Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

21.2. Пояснительная записка

21.2. Пояснительная записка.

21.2.1. Программа по родному (русскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р (далее - Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации), а также федеральной рабочей программы воспитания с учетом проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

21.2.2. Программа по родному (русскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному предмету.

21.2.3. Программа по родному (русскому) языку позволит учителю:

реализовать в процессе преподавания родного (русского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС ООО;

определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, федеральной рабочей программой воспитания;

разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса.

Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом особенностей преподавания родного (русского) языка на уровне основного общего образования.

21.2.4. Содержание программы по родному (русскому) языку обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных ФГОС ООО к предметной области "Родной язык и родная литература". Программа по родному (русскому) языку ориентирована на сопровождение и поддержку русского языка, входящего в предметную область "Русский язык и литература". Цели программы по родному (русскому) языку в рамках образовательной области "Родной язык и родная литература" имеют специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером учебного предмета, а также особенностями функционирования русского языка в регионах Российской Федерации.

21.2.5. Программа по родному (русскому) языку направлена на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка, национальной культуры и самореализации в ней.

В содержании программы по родному (русскому) языку предусматривается расширение сведений, имеющих отношение к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа по родному (русскому) языку отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

21.2.6. Целями изучения родного (русского) языка на уровне основного общего образования являются:

воспитание гражданина и патриота, формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре, воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладение культурой межнационального общения;

расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения, о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения, об основных нормах русского литературного языка, о национальных особенностях русского речевого этикета;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

совершенствование познавательных и интеллектуальных умений распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

совершенствование текстовой деятельности, развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другое);

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному (русскому) языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

21.3. В соответствии с ФГОС ООО родной (русский) язык входит в предметную область "Родной язык и родная литература" и является обязательным для изучения.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (русского) языка, - 238 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 (1 час в неделю).

Содержание программы по родному (русскому) языку соответствует ФГОС ООО, опирается на содержание, представленное в предметной области "Русский язык и литература", имеет преимущественно практико-ориентированный характер.

В программе по родному (русскому) языку выделяются следующие блоки:

В первом блоке - "Язык и культура" - представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и культуры народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в общении, выявление общего и специфического в языках и культурах русского народа и других народов Российской Федерации и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок - "Культура речи" - ориентирован на формирование у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учетом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности, понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке - "Речь. Речевая деятельность. Текст" - представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для обучающихся ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать стратегии коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.