Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

143.6. Содержание обучения в 8 классе

143.6. Содержание обучения в 8 классе.

143.6.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Взаимоотношения в семье и с друзьями.

Внешность и характер человека (литературного персонажа).

Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, театр, музей, спорт, музыка).

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, сбалансированное питание. Посещение врача.

Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги.

Школа, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Посещение школьной библиотеки (ресурсного центра). Переписка с иностранными сверстниками.

Виды отдыха в различное время года. Путешествия по России и иностранным странам.

Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Климат, погода. Стихийные бедствия.

Условия проживания в городской (сельской) местности. Транспорт.

Средства массовой информации (телевидение, пресса, Интернет).

Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое положение, столицы, население, официальные языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи).

Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка: ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены.

143.6.2. Виды речевой деятельности.

143.6.2.1. Говорение.

В 8 классе продолжается развитие у обучающихся умений создавать устно-речевые высказывания монологического, диалогического и полилогического характера, которые всегда ситуативно обусловлены и включены в более широкий контекст деятельности. Обучающиеся активнее взаимодействуют между собой, включаются в поиск решений, разрабатывают стратегию поведения по решению той или иной задачи. Учебные коммуникативные задачи все более приближены к реальной практике общения.

Монологические высказывания становятся более развернутыми и более содержательными, принимая форму сообщений и небольших докладов в рамках изучаемой тематики или создаваемых творческих проектов. Обучающиеся овладевают умением распознавать инфографические способы подачи информации, сочетающие в себе текст, цифры, рисунки, диаграммы.

В работе с текстами большое внимание уделяется этапу выхода в речь, связному пересказу и беседе на основе и в связи с прочитанным рассказом, отрывком из книги или статьей.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов):

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение и отказываться от предложения собеседника;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением нормы речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка.

Объем диалога - до 5 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование (сообщение);

выражение и аргументирование своего мнения по отношению к услышанному (прочитанному), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) текста;

составление рассказа по картинкам;

изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц.

Объем монологического высказывания - 7 - 8 фраз.

143.6.2.2. Аудирование.

Обучение восприятию на слух французской речи является важной задачей данного этапа овладения языком и обеспечивается аудиоверсиями текстов учебника. Кроме традиционных аудиозаписей, используется мультимедийный компонент (там, где техническое оснащение кабинета это позволяет).

Предъявление обучающимся материала, предназначенного для восприятия на слух, осуществляется:

при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное, использование переспроса или просьбы повторить для уточнения отдельных деталей;

при опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации.

Контроль понимания содержания аудио- или видеофрагмента проводится при помощи тестов, составленных на французском языке.

Аудирование с пониманием общего содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение выделять нужную (интересующую, запрашиваемую) информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1,5 минут.

143.6.2.3. Смысловое чтение.

На данном этапе особое внимание в процессе обучения французскому языку уделяется работе с письменным источником информации, содержание которого служит основой и для развития устной и письменной речи.

Поскольку степень аутентичности используемого текстового материала на данном этапе возрастает, обучающиеся более серьезно и обстоятельно совершенствуют свои умения в следующих видах чтения на французском языке: чтение с полным пониманием прочитанного текста, чтение с пониманием основного содержания, ознакомительное чтение и поисковое чтение.

Более углубленное обучение всем перечисленным видам (стратегиям) чтения может происходить на примере одного и того же текста, или на разных текстах (на усмотрение учителя).

Для того чтобы правильно воспринять логику повествования, обучающиеся продолжают овладевать основными строевыми элементами или связующими словами, отражающими временные, причинно-следственные и другие связи между отдельными фактами или действиями (d'abord, depuis que, quand, pendant, c'est pourquoi, 00008292.wmz, 00008293.wmz и другие).

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей) запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания.

Чтение с пониманием общего содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу текста), определять логическую последовательность главных фактов, событий, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова.

Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода), неизученные языковые явления.

В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), рассказ, отрывок из художественного произведения, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, меню, электронное сообщение личного характера, стихотворение.

Объем текста (текстов) для чтения - до 250 слов.

143.6.2.4. Письменная речь.

Письменно-речевая коммуникация на данном этапе обучения практически всегда подготовлена предварительным чтением текста (разной типологии), служащего моделью для воспроизведения и имитации. Создаваемые обучающимися письменные высказывания - это связное описание какого-либо события, свидетелем которого они стали, рассказ о личных впечатлениях о путешествии или празднике, в котором они приняли участие, короткие письма и сообщения разного рода для обмена ими в электронной или традиционной форме письменного общения. Письма, адресованные французским сверстникам, содержат элементы эмоционального реагирования (радость, сожаление, стремление убедить в чем-либо). В них присутствуют такие функционально-смысловые типы речи, как описание и рассуждение.

Обучающиеся учатся составлять тексты-комментарии на заинтересовавшую их тему или проблему, чтобы разместить их на страничке блога или веб-форума.

Обучающиеся тренируются в заполнении анкет, формуляров, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, адрес, увлечения). Такие документы заполняются в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка.

Развитие умений письменной речи:

составление плана (тезисов) устного или письменного сообщения;

заполнение анкет и формуляров, умение сообщать о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, адрес, увлечения) в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка (объем письма - до 80 слов);

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста (объем письменного высказывания - до 80 слов).

143.6.3. Языковые навыки и умения.

143.6.3.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующих понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа).

Объем текста для чтения вслух - до 90 слов.

143.6.3.2. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении.

Пунктуационно правильно, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране (странах) изучаемого языка, оформлять электронное сообщение личного характера.

143.6.3.3. Лексическая сторона речи.

Обогащение и увеличение активного и пассивного лексического запаса обучающихся на среднем этапе обучения французскому языку как второму иностранному по-прежнему непосредственно связано с развитием умений иноязычного говорения и понимания устного и письменного источника информации в рамках изучаемой тематики.

Формирование лексических навыков на данном и последующих этапах обучения облегчается группированием лексических единиц по ассоциативному (смысловому или формальному признаку) вокруг ключевых слов (понятий), а также путем обеспечения частого употребления новых и ранее пройденных лексических единиц в неречевых и речевых упражнениях на основе текста и в связи с ним. Лексические упражнения могут быть направлены на работу с изолированным словом (подбор синонимов, антонимов, поиск ключевых слов, употребление лексических единиц в устойчивых и свободных словосочетаниях). При этом особое внимание уделяется умению сочетать лексические единицы между собой и работе со словом в его текстовых связях. Активизируется употребление коннекторов речи, слов и словосочетаний, обеспечивающих логику и связность устных и письменных высказываний.

Распознавание в устной речи и письменном тексте 750 лексических единиц и правильное употребление в устной и письменной речи 700 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.

Распознавание и употребление в устной речи и письменном тексте:

изученных лексических единиц, синонимов, антонимов и наиболее частотных фразовых глаголов, сокращений и аббревиатур;

различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания (00008294.wmz, 00008295.wmz, au 00008296.wmz, 00008297.wmz la fin, puis, alors и других);

распознавание и образование родственных слов с использованием аффиксации:

глаголов при помощи префикса 00008298.wmz-;

имен существительных при помощи суффиксов -oir/-oire, -00008299.wmz, -ude, -aison, -ure, -ise;

имен прилагательных при помощи суффиксов -el/-elle, -ile, -il/-ille, -eau/-elle, -aire, -atif/-ative.

143.6.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи:

настоящего времени условного наклонения (conditionnel 00008300.wmz), употребление conditionnel 00008301.wmz в независимом предложении для выражения вежливой просьбы, желаемого или предполагаемого действия;

образование и употребление в устной и письменной речи futur dans le 00008302.wmz;

употребление предлога "de" после слов и выражений, обозначающих количество;

употребление местоимения "en";

употребление повелительного наклонения (00008303.wmz);

употребление причастия прошедшего времени (participe 00008304.wmz), согласование причастия прошедшего времени (accord du participe 00008305.wmz), participe 00008306.wmz в сложных временах, participe 00008307.wmz в пассивном залоге, participe 00008308.wmz в роли причастия и прилагательного;

указательное местоимение ce/00008309.wmz/cela;

одновременное употребление местоимений (прямого и косвенного) во французском предложении (pronoms personnels doubles);

согласование времен изъявительного наклонения (concordance des temps de l'indicatif).

143.6.4. Социокультурные знания и умения.

Социокультурная и страноведческая составляющая процесса обучения французскому языку обогащается за счет расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний и за счет новой тематики и проблематики речевого общения. Обучающиеся развивают свою когнитивную (познавательную) компетенцию. Они узнают много новой информации культурологического характера о Франции и других франкоговорящих странах.

Расширяя свой диапазон страноведческих и лингвострановедческих знаний, обучающиеся разнообразят содержательную сторону общения со своими франкоязычными сверстниками, постепенно снимают трудности понимания, связанные с фоновыми знаниями, без которых межкультурная коммуникация может быть затруднена.

Развитие умений:

кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка: рассказывать о некоторых выдающихся людях родной страны и страны (стран) изучаемого языка (ученых, писателях, поэтах, художниках, музыкантах, спортсменах и других);

оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут и другие ситуации);

соблюдение норм вежливости в международном общении.

143.6.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, использование при говорении и письме перифраз (толкование), синонимические средства, описание предмета вместо его названия, при непосредственном общении: догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики, переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов. Использовать при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.