Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

67.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне основного общего образования

67.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (удмуртскому) языку на уровне основного общего образования.

67.11.1. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (удмуртском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (удмуртском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (удмуртского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (удмуртского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение родному (удмуртскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (удмуртском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

67.11.2. В результате изучения родного (удмуртского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

67.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

67.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

67.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

67.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (удмуртском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

67.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

67.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

67.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

67.11.3. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

67.11.3.1. Речевые умения.

67.11.3.1.1. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - до 1 минуты).

67.11.3.1.2. Говорение.

67.11.3.1.2.1. Диалогическая речь.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными или зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 5 реплик со стороны каждого собеседника).

67.11.3.1.2.2. Монологическая речь.

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование или сообщение) с вербальными или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 6 - 7 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными или зрительными опорами (объем - 6 - 7 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - до 7 фраз).

67.11.3.1.3. Чтение.

Читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста или текстов для чтения - 180 - 200 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.

67.11.3.1.4. Письменная речь.

Писать с использованием образца короткое поздравление с праздником, заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, писать личное электронное письмо с использованием образца (объем сообщения - до 60 слов). Писать предложения и речевых клише в соответствии с ситуацией, составлять небольшие тексты по изучаемой теме. Объем сообщения - до 60 слов.

67.11.3.2. Языковые знания и навыки.

67.11.3.2.1. Орфография и пунктуация.

Владеть орфографическими и пунктуационными навыками: правильно писать изученные слова, правильно использовать знаки препинания: точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (повторение), запятой в предложениях с однородными членами, обращением, в бессоюзных сложных предложениях, правильное написание вопросительного предложения с частицей -а, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.

67.11.3.2.2. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произносить слова с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

67.11.3.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 952 лексических единиц (включая 776 лексических единиц, освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости;

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова: имена существительные, образованные при помощи суффиксов -он (-ен), -ись 00003809.wmz, -лык, -чи, имена существительные, образованные при помощи словосложения: уй и 00003810.wmz (сон), 00003811.wmz и пу (черемуха), писэй и турын (валерьянка), яг и губи (боровик), имена прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов -о (-е), -тэм, -ем, имена прилагательные, образованные при помощи словосложения: нап-лыз (темно-синий), кизер-вож (светло-зеленый).

67.11.3.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры различных коммуникативных типов предложений удмуртского языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи: повествовательные предложения с прямым и обратным порядком слов, вопросительные предложения с вопросительным словом и без вопросительного слова (с частицей -а), глаголы повелительного наклонения в утвердительной и отрицательной форме, в единственном и множественном числе, глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени в положительной и отрицательной форме, в единственном и множественном числе, имена существительные в простом склонении, послелоги пространственного значения.

Определять грамматическую основу предложения.

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Определять типы спряжений глаголов.

Спрягать глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени в положительной и отрицательной форме, в единственном и множественном числе.

Склонять имена существительные.

67.11.3.2.5. Социокультурные знания и умения.

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи.

Понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику в рамках тематического содержания речи (национальные праздники, традиции в питании и проведении досуга, этикетные особенности посещения гостей).

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете Удмуртской Республики (знакомство с некоторыми национальными символами, традициями проведения праздников (Новый год, Масленица, День Победы), с достопримечательностями и выдающимися людьми города Ижевска, с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на удмуртском языке.

Кратко представлять некоторые культурные явления: основные национальные праздники (Новый год, Масленица, День Победы), традиции удмуртов в проведении досуга и питании, наиболее известные достопримечательности столицы Удмуртии города Ижевска.

Кратко рассказывать о выдающихся людях Удмуртии (художниках, писателях, поэтах).

Воспроизводить наизусть скороговорки или пословицы про школу, весну, авторскую считалку Ю.П. Байсаровой "Тумта, тумта, тумтары", воспроизводить наизусть отрывок из стихотворения В.П. Михайлова об учителе.

67.11.3.2.6. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную;

использовать в качестве опоры при составлении собственных высказываний ключевых слов, плана;

игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста, для нахождения в тексте запрашиваемой информации;

участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на удмуртском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет;

использовать удмуртско-русский и русско-удмуртский словари, справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

67.11.4. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

67.11.4.1. Речевые умения.

67.11.4.1.1. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - до 1,5 минут).

67.11.4.1.2. Говорение.

67.11.4.1.2.1. Диалогическая речь.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках отобранного тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными или со зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 5 реплик со стороны каждого собеседника).

67.11.4.1.2.2. Монологическая речь.

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование или сообщение, рассуждение) с вербальными или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 7 - 8 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц (объем - 7 - 8 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 7 - 8 фраз).

67.11.4.1.3. Чтение.

Читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста или текстов для чтения - 250 - 300 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию, определять тему текста по заголовку.

67.11.4.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами речевого этикета, с указанием личной информации, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 70 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинки, создавать текст-повествование, текст-рассуждение по заданному плану, текст-описание с использованием ключевых слов (объем высказывания - до 70 слов).

67.11.4.2. Языковые знания и навыки.

67.11.4.2.1. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова, использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, в предложениях с однородными членами, в бессоюзных сложных предложениях, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.

67.11.4.2.2. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 95 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрируя понимание содержания текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

67.11.4.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1193 лексических единиц (включая 952 лексических единиц, освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы и интернациональные слова.

67.11.4.2.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

глаголы изъявительного, повелительного, условного наклонения в настоящем, прошедшем, будущем времени, в единственном и множественном числе, в утвердительной и отрицательной форме;

притяжательную форму существительных с суффиксом -ы, существительных син (глаз), кус (поясница) в единственном числе;

множественное число прилагательных с суффиксами -эсь (-есь);

прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени;

наречия, указывающие на место действия, время, причину или цель, образ действия, интенсивность проявления признака;

наречия в положительной, сравнительной и превосходной степени;

числительные для обозначения дат и больших чисел (до 2000), дробные числительные, образованные при помощи суффикса -мос;

послелоги временного, пространственного, причинно-следственного, целевого, компаративного значения, послелогов количества и меры.

иметь представление о типах спряжения глаголов изъявительного, повелительного, условного наклонения;

иметь представление об особенностях склонения существительных в единственном и множественном числе в родительном, винительном, лишительном, дательном, разделительном, в соответственном, творительном, переходном, отдалительном, предельном падежах;

иметь представление об особенностях склонения притяжательных существительных винительного, лишительного, дательного, разделительного, творительного падежей (в некоторых речевых образцах);

иметь представление об особенностях склонения личных местоимений в единственном и множественном числе в родительном, винительном, лишительном, дательном, разделительном, творительном падежах.

67.11.4.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи.

Понимать и использовать в устной и письменной речи лексику в рамках тематического содержания речи.

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете России и Удмуртской Республики.

67.11.4.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста, для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на удмуртском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать различные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями удмуртского языка, с людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

67.11.5. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

67.11.5.1. Речевые умения.

67.11.5.1.1. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - до 1,5 минут).

67.11.5.1.2. Говорение.

67.11.5.1.2.1. Диалогическая речь.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными или зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 6 реплик со стороны каждого собеседника).

67.11.5.1.2.2. Монологическая речь.

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование или сообщение, рассуждение) с вербальными или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 8 - 9 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными или зрительными опорами (объем - 8 - 9 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 8 - 9 фраз).

67.11.5.1.3. Чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной или запрашиваемой информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной (явной) форме (объем текста или текстов для чтения - до 350 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию, определять последовательность главных фактов или событий в тексте.

67.11.5.1.3. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 90 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, составлять план прочитанного текста, выражать письменно свое отношение к поступкам героев, к проблеме прочитанного текста, писать краткую характеристику литературному персонажу (объем высказывания - до 90 слов).

67.11.5.2. Языковые знания и навыки.

67.11.5.2.1. Орфография и пунктуация.

Правильно писать изученные слова, использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую в предложениях с однородными членами с сочинительными союзами, запятую в сложносочиненных предложениях, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.

67.11.5.2.2. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, соблюдать интонацию в предложениях с однородными членами, в сложносочиненных предложениях, выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты объемом до 100 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

67.11.5.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1375 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять их в устной и письменной речи в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости в удмуртском языке.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи имена существительные, образованные путем словосложения.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы, фразеологизмы, интернациональные слова.

67.11.5.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений удмуртского языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

предложения с однородными членами с сочинительными союзами;

сложносочиненные предложения с противительными союзами нош (а), но (а, но, однако), ато (а то), с соединительным союзом но (и), с союзом собере (потом), с разделительными союзами я (то), оло (или), ато (а то), но (но);

простые предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами;

количественные числительные для обозначения больших чисел (до 1 000 000).

67.11.5.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать в устной и письменной речи отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи (в ситуациях общения, в том числе "После уроков", "Наши знаменитые спортсмены", "В мастерской у художника").

Использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику в рамках тематического содержания.

Иметь представление об известных достопримечательностях и выдающихся людях Удмуртии, достопримечательностях финно-угорских регионов, доступных в языковом отношении образцы поэзии и прозы на удмуртском языке и их художественном своеобразии;

кратко представлять некоторые культурные явления, рассказывать о выдающихся людях Удмуртии.

67.11.5.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, при непосредственном общении - переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста, для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на удмуртском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать различные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями удмуртского языка, с людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

67.11.6. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

67.11.6.1. Речевые умения.

67.11.6.1.1. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации.

Прогнозировать содержание звучащего текста по началу сообщения.

Время звучания текста для аудирования - до 2 минут.

67.11.6.1.2. Говорение.

67.11.6.1.2.1. Диалогическая речь.

Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными или зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 7 реплик со стороны каждого собеседника).

67.11.6.1.2.2. Монологическая речь.

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование или сообщение) с вербальными или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 9 - 10 фраз), выражать и кратко аргументировать свое мнение, излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с вербальными или зрительными опорами (объем - 9 - 10 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 9 - 10 фраз).

67.11.6.1.3. Чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания, определять последовательность главных фактов или событий в тексте (объем текста для чтения - 350 - 500 слов), читать несплошные тексты (таблицы, схемы) и понимать представленную в них информацию.

67.11.6.1.4. Письменная речь.

Составлять план по прочитанному тексту, писать сообщения информационного характера: объявление, рекламный проспект, буклет, излагать свое отношение к поступкам героев, аргументируя свое мнение по нравственной проблеме прочитанного текста, писать характеристику литературному персонажу, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 110 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, таблицы, прочитанного или прослушанного текста (объем письменного высказывания - до 110 слов).

67.11.6.2. Языковые знания и навыки.

67.11.6.2.1. Орфография и пунктуация.

Владеть орфографическими и пунктуационными навыками: правильно писать изученные слова, использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую в сложноподчиненных предложениях, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.

67.11.6.2.2. Фонетическая сторона речи.

Различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, соблюдать интонацию в сложноподчиненных предложениях, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 110 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующей понимание текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

67.11.6.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1481 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять их в устной и письменной речи в рамках тематического содержания с соблюдением существующих норм лексической сочетаемости в удмуртском языке.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова, образованные путем словосложения: существительное и существительное 00003812.wmz.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные, синонимы, антонимы, омонимы.

67.11.6.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений удмуртского языка, различных коммуникативных типов предложений удмуртского языка.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

сложноподчиненные предложения с изъяснительным придаточным;

сложноподчиненные предложения с определительным придаточным;

сложноподчиненные предложения с уступительным придаточным;

сложноподчиненные предложения с условным придаточным;

сложноподчиненные предложения с придаточным места;

сложноподчиненные предложения с придаточным времени;

сложноподчиненные предложения с придаточным причины;

главные и второстепенные члены предложения.

67.11.6.3. Социокультурные знания и умения.

Кратко представлять культурные явления и события: молодежные организации, мода, финно-угорские народы, проживающие в Удмуртии, национальный театр, древние ремесла и рукоделия, достопримечательности и выдающиеся люди России и Удмуртской Республики, иметь элементарное представление о различных диалектах удмуртского языка.

67.11.6.4. Компенсаторные умения.

Использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку, при непосредственном общении - переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста, для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и использовать лексико-грамматические средства с их учетом.

Рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на удмуртском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать различные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями удмуртского языка, людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.

67.11.7. Предметные результаты изучения родного (удмуртского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

67.11.7.1. Речевые умения.

67.11.7.1.1. Аудирование.

Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации (время звучания текста или текстов для аудирования - до 2 минут).

67.11.7.1.2. Говорение.

67.11.7.1.2.1. Диалогическая речь.

Вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос), диалог - обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными или зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета (до 6 - 8 реплик со стороны каждого собеседника).

67.11.7.1.2.2. Монологическая речь.

Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование или сообщение, рассуждение) с вербальными или зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 11 - 13 фраз), излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте со зрительными или вербальными опорами (объем - 11 - 13 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы, (объем - 11 - 13 фраз).

67.11.7.1.3. Чтение.

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной, или интересующей, или запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания (объем текста или текстов для чтения - 500 - 600 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию, обобщать и оценивать полученную при чтении информацию.

67.11.7.1.4. Письменная речь.

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 120 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) таблиц, прочитанного или прослушанного текста, излагать письменно свое отношение к поступкам героев, аргументируя свое мнение по нравственной проблеме прочитанного текста (объем высказывания - до 120 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного или прослушанного текста, письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем - 100 - 120 слов).

67.11.7.2. Языковые знания и навыки.

67.11.7.2.1. Орфография и пунктуация.

правильно писать изученные слова, использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при вводных словах, запятую сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера;

67.11.7.2.2. Фонетическая сторона речи.

Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 120 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрируя понимание содержания текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.

67.11.7.2.3. Лексическая сторона речи.

Распознавать в устной речи и письменном тексте 1554 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять их в устной и письменной речи в рамках тематического содержания с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости в удмуртском языке.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи существительные, образованные путем словосложения.

Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы, интернациональные слова, распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.

67.11.7.2.4. Грамматическая сторона речи.

Понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений удмуртского языка, распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкций удмуртского языка.

67.11.7.3. Социокультурные знания и умения.

Использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику страны, Удмуртской Республики в рамках тематического содержания речи (наша история, выбор профессии, Великая Отечественная война, бережем природу, женская лирика), выражать модальные значения, чувства и эмоции.

Обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии Удмуртской Республики.

67.11.7.4. Компенсаторные умения.

Использовать при говорении переспрос, использовать при говорении и письме синонимические средства, описание предмета вместо его названия, при чтении и аудировании - языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности (говорении и письменной речи).

Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на удмуртском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

Использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями удмуртского языка, людьми другой культуры.

Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.