествование, описание, рассуждение), передавать содержание повествовательного текста по составленному плану;

создавать тексты с учетом требований к построению связного текста, писать сочинение, редактировать текст;

различать тексты в разговорном, научном и художественном стилях;

владеть основными понятиями фонетики, понимать смыслоразличительную функцию звука, распознавать гласные и согласные: абруптивные, лабиализованные, сонорные; проводить фонетический анализ слова;

соблюдать правила правописания разделительных ъ и ы;

соблюдать нормы орфоэпии чукотского языка;

владеть основными понятиями лексикологии, понимать различие лексического и грамматического значений слова, употреблять их в речи;

различать и употреблять в речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, исконно чукотские и заимствованные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие и новые слова, интернационализмы;

выявлять особенности произношения слов, заимствованных из русского языка;

находить в тексте фразеологические обороты, отличать крылатые выражения и фразеологизмы от пословиц и поговорок;

понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в процессах формообразования и словообразования, распознавать морфемы (корень, основу слова, префикс, суффикс и окончание слова);

образовывать разные слова от одного корня при помощи аффиксов, распознавать однокоренные слова, различать словообразующие и формообразующие морфемы, выполнять морфемный разбор слова;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов, пользоваться словообразовательными словарями.

78(1).11.4. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка.

К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

соотносить понятия "язык" и "речь";

создавать тексты в разных стилях (научном, официально-деловом, публицистическом, художественном, разговорном), формулировать тему текста;

использовать словари чукотского языка;

определять особенности словообразования чукотского языка, оценивать основные выразительные средства словообразования;

соблюдать правописание сложных и сложносокращенных слов;

использовать основные понятия грамматики, морфологии, характеризовать самостоятельные, служебные части речи, междометия;

характеризовать имя существительное как часть речи, определять его грамматические признаки (число, падеж, отсутствие категории рода), синтаксическую роль, распознавать собственные и нарицательные имена существительные;

распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном и во множественном числе, правильно использовать падежные формы имен существительных определенного и неопределенного склонений, склонять собственные имена существительные и существительные с определительным словом;

распознавать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные, соблюдать правила правописания заимствованных существительных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени существительного;

распознавать имя прилагательное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать относительные и качественные имена прилагательные, степени сравнения имен прилагательных, правильно использовать падежные формы имен прилагательных;

соблюдать правила правописания прилагательных, заимствованных из русского языка, и сложных прилагательных, выявлять способы и средства словообразования имен прилагательных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;

распознавать числительное как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, различать количественные, порядковые, разделительные числительные, определять слитное и раздельное написание числительных;

распознавать имена числительные простые, сложные и составные, правильно использовать падежные формы имен числительных, проводить устный и письменный морфологический разбор имени числительного;

распознавать местоимение как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи, распознавать разряды местоимений (личные, указательные, притяжательные, вопросительные, заместительные, относительные, определенные, неопределенные), правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и употреблять их в речи, проводить устный и письменный морфологический разбор местоимения.

78(1).11.5. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка.

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

использовать сведения из истории чукотской графики о попытках создания чукотской письменности, о первых книгах на чукотском языке, о создании современной письменности;

распознавать глагол как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, выделять исходную основу глагола, образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов, изменять глаголы по лицам, числам, различать именное спряжение и глагольное спряжение;

образовывать и употреблять в речи глаголы изъявительного, побудительно-повелительного, сослагательного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;

характеризовать способы словообразования глаголов в современном чукотском языке, проводить устный и письменный морфологический разбор глагола;

распознавать причастие по его грамматическим признакам, выделять глагольные признаки и признаки прилагательных у причастий, различать действительные и страдательные причастия, определять различия в образовании действительных и страдательных причастий, выявлять обстоятельственные причастия, их образование;

употреблять причастия и причастные обороты в речи в соответствии с нормами чукотского языка, проводить устный и письменный морфологический разбор причастий;

распознавать деепричастие по его грамматическим признакам, употреблять деепричастия и деепричастные обороты в речи в соответствии с нормами чукотского языка, выделять признаки глагола и наречия у деепричастия, изменять деепричастия по времени, проводить устный и письменный морфологический разбор деепричастий;

распознавать наречие как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль, определять группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели, правильно употреблять наречия в речи, выражать наречием различные обстоятельственные значения;

характеризовать способы образования наречий, степени сравнения, распознавать словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую, соблюдать правила правописания наречий, постановку дефиса между частями слова в наречиях, слитные и раздельные написания наречий, проводить устный и письменный морфологический разбор наречий;

распознавать послелоги и использовать их в речи, определять синтаксическую роль послелогов в предложении, различать разряды послелогов, проводить морфологический разбор послелогов;

распознавать союз как служебную часть речи и определять назначение союзов в речи, распознавать сочинительные и подчинительные союзы, простые, сложные и составные союзы, употреблять союзы в соответствии с их стилистическими особенностями в устной и письменной речи, проводить морфологический разбор союзов;

распознавать и использовать частицы в речи, различать разряды частиц по значению, соблюдать правила правописания частиц смысловые, модально-волевые, эмоционально-экспрессивные, проводить морфологический разбор частиц;

распознавать междометия и правильно использовать их в речи, ставить дефис в междометиях, расставлять запятые и восклицательный знак при междометиях, выделять интонационно междометия в речи, проводить морфологический разбор междометий;

распознавать звукоподражательные слова и правильно использовать их в речи.

78(1).11.6. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка.

К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

распознавать диалекты, местные (говорные) отличия, особенности женского (нелитературного) произношения;

распознавать три основные группы имен-причастий, отрицательную форму имен-причастий, склонение имен-причастий, изменение имен-причастий по лицам и числам, долженствовательную форму имен-причастий;

распознавать основные формы деепричастия, образовывать одновременные деепричастия с суффиксом -ма, -гты, -эты, разновременные деепричастия с суффиксом -(ы) к, и (00005481.png, причинные деепричастия с суффиксом -тэ -та, с сочетанием суффикса и приставки эм - ам-.....-тэ - та, целевые деепричастия с сочетанием суффикса и приставки эмрэ-/- 00005482.png;

образовывать и употреблять способы протекания действия (включение суффиксов, выражающих способы протекания действия, в основы глаголов);

образовывать и употреблять формы степеней сравнения качественных наречий;

употреблять междометия, выражающие чувства, выражающие волевые побуждения;

находить в тексте словосочетания, определять главное и зависимое слова, способ связи слов в словосочетании, отличать словосочетание от предложения, проводить синтаксический разбор словосочетания;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, устанавливать верный порядок слов в предложении, ставить логическое ударение;

различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать простые глагольные и простые именные сказуемые, составные глагольные и составные именные сказуемые, характеризовать способы выражения подлежащего;

характеризовать выделение в предложении второстепенных членов по их признакам, распознавать в тексте прямое и косвенное дополнения;

распознавать определение, способы выражения определений, различать согласованное и несогласованное определение, различать приложение как разновидность определения, расставлять знаки препинания при приложении;

распознавать в тексте обстоятельства, их основные значения и способы выражения, различать обстоятельства места и времени, образа действия, цели, причины;

моделировать односоставные и двусоставные предложения разных типов и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;

сопоставлять и разграничивать предложения определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения, находить в тексте неполные предложения, проводить синтаксический разбор односоставных и двусоставных предложений;

разграничивать однородные и неоднородные члены, находить в тексте однородные члены предложения, в том числе связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией, комментировать сочетание сказуемого с однородными подлежащими, употреблять обобщающие слова при однородных членах предложения, соблюдать правила пунктуации, проводить синтаксический разбор предложений с однородными членами;

понимать основные функции обращения, различать обращение нераспространенное и распространенное, правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

различать вводные слова и члены предложения, пользоваться вводными словами в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания, соблюдать интонацию и правила пунктуации в предложениях с вводными словами;

владеть основными правилами пунктуации при выделении обособленных членов предложения, определять виды обособления, выделять в тексте обособленные дополнения, определения, приложения, уточняющие члены предложения, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, проводить синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

78(1).11.7. Предметные результаты изучения родного (чукотского) языка.

К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

распознавать и употреблять аналитические комплексы (их образование), вспомогательные глаголы, служебные слова, союзы;

распознавать способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь; строить предложения с прямой речью, правильно расставляя знаки препинания, применять способы преобразования прямой речи в косвенную; составлять диалог с прямой и косвенной речью;

различать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания;

обосновывать классификацию сложных предложений на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные;

употреблять в устной и письменной речи сложносочиненные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

различать в предложении подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения, находить указательные слова в главном предложении, различать придаточные предложения и причастный оборот;

конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам, различать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте, анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений разных видов, различать сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными;

выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, понимать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений, использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;

разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, проводить синтаксический разбор сложного предложения;

моделировать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания;

излагать историю чукотской письменности, описывать процесс формирования чукотского литературного языка;

соблюдать нормы чукотского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.

(п. 78(1) введен Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171)