Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

32.10. Содержание обучения в 9 классе

32.10. Содержание обучения в 9 классе.

32.10.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Дружба (00000058.wmz). Любовь (Инаг дуран).

Учеба (hуралсал). Выбор профессии (Хэн болохобиб?).

Мой день, отдых (Минии ажабайдал). Читаем на бурятском! (Буряадаар ном уншая!)

Здоровый образ жизни (00000059.wmz энхэ байдал). Спорт (Тамир).

Путешествие (Аяншалга). Путешествие в зарубежные страны (Хари 00000060.wmz аяншалга).

Моя семья, родословная (Минии 00000061.wmz, уг гарбал). Монголоязычные народы (Монгол туургата арадууд).

Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Праздники разных народов (Дэлхэйн арадуудай 00000062.wmz).

Профессия (Мэргэжэл). Менеджер и лидер (00000063.wmz болон ударидагша).

Одежда (Хубсаhан). Производство и дизайн одежды. Дизайнер (Хубсаhанай 00000064.wmz. Хубсаhа зохеогшо).

Говорение.

Диалогическая речь. Развитие у обучающихся диалогической речи в 9 классе предусматривает овладение умениями вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации.

Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:

начать, поддержать и закончить разговор;

поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

выразить благодарность;

вежливо переспросить, выразить согласие или отказ.

Объем этикетных диалогов - до 4 реплик со стороны каждого участника.

Речевые умения при ведении диалога-расспроса:

запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;

целенаправленно расспрашивать, брать интервью.

Объем данных диалогов - до 5 - 6 реплик со стороны каждого участника.

Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:

обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ выполнить ее;

дать совет и принять или не принять его;

пригласить к действию или взаимодействию и согласиться или не согласиться принять в нем участие;

спроводить предложение и выразить согласие или несогласие принять его, объяснить причину.

Объем данных диалогов - до 4 реплик со стороны каждого участника.

Речевые умения при ведении диалога-обмена мнениями:

выразить точку зрения и согласиться или не согласиться с ней;

высказать одобрение или неодобрение;

выразить сомнение;

выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость огорчение, желание нежелание).

Объем диалогов - не менее 5 - 7 реплик со стороны каждого участника.

При участии в этих видах диалога и их комбинациях обучающиеся решают различные коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и соответствующих речевых умений.

Монологическая речь. Развитие монологической речи предусматривает овладение следующими умениями:

кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;

передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста;

проводить сообщение в связи с прочитанным текстом;

выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному или услышанному.

Объем монологического высказывания - до 10 - 12 фраз.

Аудирование.

Владение умениями понимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие следующих умений:

прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

выбирать главные факты, опуская второстепенные;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использованием языковой догадки, контекста;

игнорировать незнакомый языковой материал, не существенный для понимания.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 9 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текста - до 2 - 2,5 минут.

Чтение.

Обучающиеся учатся читать и понимать методически аутентичные и аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое поисковое чтение).

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 9 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на методически аутентичных и аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры региона.

Объем текста - до 500 слов.

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на методически аутентичных и аутентичных текстах разных жанров.

Объем текста - до 350 - 450 слов.

Формируемые умения в области чтения (для чтения с пониманием основного содержания текста и для чтения с полным пониманием текста):

умение ориентироваться в содержании текста, понимать его основное содержание и извлекать эксплицитно представленную информацию;

умение интегрировать и интерпретировать информацию, имплицитно представленную в тексте;

умение осмыслить и оценить прочитанный текст.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала, с сайта в сети Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

проводить выписки из текста;

писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30 - 40 слов, включая написание адреса);

заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

писать личное письмо с использованием и без использования образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 70 - 90 слов, включая адрес).

На уровне основного общего образования у обучающиеся развиваются такие специальные учебные умения, как:

осуществлять информационную переработку бурятских текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму;

пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;

участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования источников информации на бурятском языке.

На уровне основного общего образования также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных умений - умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста.

32.10.2. Языковые знания и навыки.

32.10.2.1. Графика и орфография

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и получение навыков их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. Владение орфографическими навыками в пределах усвоенного языкового материала.

32.10.2.2. Фонетическая сторона речи.

Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка; соблюдение акцентуации слова. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

32.10.2.3. Лексическая сторона речи.

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 1000 - 1050 лексическим единицам, усвоенным обучающимися ранее, добавляются около 150 новых лексических единиц, в том числе наиболее распространенные устойчивые словосочетания, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру. Объем рецептивного словаря увеличивается за счет текстов для чтения и составляет примерно 1300 - 1400 лексических единиц, включая продуктивный лексический минимум.

Обучающиеся 9 класса учатся употреблять в речи названия объектов, географических названий на бурятском языке. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

32.10.2.4. Грамматическая сторона речи.

Расширение объема значений грамматических явлений, изученных в предыдущих классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Повторение и углубление изученного материала на предыдущих этапах.

Синтаксис. Словосочетание, оборот и предложение. Виды простого предложения по цели высказывания; односоставные и двусоставные предложения. Побудительное предложение. Однородные члены предложения. Причастный и деепричастный оборот. Прямая и косвенная речь. Обращение.

Единственное и множественное число имен существительных.

Местоимения: обобщительные местоимения (00000065.wmz, булта, 00000066.wmz). выделительные местоимения (бэшэ, бусад). неопределенные местоимения (хэн нэгэн, али нэгэ, нэгэ хэды, хэды, хэдэн, иимэ, тиимэ).

Различения функций многократного и однократного причастий.

Глагольные формы в настоящем, прошедшем, будущем времени, многократного причастий и их различение.

Соединительное, разделительное, слитное, целевое деепричастие.

Формы обращения глагола (яба, ябагты, ябыш, ябыт, ябаг, ябаарай, ябая, ябаhуу) и их различение.

Формы двух-, трехкомпонентных сложных глагольных сказуемых и их различение.

Сложноподчиненные предложения с придаточными:

определительными: Ябаhан 00000067.wmz яhа зуудаг гэhэн буряад оньhон 00000068.wmz бии.

изъяснительными: Буряад орондо Альпануудташье, Швейцридашье адли газарнууд бии гэжэ аяншалагшад хэлэдэг.

обстоятельственными: Байгал далай бэлхэйн баялиг болоно, тиимэhээ нангин далайгаа булта гамная!

Сложноподчиненные предложения с союзом и союзными словами гэжэ, гэhэн, гээд.

Систематизация (опознавание, различение и употребление) изученного ранее материала:

склонение имен существительных;

употребление послелогов, наречий;

употребление аффиксов личного и безличного притяжания, личных и возвратных местоимений;

различение временных форм глагола;

различение залогов глагола (нээгдэ, барилда, ошолсо);

употребление модальных слов еhотой, аргатай, хэрэгтэй, дуратай;

соблюдение порядка слов в предложении;

выделение безличных предложений (Газаа 00000069.wmz);

различение типов вопросительных предложений и употребление вопросительных слов;

различение придаточных предложений с союзами и союзными словами.

32.10.5. Социокультурные знания и умения.

Система буддийского образования. Культура поведения в культовых местах. Экологическая культура бурят. Генеалогия бурят. Происхождение народов мира.