Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

75.9. Содержание обучения в 8 классе

75.9. Содержание обучения в 8 классе.

75.9.1. Общие сведения о языке.

Чеченский язык в кругу языков других кавказских народов.

75.9.2. Язык и речь.

Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступление с научным сообщением.

Диалог.

Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста (объем - не менее 120 слов).

Понимание содержания прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 230 слов.

Подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдение в устной речи и при письме норм современного чеченского литературного языка.

Особенности использования мимики и жестов в разговорной речи. Национальная обусловленность норм речевого этикета; соблюдение в устной речи и при письме правил чеченского речевого этикета.

75.9.3. Текст.

Текст и его основные признаки.

Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).

Информационная переработка текста: извлечение информации из различных источников; использование лингвистических словарей; тезисы, конспект.

Создание текстов различных функционально-смысловых типов речи с использованием собственного жизненного и читательского опыта; текстов с использованием произведений искусства.

Представление сообщения на заданную тему в виде презентации.

Представление содержания прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста.

Редактирование собственных или созданных другими обучающимися текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление исходного и отредактированного текстов.

75.9.4. Функциональные разновидности языка.

Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.

Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), оформление деловых бумаг. Публицистические жанры.

Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.

Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему). Сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.

75.9.5. Система языка.

75.9.5.1. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.

Синтаксис как раздел лингвистики.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Пунктуация. Функции знаков препинания.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные.

Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Синтаксический анализ словосочетаний.

Предложение. Основные признаки предложения: смысловая и интонационная законченность, грамматическая оформленность.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные). Их интонационные и смысловые особенности.

Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях.

Средства оформления предложения в устной и письменной речи (интонация, логическое ударение, знаки препинания).

Виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные).

Виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные).

Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные, нераспространенные).

Предложения полные и неполные.

Употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи интонации неполного предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами: да, нет (хIаъ, хIан-хIа).

Нормы построения простого предложения, использования инверсии.

Двусоставное предложение.

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды подлежащего.

Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения, их виды.

Определение как второстепенный член предложения. Определения согласованные и несогласованные.

Приложение как особый вид определения. Дополнение как второстепенный член предложения. Дополнения прямые и косвенные.

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств (места, времени, причины, цели, образа действия, противопоставления, условия, меры и степени).

Односоставные предложения, их грамматические признаки.

Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений.

Виды односоставных предложений: назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения.

Употребление односоставных предложений в разных стилях речи.

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения. Интонация, знаки препинания.

Однородные и неоднородные определения.

Предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно с помощью повторяющихся союзов: а, йа (и, или).

Предложения с обособленными членами. Обособление. Виды обособленных членов предложения (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства).

Уточняющие члены предложения.

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями

Обращение. Основные функции обращения. Распространенное и нераспространенное обращение.

Вводные конструкции.

Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со значением различной степени уверенности, различных чувств, источника сообщения, порядка мыслей и их связи, способа оформления мыслей).

Вставные конструкции.

Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний.

Нормы построения предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями.

Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями.

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений.

Прямая и косвенная речь. Структура предложений с прямой и косвенной речью.

Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; нормы постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании.