Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

99.10. Содержание обучения в 9 классе

99.10. Содержание обучения в 9 классе.

99.10.1. Введение. Литературный процесс как историческое движение кабардино-черкесской литературы. Кабардино-черкесская литература на начальном этапе развития (конец XIX - первая треть XX века). Возникновение самобытной кабардино-черкесской национальной литературы в дооктябрьский период. Причины ее зарождения на русском языке. Становление и развитие литературы на национальном языке.

99.10.2. Адыгские просветители.

Ш.Б. Ногма. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Ногма Шора - адыгский просветитель, историк, филолог, поэт, общественный деятель. Первая в истории адыгов грамматика родного языка. Творческие и дружеские связи Ш.Б. Ногма с М.Ю. Лермонтовым, А.С. Пушкиным. Значение работ Ш.Б. Ногма в кабардино-черкесской литературе.

История стихотворения "Хъуэхъу" ("Благопожелание"). Посвящение русскому академику А.М. Шегрену, первому переводчику с кабардино-черкесского языка на русский язык. Форма традиционных хохов-благопожеланий.

Сказание "Идар Темырыкъуэ и хъыбар" ("Сказание об Идаре Темрюк"), "Идар Темырыкъуэ и уэрэд" ("Песнь об Идаре Темрюк").

С. Казы-Гирей. Краткий рассказ о жизни и творчестве адыгского просветителя. Автобиографическая повесть "ХьэжытIэгъуей ауз" ("Долина Ажитугай"). Природа родного края. Художественно-изобразительные средства передачи пейзажа. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский о произведении "Долина Ажитугай".

С. Хан-Гирей. Краткий рассказ о жизни и творчестве адыгского просветителя. Султан Хан-Гирей как создатель азбуки родного языка, автор проектов по "гражданскому устройству" своего народа, как основоположник адыгской этнографии и исторической науки. Вклад просветителя в адыгскую культуру.

Местные сказания в повести "Шэрджэс хъыбархэр" ("Черкесские предания"). Отображение исторических событий, содержащих ценные сведения о нравах, обычаях и традициях адыгов.

К.М. Атажукин. Краткий рассказ о жизни и творчестве адыгского просветителя. К.М. Атажукин - писатель, публицист, педагог, лингвист, составитель первых книг на адыгском (кабардино-черкесском) языке. Первый букварь на кабардино-черкесском языке "Къэбэрдей алыфбейр" ("Кабардинская азбука"). Короткие рассказы "ЦIыхухэр зэрызэдэпсэун хуейм и уаз зыбжанэ" ("Несколько советов о том, как люди должны сосуществовать").

Рассказ "Хъарзынэ" ("Харзина"). Сюжет рассказа взят из персидского устного народного творчества. Отражение противостояния религиозных фанатиков и молодой девушки из простой необразованной семьи. Черты романтизма в рассказе.

А.-Г. Кешев (Каламби). Краткий рассказ о жизни и творчестве адыгского просветителя. А.-Г.К. Кешев - адыгский и абазинский писатель, журналист, общественный деятель XIX века. Литературный очерк "Iуащхьэ щыгум" ("На холме"). Первые рассказы "МазитIкIэ къуажэм". ("Два месяца в ауле"), "Жиным и гъэсэн" ("Ученик джиннов"), "Пыпхэ" ("Чучело"). Алфавит, рассказы, сказки А.-Г. Кешева.

99.10.3. Баксанские просветители.

Просветительская деятельность Н.А. Цагова и А.Г. Дымова.

Н.А. Цагов. Рассказы "Адэмрэ къуэхэмрэ" ("Отец и сыновья"), "Цыжьбанэ лIыхъужь" ("Храбрый еж"), "Адыгэ тхылъыбзэм и тхыдэ" ("История адыгского языка"), "Университеты". Публицистические статьи в газете "Гъуазэ" ("Маяк") (обзор).

А.Г. Дымов. Начало пути кабардинской журналистики. Короткие рассказы "Псалъэм и фейдэ" ("Польза слова"), "ПцIым и лIэужьыгъуэ" ("Разновидность лжи"), "ПцIым и зэран" ("Вред от лжи"), "Пэжым и фIагъэ" ("Качество правды"). Публицистические статьи в газете "Адыгэ макъ" ("Голос адыга") (обзор).

99.10.4. Народные поэты-джегуако (поэты-сказители). Жизнь и деятельность народных певцов - Выкова Шухиба, Мижаева Саида, Абазова Камбота, Сижажева Кильчуко. Сплетение сатирического и лирического в творчестве поэтов-джегуако.

Л. Агноков. Рассказ о жизни и творчестве адыгского поэта-сказителя.

Стихотворения "Ди нысэ фо" ("Наша невестка"), "Агънокъуэр Шэрэдж зэрыхуэусар" ("Агноков воспевает Черек"), "Шэрэдж" ("Черек"), "Агънокъуэм лIэныгъэм хужиIар" ("Агноков о смерти"), "Агънокъуэм нэпсым хужиIар" ("Агноков о слезах"), "Агънокъуэр Урыху зэрыхуэусар" ("Агноков об Урухе"), "Агънокъуэм щIалэ цIыкIум жриIар" ("Что Агноков сказал мальчикам"), "Агънокъуэр кхъужьеижьым зэрыхуэусар" ("Агноков старому грушевому дереву"). Роль народных певцов в развитии кабардино-черкесского языка.

99.10.5. Литература конца XIX начала XX века.

Б.М. Пачев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Поэт, певец-сказитель, один из основоположников кабардино-черкесской литературы - Пачев Бекмурза. Творчество Пачева - переходное звено от поэзии сказителей к письменной литературе.

Стихотворение "Псалъэ пэжхэр" ("Правдивые слова"). Тема и основное идейное содержание произведения. Основная мысль стихотворения. Наставления в форме стихов. Связь произведения с устным народным творчеством адыгов. Отражение народной мудрости в стихотворении.

Стихотворение "Уэсят" ("Завещание").

А.А. Хавпачев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение "Гъэм и зэманхэр" ("Времена года"). Различные тона времен года, их красота. "Къардэн Къубатий" ("Кубатий Карданов"). Тема войны, мужества и героизма защитников Родины.

99.10.6. Кабардино-черкесская литература 1920 - 1940 годов. Обзор. Главенство поэзии в кабардино-черкесской литературе в 20 - 40-х годах XX века. Писатели и поэты, заложившие основы кабардино-черкесской литературы: Б.М. Пачев, А.А. Хавпачев, П.Д. Шекихачев, Т.М. Борукаев, Т.А. Шеретлоков, П.М. Кешоков. Их последователи: А.А. Шогенцуков, Т.И. Шаков, А.Н. Охтов, Х.Х. Гашоков, А.К. Шомахов, Б.И. Куашев.

Появление жанра поэмы, его развитие.

Кабардино-черкесская проза. Молодые писатели А.А. Шогенцуков, М.П. Дышеков, Х.К. Абуков, Ж.М. Налоев, С.М. Кожаев, З.Б. Максидов, Х.И. Теунов. Их роль в развитии прозы.

Первые драматические произведения, первый кабардинский театр. Первые литературные критики: Ж.М. Налоев, Х.И. Теунов.

А.А. Шогенцуков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Поэтическое наследие классика кабардино-черкесской литературы А.А. Шогенцукова. Стихотворения "Сэтэней" ("Сатаней"), "Линэ трактористкэщ" ("Лина-трактористка"), "ЩIымахуэ" ("Зима"), "ЛIыкIуэ" ("Посланник").

Поэма "Мадинэ" ("Мадина"). Тема неравного отношения к женщине. Социальная проблема в поэме.

Роман в стихах "Къамборэ Лацэрэ" ("Камбот и Ляца" - первый социальный роман в стихах. Прошлое, быт, нравы, психология народа периода восстания крепостных крестьян.

Т.М. Керашев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть "Шапсыгъ пщащэ" ("Дочь шапсугов"). Мотивы адыгского народного сказания как основа произведения. Вопросы чести, свободы и долга перед родной землей. Воссоздание картины дореволюционного быта крестьян. Конь "Нальмес" - узловая фигура в разрешении конфликта повести. Становление национального характера народа. Историзм и вымысел в повести. Национальные ценности кабардинцев и общечеловеческие ценности. Тема любви и верности.

А.К. Шомахов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Роман "Бгырыс шухэр" ("Всадники на вершинах") о становлении рабочего класса в Кабардино-Балкарии. Тема дружбы, товарищества между народами. Люди труда в романе. Особенности главных героев романа.

Х.И. Теунов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Роман-дилогия "Псэм и IэфIыр къыуатмэ" ("Подари красоту души") - произведение о рождении и становлении современной кабардинской интеллигенции. Ахмед Наурзоков как олицетворение адыгской интеллигенции. Путь его исканий. Образы Ахмеда и Благонравова. Их роль в реализации основной мысли романа.

Тема и основная мысль повести "Аслъэн" ("Аслан"). Временная связь между изображенными событиями и современностью. Развитие образа Аслана. Человеческие ценности, отображенные в произведении. Художественные особенности повести, богатство языка.

99.10.7. Драматические произведения.

А.Т. Шортанов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Пьеса "Яшэмрэ къэзышэхэмрэ" ("Женихи да невеста"). Идейно-тематическое содержание комедии. Жизнь простых сельчан XIX века после отмены крепостного права. Комедия в трех актах.

З.П. Кардангушев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Драма "Къанщобийрэ Гуащэгъагърэ" ("Каншоби и Гошагаг"). История создания пьесы и ее место в кабардино-черкесской драматургии. Характер использования автором фольклорного источника, по мотивам которого создано произведение, отмечается гармоническая преемственная связь между народным произведением и его авторской интерпретацией. Судьба пьесы, ее роль в истории кабардинского театрального искусства. Главная идея драмы. Темы любви и верности в пьесе.

99.10.8. Кабардино-черкесская литература конца 50-х - 90-х годов.

Х.Х. Гошоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть-трилогия "Адэмрэ къуэмрэ" ("Отец и сын"). Тема и идея повести. Главные герои и их образы. Человек труда в разных жизненных ситуациях. Богатство языка произведения.

А.О. Шогенцуков. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Повесть "Уи цIэр фIэсщынщ" ("Назову твоим именем") - история чистой, светлой, но сложной и даже трагичной любви молодых людей. Главная идея повести. Тема любви и преданности. Образы Залины и Мусаби. Тема социального неравенства. Композиция и язык повести.

99.10.9. Теория литературы.

Аннотация, доклад. Структура доклада.

Литература XIX века и гуманизм.

Романтизм в национальной литературе. Его особенности.

Реализм как направление искусства в кабардино-черкесской литературе.

Расширение знаний об авторской позиции, анализе лирического произведения, интерпретации, лирическом герое, системе образов. Лингвистический анализ стихотворения.

Тропы (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола и так далее).

Устное высказывание (рассуждение), сочинение-рассуждение, заметки, записки, дневник, журнал, очерк, мемуары, сочинение-письмо, эссе.

Нравственность и художественное произведение, художественная автобиография.

Национальная проза и герои времени. Роман, виды романа. Роман-эпопея.

Конспект художественного произведения, план-конспект, тематический конспект, текстуальный конспект, свободный конспект. Тезисы. Сюжет. Экспозиция. Кульминация. Эпилог.

Язык и характер персонажей в драматическом произведении.

Драма, комедия, трагедия. Монолог и диалог. Ремарка.

Стиль автора и его мировоззрение.