Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

69.8. Содержание обучения в 7 классе

69.8. Содержание обучения в 7 классе.

69.8.1. Тематическое содержание речи.

Взаимоотношения в семье и с друзьями. Семейные праздники. Обязанности по дому. Внешность и характер человека, литературного персонажа. Досуг и увлечения, хобби современного подростка (чтение, кино, театр, музей, спорт, музыка). Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, физкультура, сбалансированное питание. Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы, любимый предмет, правила поведения в школе, посещение школьной библиотеки или ресурсного центра. Переписка со сверстниками. Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Путешествия по России и иностранным странам. Природа: дикие и домашние животные. Климат, погода. Жизнь в городе и сельской местности. Описание родного города, села. Транспорт. Средства массовой информации (телевидение, журналы, Интернет). Родная страна и родной регион. Их географическое положение, столицы, население, официальные языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи). Выдающиеся люди родной страны и родного региона: ученые, писатели, поэты, спортсмены.

69.8.2. Коммуникативные умения.

Говорение. Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести: диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов: диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение или отказываться от предложения собеседника, диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета. Объем диалога - до 6 реплик со стороны каждого собеседника. Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование, сообщение, изложение (пересказ) основного содержания прочитанного или прослушанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы. Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, планов, вопросов и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц. Объем монологического высказывания - 8 - 9 фраз.

Аудирование. При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная и невербальная реакция на услышанное. При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему, идею и главные факты, события в воспринимаемом на слух тексте, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания. Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте. Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста для аудирования - до 1,5 минут.

Смысловое чтение. Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания текста. Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять тему, основную мысль, главные факты, события, прогнозировать содержание текста по заголовку или началу текста, последовательность главных фактов (событий), умение игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова. Чтение с пониманием нужной, запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию. Чтение с полным пониманием предполагает полное и точное понимание информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), отрывок из художественного произведения, в том числе рассказа, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, диаграмма). Объем текста для чтения - до 350 слов.

Письменная речь. Развитие умений письменной речи: списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, составление плана прочитанного текста, заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений, написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 90 слов, создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы. Объем письменного высказывания - до 90 слов.

69.8.3. Языковые знания и умения.

Фонетическая сторона речи. Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение новых слов согласно основным правилам чтения. Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста. Тексты для чтения вслух: диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера. Объем текста для чтения вслух - до 100 слов.

Графика, орфография и пунктуация. Правильное написание изученных слов. Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.

Лексическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в финском языке нормы лексической сочетаемости. Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания. Объем - 900 лексических единиц для продуктивного использования (включая 750 лексических единиц, изученных ранее) и 1 000 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 900 лексических единиц продуктивного минимума). Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение. Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Наиболее частотные фразовые глаголы.

Грамматическая сторона речи. Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций финского языка. Словосочетание. Структурные типы словосочетаний: субстантивные, адъективные, глагольные, наречные. Виды подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Основные коммуникативные типы простых предложений в современном финском языке: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий вопрос. Специальные вопросы с вопросительными словами. Альтернативный вопрос. Классификация предложений по характеру предикативных отношений. Утвердительные и отрицательные предложения. Классификация предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения. Простое предложение. Основные структурно-семантические типы простых предложений в современном финском языке. Интранзитивное предложение. Транзитивное предложение. Посессивная конструкция. Экзистенциальное предложение. Результативная конструкция с транслативом. Результативная конструкция с элативом. Предикативное предложение. Предложения с семантикой состояния. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Главное предложение, придаточное предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений в современном финском языке. Определенно-личные односоставные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Конструкция долженствования. Порядок слов в предложении. Полные и неполные предложения. Члены предложения. Сказуемое, личная форма глагола в функции сказуемого простого предложения. Подлежащее, способы выражения подлежащего в современном финском языке. Существительное в функции подлежащего. Местоимение в функции подлежащего. Номинатив грамматического субъекта. Партитив грамматического субъекта. Согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе. Определение. Согласованное определение. Неизменяемые прилагательные в функции определения. Генитивное определение. Предикатив. Падеж предикатива: номинатив, партитив и генитив предикатива. Объект, падеж объекта. Аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных предложениях с императивом. Аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных неопределенно-личных предложениях. Аккузатив с окончанием (генитив). Аккузатив множественного числа (номинатив). Партитив объекта, выраженного вещественным существительным. Партитив объекта в отрицательных предложениях. Обстоятельство в падежной форме объекта. Аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени. Предельные и непредельные глаголы в современном финском языке. Обстоятельство. Обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа. Обстоятельство, выраженное наречием. Обстоятельство, выраженное конструкциями с предлогами и послелогами. Обстоятельство в форме эссива и транслатива. Части речи. Именные части речи: существительные, прилагательные, местоимения, числительные. Глаголы. Наречия. Предлоги и послелоги. Союзы. Все типы склонения имен. Одноосновные и двухосновные имена. Гласная и согласная основа. Склонение имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения). Словоизменительные суффиксы в современном финском языке: формообразующие суффиксы и окончания. Показатель множественного числа в формах косвенных падежей. Партитив множественного числа. Генитив множественного числа. Множественное число внутренне-местных и внешне-местных падежей. Образование и использование форм эссива. Открытый и закрытый слог. Сильная и слабая ступень чередования ступеней согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова. Сильная ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами. Сильная ступень чередования согласных в закрытом слоге перед долгим гласным. Указательные местоимения. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Склонение указательных, вопросительных, относительных местоимений. Степени сравнения прилагательных. Компаратив. Суперлатив. Все типы спряжения глаголов в современном финском языке. Образование форм презенса от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование форм простого претерита (имперфекта) от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование форм перфекта (утвердительных и отрицательных) от глаголов I - VI типов спряжения. Употребление форм перфекта в речи. Повелительное наклонение глаголов, императив (утвердительные и отрицательные формы 2 лица единственного и множественного числа). Образование форм презенса кондиционала от глаголов I - VI типов спряжения (утвердительные и отрицательные формы). Образование и склонение форм действительного и страдательного причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов I - VI типов спряжения. Образование утвердительных и отрицательных форм презенса неопределенного лица (финского "пассива") от глаголов I - VI типов спряжения. Употребление форм неопределенного лица в речи: в основном значении, в функции побуждения к действию. III инфинитив. Иллатив III инфинитива. Инессив III инфинитива. Элатив III инфинитива. Управление глаголов из списка лексического минимума. Согласование прилагательных и существительных в числе и падеже. Числительные. Количественные числительные (от 100 до 1000000) и их склонение. Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных. Предлоги и послелоги. Союзы.

69.8.4. Социокультурные знания и умения.

Знание и использование отдельных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания. Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (основные национальные праздники, традиции в питании и проведении досуга, система образования). Социокультурный портрет родной страны и Республики Карелия: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества, Нового года, Дня матери), с особенностями образа жизни и культуры (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися людьми). Развитие умений: писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на финском языке, правильно оформлять свой адрес на финском языке (в анкете), правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другое).

69.8.5. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики. Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана. Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации. Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.