Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

56.6. Содержание обучения в 5 классе

56.6. Содержание обучения в 5 классе.

56.6.1. Общие сведения о языке. Язык и культура.

Родной (ненецкий) язык как язык ненецкого народа. Общее представление о ненецком языке среди других самодийских языков. Ненецкий язык в уральской языковой семье.

История создания письменности на ненецком языке.

Формы функционирования современного ненецкого языка: литературно-письменный язык, территориальные говоры по регионам. Понятие о литературно-письменном языке.

56.6.2. Предметное содержание речи.

Я и моя семья. Школа и школьная жизнь. Каникулы. Мое домашнее животное. Профессии в моей семье. Праздники в моей семье. Природа: дикие и домашние животные. Погода. Времена года. Малая родина - мой поселок. Наша Родина.

Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Участие в диалоге: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию (в рамках изученного).

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Понимание на слух речи учителя и одноклассников.

Восприятие и понимание на слух несложных адаптированных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, с использованием наглядности и без использования наглядности.

Умение читать про себя и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает игнорирование незнакомых слов, не существенных для понимания основного содержания прочитанного.

Умение находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию.

Виды чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Создание устного или письменного монологического высказывания с использованием образца, плана, иллюстраций (в рамках изученного).

Написание мини-сочинения с использованием собственного жизненного опыта.

56.6.3. Разделы науки о языке.

56.6.3.1. Лексика.

Лексическое значение слова и грамматическое значение слова. Особенности словарного состава ненецкого языка. Синонимы, антонимы, омонимы. Лексика ненецкого языка с точки зрения ее происхождения: исконно ненецкие слова, заимствованные слова. Архаизмы и неологизмы. Способы образования неологизмов. Ознакомление с русско-ненецкими и ненецко-русскими словарями, их роль в овладении словарным богатством языка.

Обогащение активного словарного запаса за счет слов профессиональной лексики оленеводов, охотников и рыбаков, и слов, связанных с новыми профессиями и отраслями производства в связи с промышленным освоением Крайнего Севера.

56.6.3.2. Фонетика, графика, орфоэпия.

Обобщающее повторение. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Звуки и буквы. Звуки: гласные и согласные, долгие и краткие гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Способы обозначения при письме долготы и краткости гласных. Особенности образования звонкого и глухого гортанных смычных. Гортанные смычные звуки и буквы (знаки): 00003467.wmz - (') звонкий гортанный смычный, ["] - (") глухой гортанный смычный.

Гортанные смычные звуки и буквы (знаки) 00003468.wmz и " в основе и в конце слова.

Озвончение и оглушение согласных звуков на стыке двух слов под влиянием гортанных смычных звуков.

Употребление гортанных смычных в разных частях речи с определенными грамматическими, формами ((') звонкий гортанный смычный - в формах двойственного числа, (") глухой гортанный смычный - в формах множественного числа).

Использование знания алфавита ненецкого языка при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях.

56.6.3.3. Морфология.

Система частей речи в ненецком языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи. Лексическое значение, основные грамматические признаки, синтаксическая роль имени существительного. Роль имен существительных в предложении. Собственные и нарицательные имена существительные, одушевленные, неодушевленные. Изменение существительных по числам (единственное, двойственное, множественное) и по падежам (основное склонение). Лично-притяжательные формы склонения имен существительных единственного числа предмета по всем падежам.

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений. Разряды местоимений. Личные местоимения и их изменение по падежам и числам. Склонение личных местоимений и их роль в предложении.

Имя числительное как часть речи. Простые, составные имена числительные. Разряды имен числительных. Количественные, порядковые числительные. Склонение количественных, порядковых числительных. Роль числительных в предложении.

Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в предложении. Понятие о разрядах имен прилагательных: качественные и относительные имена прилагательные. Способы образования имен прилагательных от разных частей речи.

Глагол как часть речи. Значение, формы. Начальная форма глагола (инфинитив). Основа глагола. Времена глагола. Глаголы переходные и непереходные. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение глагола. Повелительное наклонение глагола 1 типа спряжения. Несовершенный вид глагола. Синтаксическая роль глагола.

Использование справочника: грамматики ненецкого языка в таблицах.

56.6.3.4. Синтаксис.

Словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании (ознакомление). Простое предложение. Порядок слов в предложении. Простое предложение и его коммуникативная функция. Главные и второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Виды предложений по цели высказывания. Предложения с однородными членами предложения. Синтаксический разбор простого предложения.

Понятие о прямой и косвенной речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.

56.6.4. Текст

Речевая деятельность. Диалогическая и монологическая речь.

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, различение текста и группы предложений, не связанных между собой темой, основной мыслью. Тема, заголовок.

Нахождение в тексте изучаемого языкового материала. Нахождение в тексте личных местоимений как средства связи предложений.