Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

28.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования

28.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования.

28.11.1. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (башкирском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (башкирском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (башкирского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (башкирского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (башкирскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном(ом) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

28.11.2. В результате изучения родного (башкирского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

28.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

28.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

28.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

28.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (башкирском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

28.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

28.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

28.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

28.11.3. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

осознавать богатство и выразительность башкирского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом;

иметь представление об основных разделах лингвистики, определять основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);

характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

участвовать в диалоге/полилоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге на основе жизненных наблюдений;

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

иметь общее представление о современном башкирском литературном языке;

иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

различать ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного), соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

определять роль звукописи в тексте;

соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов (в рамках изученного), употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости, употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного башкирского языка;

различать типичные речевые ошибки, выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи, различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы, выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;

соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации, современные формулы обращения к незнакомому человеку, соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета, соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

применять знание основных признаков текста (повествование, рассуждение) на практике;

создавать тексты-повествования с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

работать с прослушанным и прочитанным научно-учебным, художественным и научно-популярным текстами: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;

характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

проводить фонетический анализ слов;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова;

распознавать изученные орфограммы;

применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь);

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы, правильно употреблять слова-паронимы;

характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов);

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

распознавать морфемы в слове, выделять основу слова;

находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука);

проводить морфемный анализ слов;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

проводить морфологический анализ имен существительных, частичный морфологический анализ имен прилагательных, глаголов;

применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

применять нормы правописания имен существительных, имен прилагательных и глаголов с изученными орфограммами;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

определять лексико-грамматические разряды имен существительных;

проводить морфологический анализ имен существительных, соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения;

применять нормы правописания собственных имен существительных, сокращенных имен существительных;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

проводить частичный морфологический анализ имен прилагательных (в рамках изученного);

применять нормы правописания имен прилагательных с изученными орфограммами;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;

правильно употреблять глаголы в прошедшем, настоящем, будущем временах;

правильно употреблять глаголы в изъявительном, повелительном, условном, желательном наклонениях;

применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами, проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного);

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение), проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений, проводить пунктуационный анализ простых осложненных и сложных предложений (в рамках изученного), применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, простые неосложненные предложения, простые предложения, распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные), определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного);

распознавать в предложении обращение, расставлять знаки препинания в предложениях с обращением;

соблюдать при письме пунктуационные нормы при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но), с обобщающим словом при однородных членах, с обращением, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да, оформлять при письме диалог;

проводить синтаксический анализ предложений (в рамках изученного).

28.11.4. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

характеризовать функции башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан;

иметь представление о башкирском литературном языке;

создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение), выступать с сообщением на лингвистическую тему;

участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями);

соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в рамках изученного), различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

употреблять имена существительные, имена прилагательные, глагол, местоимения, числительные, наречия, причастия, деепричастия и служебные части речи в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать нормы ударения в вопросительных местоимениях, в усилительных частицах, в вопросительных местоимениях;

соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях;

употреблять служебные части речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания служебных частей речи;

выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и письменной речи;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного), корректировать свою речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения, использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения и других;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;

с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи, характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);

выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видовременную соотнесенность глагольных форм;

применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике, использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи, перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения, анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение);

применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

различать слова с точки зрения их происхождения: исконно башкирские и заимствованные слова, различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы), определять стилистическую окраску слова;

распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значения, характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;

определять крылатые слова и афоризмы;

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, использовать толковые словари;

распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять производящую основу;

определять способы словообразования, проводить морфемный и словообразовательный анализ слов, применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных;

распознавать изученные орфограммы, проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике правописания;

соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращенных слов;

характеризовать особенности словообразования имен существительных;

соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;

различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;

соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного);

распознавать числительные, определять общее грамматическое значение имени числительного, различать разряды имен числительных по значению, по строению;

склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных, характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

правильно употреблять собирательные имена числительные, соблюдать нормы правописания имен числительных;

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение, различать разряды местоимений, склонять местоимения, характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;

правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями башкирского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности), соблюдать нормы правописания местоимений;

распознавать переходные и непереходные глаголы, разноспрягаемые глаголы, определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении, различать безличные и личные глаголы, использовать личные глаголы в безличном значении;

распознавать инфинитив, имя действия, причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), модальные слова, междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции;

характеризовать инфинитив как особую группу слов;

характеризовать имя действия как особую группу слов;

характеризовать причастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;

распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, склонять причастия;

проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;

составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова;

определять роль причастия в предложении;

уместно использовать причастия в речи;

характеризовать деепричастия как особую группу слов;

определять признаки глагола и наречия в деепричастии;

проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;

определять роль деепричастия в предложении;

уместно использовать деепричастия в речи;

правильно строить предложения с деепричастиями;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастием;

распознавать наречия в речи, определять общее грамматическое значение наречий, различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике;

соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий;

давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

характеризовать послелог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные послелоги;

употреблять послелоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных послелогов;

проводить морфологический анализ послелогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте (в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения);

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской, соблюдать нормы правописания частиц;

проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;

характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать группы модальных слов по значению, объяснять роль модальных слов в речи, характеризовать особенности модальных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический анализ модальных слов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи. Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике;

соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.

28.11.5. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

осознавать роль родного языка в жизни человека, государства, общества;

понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, приводить соответствующие примеры;

соблюдать в речи нормы современного башкирского литературного языка;

строить монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование (повторение);

создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), выступать с научным сообщением;

различать виды диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации);

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, соблюдать нормы употребления паронимов;

анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного);

корректировать устную и письменную речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

употреблять слова с учетом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;

различать ударные и безударные гласные, определять логическое ударение (повторение);

учитывать в своей речи основные лексические нормы современного башкирского литературного языка (повторение);

распознавать типичные ошибки согласования и управления в башкирском языке, редактировать предложения с целью исправления синтаксических грамматических ошибок;

соблюдать синтаксические нормы современного башкирского литературного языка;

понимать особенности употребления сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений в речи;

понимать основные нормы построения словосочетаний, односоставных, двусоставных, предложений с однородными членами, предложений с обращениями, предложений с вводными словами и с вводными предложениями, предложений с обособленными членами;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз, исключение категоричности в разговоре и так далее), соблюдать нормы башкирского невербального этикета;

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз, исключение категоричности в разговоре и так далее), соблюдать нормы башкирского невербального этикета;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические;

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в тексте, передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационной переработки текста, извлекать информацию из различных источников (в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности);

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);

создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью, оформлять деловые бумаги (инструкция);

владеть нормами построения текстов публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции;

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;

распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (повторение);

различать функции изученных знаков препинания;

распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные, определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, выявлять грамматическую синонимию словосочетаний;

применять в речевой практике нормы построения словосочетаний;

характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков препинания;

распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях, использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения (повторение);

распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения, применять нормы построения простого предложения, использования инверсии, применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств);

распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов, различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное), характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений, понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;

ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;

выделять предложения с обобщающими словами при однородных членах;

характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь), различать однородные и неоднородные определения, находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, распознавать простые неосложненные предложения (в том числе предложения с неоднородными определениями), простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах;

различать группы вводных слов по значению, понимать особенности употребления предложений с обращениями в речи;

иметь представление о нормах постановки знаков препинания при вводных словах и вводных предложениях;

различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения, понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями в речи, понимать их функции;

применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;

различать виды обособленных членов предложения (обособленные приложения, определения, дополнения, обстоятельства) и ставить знаки препинания при них;

распознавать сложные предложения с прямой речью и косвенной речью (в рамках изученного);

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

28.11.6. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление о башкирском языке как одном из тюркских языков;

создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), выступать с научным сообщением;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учетом произносительных и стилистических вариантов современной орфоэпической нормы;

иметь представление об активных процессах современного башкирского языка в области произношения и ударения (в рамках изученного);

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);

анализировать типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов (в рамках изученного);

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

редактировать предложения с целью исправления синтаксических грамматических ошибок;

понимать особенности употребления сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений в речи;

понимать основные нормы построения сложносочиненного, сложноподчиненных и бессоюзных предложений;

использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, соблюдать нормы башкирского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках изученного), использовать приемы, помогающие противостоять речевой агрессии, соблюдать башкирскую этикетную вербальную и невербальную культуру общения;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов, грамматические словари и справочники (в том числе мультимедийные), использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические);

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи: (повествование, описание, рассуждение) (повторение), анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

работать с текстом: создавать тезисы, конспект, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте;

создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять деловые бумаги;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

классифицировать типы сложных предложений;

выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей;

выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;

понимать основные нормы построения сложносочиненного предложения;

понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части, средства связи частей предложения;

различать подчинительные союзы и союзные слова;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения;

выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами, использовать соответствующие конструкции в речи;

понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;

применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;

характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи, применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

28.11.7. Предметные результаты изучения родного (башкирского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

характеризовать язык как развивающееся явление (в рамках изученного);

объяснять причины изменений, происходящих в языке на современном этапе его развития;

осознавать роль башкирского языка в жизни человека, общества;

использовать диалектные названия предметов быта, определять значения слов, понятий, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и другие;

выявлять и характеризовать различия между литературным языком и диалектами;

объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

сравнивать наименования предметов и явлений окружающего мира в диалектах и литературном языке, использовать диалектные слова в художественной литературе;

создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, выступать с научным сообщением;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках изученного), способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпических словарях (повторение);

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, соблюдать нормы произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного), употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного), распознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

различать термины в публицистическом, научном, разговорно-обиходном, художественном, официально-деловом стиле;

соблюдать синтаксические нормы современного башкирского литературного языка: построение словосочетаний, построение простых предложений, сложных предложений разных видов (повторение);

анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного башкирского литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам и вариантам норм современного литературного языка;

использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального башкирского речевого этикета, соблюдать нормы башкирского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи: (повествование, описание, рассуждение) (повторение), анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля, основные особенности языка художественной литературы, особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;

характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста, понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата;

составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;

понимать смыслоразличительную функцию звука речи в слове, приводить примеры, распознавать звуки речи по заданным характеристикам, определять звуковой состав слова;

классифицировать звуки по заданным признакам;

различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;

объяснять с помощью элементов транскрипции особенности произношения и написания слов;

сравнивать звуковой и буквенный состав слова;

делить слова на слоги и правильно переносить слова со строки на строку;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова;

оперировать понятием "орфограмма" и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова, распознавать изученные орфограммы, применять знания по орфографии в практике правописания;

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря), распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

сравнивать прямое и переносное значения слова по заданному признаку, распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы (обобщение);

проводить лексический анализ слов, находить необходимую информацию в лексических словарях разных видов (толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов) и использовать ее;

анализировать и характеризовать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического;

распознавать самостоятельные части речи и их формы (в рамках изученного);

применять знания о части речи как лексико-грамматическом разряде слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в башкирском языке для решения практико-ориентированных учебных задач, распознавать части речи;

применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

характеризовать особенности словообразования имен существительных, проводить орфоэпический анализ имен существительных, анализировать особенности словоизменения имен существительных;

распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение местоимения;

различать разряды местоимений, характеризовать особенности склонения местоимений, словообразования местоимений, синтаксических функций местоимений, роли в речи;

распознавать переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы, определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении, определять роль глагола в словосочетании и предложении, в речи;

определять функции знаков препинания;

выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);

определять средства связи слов в словосочетании;

определять нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.