28.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования
28.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования.
28.11.1. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (башкирском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (башкирском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (башкирского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (башкирского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (башкирскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном(ом) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
28.11.2. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
28.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
28.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
28.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
28.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (башкирском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
28.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
28.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
28.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
28.11.3. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность башкирского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом;
иметь представление об основных разделах лингвистики, определять основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);
характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;
участвовать в диалоге/полилоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге на основе жизненных наблюдений;
владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;
иметь общее представление о современном башкирском литературном языке;
иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
различать ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного), соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
определять роль звукописи в тексте;
соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов (в рамках изученного), употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости, употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного башкирского языка;
различать типичные речевые ошибки, выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи, различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы, выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации, современные формулы обращения к незнакомому человеку, соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета, соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;
распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);
применять знание основных признаков текста (повествование, рассуждение) на практике;
создавать тексты-повествования с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
работать с прослушанным и прочитанным научно-учебным, художественным и научно-популярным текстами: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;
характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;
проводить фонетический анализ слов;
использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;
распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь);
объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);
распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы, правильно употреблять слова-паронимы;
характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов);
характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;
распознавать морфемы в слове, выделять основу слова;
находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука);
проводить морфемный анализ слов;
применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
проводить морфологический анализ имен существительных, частичный морфологический анализ имен прилагательных, глаголов;
применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
применять нормы правописания имен существительных, имен прилагательных и глаголов с изученными орфограммами;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
определять лексико-грамматические разряды имен существительных;
проводить морфологический анализ имен существительных, соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения;
применять нормы правописания собственных имен существительных, сокращенных имен существительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
проводить частичный морфологический анализ имен прилагательных (в рамках изученного);
применять нормы правописания имен прилагательных с изученными орфограммами;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;
правильно употреблять глаголы в прошедшем, настоящем, будущем временах;
правильно употреблять глаголы в изъявительном, повелительном, условном, желательном наклонениях;
применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами, проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного);
распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение), проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений, проводить пунктуационный анализ простых осложненных и сложных предложений (в рамках изученного), применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, простые неосложненные предложения, простые предложения, распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные), определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного);
распознавать в предложении обращение, расставлять знаки препинания в предложениях с обращением;
соблюдать при письме пунктуационные нормы при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но), с обобщающим словом при однородных членах, с обращением, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да, оформлять при письме диалог;
проводить синтаксический анализ предложений (в рамках изученного).
28.11.4. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
характеризовать функции башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан;
иметь представление о башкирском литературном языке;
создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение), выступать с сообщением на лингвистическую тему;
участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в рамках изученного), различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глагол, местоимения, числительные, наречия, причастия, деепричастия и служебные части речи в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в вопросительных местоимениях, в усилительных частицах, в вопросительных местоимениях;
соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях;
употреблять служебные части речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания служебных частей речи;
выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и письменной речи;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного), корректировать свою речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения, использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения и других;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;
с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи, характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);
выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видовременную соотнесенность глагольных форм;
применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике, использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста;
проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);
работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;
характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи, перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения, анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение);
применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
различать слова с точки зрения их происхождения: исконно башкирские и заимствованные слова, различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы), определять стилистическую окраску слова;
распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значения, характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;
определять крылатые слова и афоризмы;
осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, использовать толковые словари;
распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять производящую основу;
определять способы словообразования, проводить морфемный и словообразовательный анализ слов, применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;
соблюдать нормы словообразования имен прилагательных;
распознавать изученные орфограммы, проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике правописания;
соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращенных слов;
характеризовать особенности словообразования имен существительных;
соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;
различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;
соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного);
распознавать числительные, определять общее грамматическое значение имени числительного, различать разряды имен числительных по значению, по строению;
склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных, характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;
правильно употреблять собирательные имена числительные, соблюдать нормы правописания имен числительных;
распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение, различать разряды местоимений, склонять местоимения, характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;
правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями башкирского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности), соблюдать нормы правописания местоимений;
распознавать переходные и непереходные глаголы, разноспрягаемые глаголы, определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении, различать безличные и личные глаголы, использовать личные глаголы в безличном значении;
распознавать инфинитив, имя действия, причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), модальные слова, междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции;
характеризовать инфинитив как особую группу слов;
характеризовать имя действия как особую группу слов;
характеризовать причастия как особую группу слов;
определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;
распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, склонять причастия;
проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;
составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова;
определять роль причастия в предложении;
уместно использовать причастия в речи;
характеризовать деепричастия как особую группу слов;
определять признаки глагола и наречия в деепричастии;
проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;
определять роль деепричастия в предложении;
уместно использовать деепричастия в речи;
правильно строить предложения с деепричастиями;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастием;
распознавать наречия в речи, определять общее грамматическое значение наречий, различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;
проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике;
соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий;
давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;
характеризовать послелог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные послелоги;
употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных послелогов;
проводить морфологический анализ послелогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте (в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения);
употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и;
проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;
характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами;
употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской, соблюдать нормы правописания частиц;
проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;
характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать группы модальных слов по значению, объяснять роль модальных слов в речи, характеризовать особенности модальных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;
проводить морфологический анализ модальных слов, применять это умение в речевой практике;
характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;
проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике;
соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
28.11.5. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
осознавать роль родного языка в жизни человека, государства, общества;
понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, приводить соответствующие примеры;
соблюдать в речи нормы современного башкирского литературного языка;
строить монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование (повторение);
создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), выступать с научным сообщением;
различать виды диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, соблюдать нормы употребления паронимов;
анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного);
корректировать устную и письменную речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
употреблять слова с учетом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;
различать ударные и безударные гласные, определять логическое ударение (повторение);
учитывать в своей речи основные лексические нормы современного башкирского литературного языка (повторение);
распознавать типичные ошибки согласования и управления в башкирском языке, редактировать предложения с целью исправления синтаксических грамматических ошибок;
соблюдать синтаксические нормы современного башкирского литературного языка;
понимать особенности употребления сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений в речи;
понимать основные нормы построения словосочетаний, односоставных, двусоставных, предложений с однородными членами, предложений с обращениями, предложений с вводными словами и с вводными предложениями, предложений с обособленными членами;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз, исключение категоричности в разговоре и так далее), соблюдать нормы башкирского невербального этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз, исключение категоричности в разговоре и так далее), соблюдать нормы башкирского невербального этикета;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические;
работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в тексте, передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационной переработки текста, извлекать информацию из различных источников (в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности);
характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);
создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью, оформлять деловые бумаги (инструкция);
владеть нормами построения текстов публицистического стиля;
характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции;
применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;
распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (повторение);
различать функции изученных знаков препинания;
распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные, определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, выявлять грамматическую синонимию словосочетаний;
применять в речевой практике нормы построения словосочетаний;
характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков препинания;
распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях, использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения (повторение);
распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения, применять нормы построения простого предложения, использования инверсии, применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;
распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);
различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств);
распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;
распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов, различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений, понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
выделять предложения с обобщающими словами при однородных членах;
характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь), различать однородные и неоднородные определения, находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, распознавать простые неосложненные предложения (в том числе предложения с неоднородными определениями), простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах;
различать группы вводных слов по значению, понимать особенности употребления предложений с обращениями в речи;
иметь представление о нормах постановки знаков препинания при вводных словах и вводных предложениях;
различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения, понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями в речи, понимать их функции;
применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;
различать виды обособленных членов предложения (обособленные приложения, определения, дополнения, обстоятельства) и ставить знаки препинания при них;
распознавать сложные предложения с прямой речью и косвенной речью (в рамках изученного);
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
28.11.6. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
иметь представление о башкирском языке как одном из тюркских языков;
создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), выступать с научным сообщением;
понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных и стилистических вариантов современной орфоэпической нормы;
иметь представление об активных процессах современного башкирского языка в области произношения и ударения (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);
анализировать типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов (в рамках изученного);
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
редактировать предложения с целью исправления синтаксических грамматических ошибок;
понимать особенности употребления сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений в речи;
понимать основные нормы построения сложносочиненного, сложноподчиненных и бессоюзных предложений;
использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, соблюдать нормы башкирского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках изученного), использовать приемы, помогающие противостоять речевой агрессии, соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную культуру общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов, грамматические словари и справочники (в том числе мультимедийные), использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические);
распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи: (повествование, описание, рассуждение) (повторение), анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
работать с текстом: создавать тезисы, конспект, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;
характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте;
создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять деловые бумаги;
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
классифицировать типы сложных предложений;
выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;
распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);
характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей;
выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;
понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;
понимать основные нормы построения сложносочиненного предложения;
понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;
распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части, средства связи частей предложения;
различать подчинительные союзы и союзные слова;
различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения;
выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);
выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;
понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;
понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;
применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;
характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;
понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;
выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи, применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
28.11.7. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
характеризовать язык как развивающееся явление (в рамках изученного);
объяснять причины изменений, происходящих в языке на современном этапе его развития;
осознавать роль башкирского языка в жизни человека, общества;
использовать диалектные названия предметов быта, определять значения слов, понятий, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и другие;
выявлять и характеризовать различия между литературным языком и диалектами;
объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);
сравнивать наименования предметов и явлений окружающего мира в диалектах и литературном языке, использовать диалектные слова в художественной литературе;
создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, выступать с научным сообщением;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы;
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках изученного), способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпических словарях (повторение);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, соблюдать нормы произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного), употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного), распознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
различать термины в публицистическом, научном, разговорно-обиходном, художественном, официально-деловом стиле;
соблюдать синтаксические нормы современного башкирского литературного языка: построение словосочетаний, построение простых предложений, сложных предложений разных видов (повторение);
анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам и вариантам норм современного литературного языка;
использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, соблюдать нормы башкирского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);
распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи: (повествование, описание, рассуждение) (повторение), анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;
характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля, основные особенности языка художественной литературы, особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;
характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста, понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;
использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата;
составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
понимать смыслоразличительную функцию звука речи в слове, приводить примеры, распознавать звуки речи по заданным характеристикам, определять звуковой состав слова;
классифицировать звуки по заданным признакам;
различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;
объяснять с помощью элементов транскрипции особенности произношения и написания слов;
сравнивать звуковой и буквенный состав слова;
делить слова на слоги и правильно переносить слова со строки на строку;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова;
оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова, распознавать изученные орфограммы, применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря), распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;
сравнивать прямое и переносное значения слова по заданному признаку, распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы (обобщение);
проводить лексический анализ слов, находить необходимую информацию в лексических словарях разных видов (толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов) и использовать ее;
анализировать и характеризовать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического;
распознавать самостоятельные части речи и их формы (в рамках изученного);
применять знания о части речи как лексико-грамматическом разряде слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач, распознавать части речи;
применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
характеризовать особенности словообразования имен существительных, проводить орфоэпический анализ имен существительных, анализировать особенности словоизменения имен существительных;
распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;
распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение местоимения;
различать разряды местоимений, характеризовать особенности склонения местоимений, словообразования местоимений, синтаксических функций местоимений, роли в речи;
распознавать переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы, определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении, определять роль глагола в словосочетании и предложении, в речи;
определять функции знаков препинания;
выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);
определять средства связи слов в словосочетании;
определять нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей