32.10. Содержание обучения в 9 классе
32.10.1. Коммуникативные умения.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Дружба (). Любовь (Инаг дуран).
Учеба (hуралсал). Выбор профессии (Хэн болохобиб?).
Мой день, отдых (Минии ажабайдал). Читаем на бурятском! (Буряадаар ном уншая!)
Здоровый образ жизни ( энхэ байдал). Спорт (Тамир).
Путешествие (Аяншалга). Путешествие в зарубежные страны (Хари аяншалга).
Моя семья, родословная (Минии , уг гарбал). Монголоязычные народы (Монгол туургата арадууд).
Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Праздники разных народов (Дэлхэйн арадуудай ).
Профессия (Мэргэжэл). Менеджер и лидер ( болон ударидагша).
Одежда (Хубсаhан). Производство и дизайн одежды. Дизайнер (Хубсаhанай . Хубсаhа зохеогшо).
Диалогическая речь. Развитие у обучающихся диалогической речи в 9 классе предусматривает овладение умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации.
Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
вежливо переспросить, выразить согласие или отказ.
Объем этикетных диалогов - до 4 реплик со стороны каждого участника.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
целенаправленно расспрашивать, брать интервью.
Объем данных диалогов - до 5 - 6 реплик со стороны каждого участника.
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ выполнить ее;
дать совет и принять или не принять его;
пригласить к действию или взаимодействию и согласиться или не согласиться принять в нем участие;
спроводить предложение и выразить согласие или несогласие принять его, объяснить причину.
Объем данных диалогов - до 4 реплик со стороны каждого участника.
Речевые умения при ведении диалога-обмена мнениями:
выразить точку зрения и согласиться или не согласиться с ней;
высказать одобрение или неодобрение;
выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость огорчение, желание нежелание).
Объем диалогов - не менее 5 - 7 реплик со стороны каждого участника.
При участии в этих видах диалога и их комбинациях обучающиеся решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.
Монологическая речь. Развитие монологической речи предусматривает овладение следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста;
проводить сообщение в связи с прочитанным текстом;
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному или услышанному.
Объем монологического высказывания - до 10 - 12 фраз.
Владение умениями понимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие следующих умений:
прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использованием языковой догадки, контекста;
игнорировать незнакомый языковой материал, не существенный для понимания.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 9 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста - до 2 - 2,5 минут.
Обучающиеся учатся читать и понимать методически аутентичные и аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 9 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на методически аутентичных и аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры региона.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на методически аутентичных и аутентичных текстах разных жанров.
Объем текста - до 350 - 450 слов.
Формируемые умения в области чтения (для чтения с пониманием основного содержания текста и для чтения с полным пониманием текста):
умение ориентироваться в содержании текста, понимать его основное содержание и извлекать эксплицитно представленную информацию;
умение интегрировать и интерпретировать информацию, имплицитно представленную в тексте;
умение осмыслить и оценить прочитанный текст.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, с сайта в сети Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30 - 40 слов, включая написание адреса);
заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
писать личное письмо с использованием и без использования образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 70 - 90 слов, включая адрес).
На уровне основного общего образования у обучающиеся развиваются такие специальные учебные умения, как:
осуществлять информационную переработку бурятских текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования источников информации на бурятском языке.
На уровне основного общего образования также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных умений - умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста.
32.10.2. Языковые знания и навыки.
32.10.2.1. Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и получение навыков их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. Владение орфографическими навыками в пределах усвоенного языкового материала.
32.10.2.2. Фонетическая сторона речи.
Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка; соблюдение акцентуации слова. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
32.10.2.3. Лексическая сторона речи.
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 1000 - 1050 лексическим единицам, усвоенным обучающимися ранее, добавляются около 150 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру. Объем рецептивного словаря увеличивается за счет текстов для чтения и составляет примерно 1300 - 1400 лексических единиц, включая продуктивный лексический минимум.
Обучающиеся 9 класса учатся употреблять в речи названия объектов, географических названий на бурятском языке. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
32.10.2.4. Грамматическая сторона речи.
Расширение объема значений грамматических явлений, изученных в предыдущих классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Повторение и углубление изученного материала на предыдущих этапах.
Синтаксис. Словосочетание, оборот и предложение. Виды простого предложения по цели высказывания; односоставные и двусоставные предложения. Побудительное предложение. Однородные члены предложения. Причастный и деепричастный оборот. Прямая и косвенная речь. Обращение.
Единственное и множественное число имен существительных.
Местоимения: обобщительные местоимения (, булта, ). выделительные местоимения (бэшэ, бусад). неопределенные местоимения (хэн нэгэн, али нэгэ, нэгэ хэды, хэды, хэдэн, иимэ, тиимэ).
Различения функций многократного и однократного причастий.
Глагольные формы в настоящем, прошедшем, будущем времени, многократного причастий и их различение.
Соединительное, разделительное, слитное, целевое деепричастие.
Формы обращения глагола (яба, ябагты, ябыш, ябыт, ябаг, ябаарай, ябая, ябаhуу) и их различение.
Формы двух-, трехкомпонентных сложных глагольных сказуемых и их различение.
Сложноподчиненные предложения с придаточными:
определительными: Ябаhан яhа зуудаг гэhэн буряад оньhон бии.
изъяснительными: Буряад орондо Альпануудташье, Швейцридашье адли газарнууд бии гэжэ аяншалагшад хэлэдэг.
обстоятельственными: Байгал далай бэлхэйн баялиг болоно, тиимэhээ нангин далайгаа булта гамная!
Сложноподчиненные предложения с союзом и союзными словами гэжэ, гэhэн, гээд.
Систематизация (опознавание, различение и употребление) изученного ранее материала:
склонение имен существительных;
употребление послелогов, наречий;
употребление аффиксов личного и безличного притяжания, личных и возвратных местоимений;
различение временных форм глагола;
различение залогов глагола (нээгдэ, барилда, ошолсо);
употребление модальных слов еhотой, аргатай, хэрэгтэй, дуратай;
соблюдение порядка слов в предложении;
выделение безличных предложений (Газаа );
различение типов вопросительных предложений и употребление вопросительных слов;
различение придаточных предложений с союзами и союзными словами.
32.10.5. Социокультурные знания и умения.
Система буддийского образования. Культура поведения в культовых местах. Экологическая культура бурят. Генеалогия бурят. Происхождение народов мира.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей