Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

75.10. Содержание обучения в 9 классе

75.10. Содержание обучения в 9 классе.

75.10.1. Общие сведения о языке.

Роль чеченского языка в Чеченской Республике.

Чеченский язык в современном мире.

75.10.2. Язык и речь.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).

Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение (повторение).

Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Создание устных монологических высказываний на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.

Участие в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы.

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.

Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) чеченского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Приемы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.

Понимание содержания прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

75.10.3. Текст.

Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.

Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.

Информационная переработка текста.

Представление сообщений на заданную тему в виде презентации. Представление содержания прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста.

Редактирование собственных или созданных другими обучающимися текстов с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность).

75.10.4. Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности современного чеченского языка: разговорная речь; функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение).

Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.

Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного чеченского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Основные изобразительно-выразительные средства чеченского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).

75.10.5. Система языка.

75.10.5.1. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении (повторение). Виды сложных предложений.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Сложносочиненное предложение. Понятие о сложносочиненном предложении, его строении.

Средства связи частей сложносочиненного предложения.

Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными смысловыми отношениями между частями.

Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Нормы построения сложносочиненного предложения; нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная части предложения.

Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Грамматическая синонимия сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени.

Нормы построения сложноподчиненного предложения; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным и придаточным обстоятельственным, присоединенными к главной части союзом, союзными словами.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений.

Бессоюзное сложное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений.

Средства связи частей бессоюзного сложного предложения: интонация, знаки препинания. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением времени, противопоставления, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений.