65.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне основного общего образования
65.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне основного общего образования.
65.11.1. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (тувинском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (тувинском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (тувинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (тувинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (тувинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (тувинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
65.11.2. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
65.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
65.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
65.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
65.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (тувинском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
65.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
65.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
65.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
65.11.3. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
определять тувинский язык как средство общения, понимать значимость его изучения;
ориентироваться в основных разделах лингвистики;
характеризовать основные единицы системы тувинского языка;
давать характеристику основным типам речи;
определять термины "фонетика" и "орфоэпия";
объяснять смыслоразличительную роль звуков, объяснять, что такое фонема;
объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;
характеризовать систему тувинских гласных звуков (гласные краткие, долгие, фарингализованные, гласные переднего ряда (мягкие) и заднего ряда (твердые), губные и негубные);
характеризовать систему тувинских согласных звуков (звонкие, глухие, сонорные, сильные, слабые, сверхслабые);
объяснять случаи несоответствия гармонии гласных;
анализировать звуко-буквенный состав слов;
объяснять закон сингармонизма, приводить примеры;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;
описывать основные этапы истории тувинского языка;
определять разницу между латинизированным тувинским алфавитом и тувинским алфавитом на основе кириллицы;
определять орфографию как систему правил правописания, правильно писать слова с различными орфограммами;
пользоваться лингвистическими словарями;
объяснять значение письменности в жизни общества;
определять основные понятия лексикологии, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;
отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением;
находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы;
распознавать фразеологизмы по основным признакам, выявлять в текстах и объяснять их значение, использовать фразеологизмы для составления синонимичного ряда, подбирать аналоги тувинским фразеологизмам среди фразеологизмов русского языка, находить синонимичные фразеологизмы, составлять предложения с фразеологизмами;
заменять в речи табуизмы эвфемизмами;
объяснять происхождение тувинской лексики (приводить примеры общетюркской лексики, заимствованной лексики из монгольского, китайского, тибетского, русского языков);
различать и употреблять в речи общеупотребительные слова, различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы и термины, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы);
отличать литературный язык от диалекта;
различать, находить в тексте и приводить примеры топонимов, антропонимов, этнонимов, зоонимов и космонимов;
оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;
определять главное и зависимое слова в словосочетании;
определять логическое ударение в предложении;
находить в тексте простое предложение, приводить примеры простых распространенных и нераспространенных предложений;
определять виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное) и по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);
проводить полный синтаксический разбор, определять, какими частями речи выражены главные члены предложения;
различать устную и письменную, диалогическую и монологическую речь;
развивать собственную речь в процессе написания сочинений (повествование, рассуждение), составлять устный диалог (диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями), строить монолог (повествование, описание, рассуждение);
соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях.
65.11.4. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
объяснять понятие языкового родства, перечислять тюркские языки;
объяснять разницу между живыми и мертвыми языками;
определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;
определять состав слова, выделять морфемы (корень слова, аффиксы, основу слова), проводить морфемный разбор слова;
применять на практике правило чередования глухих и звонких согласных в корне слова;
определять способы словообразования;
образовывать именные части речи с помощью аффиксов;
определять словоизменительные аффиксы (аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имен существительных, числа, лица, времени глаголов);
определять формообразующие аффиксы (уменьшительно-ласкательные аффиксы имени существительного, аффиксы форм сравнения качественных имен прилагательных, аффиксы отрицательной формы глагола, аффиксы форм глагола, несущие дополнительные значения), объяснять употребление аффиксов -лыг, -зыг, -кыр, -кы (и их фонетических вариантов) в образовании имен прилагательных;
выделять основу слова, определять вид основы (исходная или словообразующая);
определять основные понятия морфологии, распознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) по грамматическому значению и морфологическим признакам;
определять конкретные и абстрактные имена существительные;
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
склонять существительные и прилагательные;
определять синтаксическую роль имени существительного;
объяснять связь существительного с глаголом;
использовать существительные именительного падежа в роли обращения и подлежащего;
различать простые, сложные и составные имена существительные;
образовывать прилагательные от существительных;
определять и употреблять в речи производные и непроизводные, качественные и относительные прилагательные;
определять формы сравнения качественных прилагательных (положительная (нейтральная) форма, формы, выражающие ослабление и усиление качества, их значения);
образовывать прилагательные с помощью аффиксов -лыг, -зыг, -кыр, -кы;
определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, различать, правильно произносить и писать простые, сложные и составные числительные, количественные и порядковые числительные, собирательные, дробные, разделительные числительные, числительные приблизительного счета, объяснять роль числительных в образовании сложных слов и фразеологизмов, образовывать сложные слова и фразеологизмы;
правильно употреблять слова, обозначающие единицы измерения в тувинском языке;
определять синтаксическую роль существительных, прилагательных, числительных, местоимений;
проводить морфологический разбор именных частей речи;
характеризовать местоимение как часть речи, определять разряды местоимений (личные, вопросительные, указательные, определительные, неопределенные), склонять местоимения;
правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи;
выполнять морфологический разбор местоимений;
соблюдать лексические нормы тувинского литературного языка;
понимать основную и подтекстовую информацию;
осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;
воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме (краткий письменный пересказ);
создавать устные и письменные монологические, а также устные диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом цели и ситуации общения.
65.11.5. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
объяснять функции, статус и роль тувинского языка в Республике Тыва, рассуждать о взаимосвязи тувинского языка с культурой народа;
определять глагол как часть речи, характеризовать морфологические признаки и синтаксическую роль глагола;
определять простые, сложные и составные глаголы, положительные и отрицательные формы глагола, начальную форму глагола, образовывать и объяснять способы образования сложных и составных глаголов, образовывать глаголы с помощью аффиксов;
выделять глагольные формы причастия и деепричастия, определять грамматическое значение, характеризовать морфологические признаки, синтаксическую роль причастий и деепричастий;
определять время причастий (прошедшее, будущее, будущее ожидаемое);
различать деепричастия тувинского языка: слитное, соединительное, прошедшее, отрицательное, сопроводительное, предельное;
определять, находить в тексте, обособлять причастные и деепричастные обороты, определять синтаксическую роль причастных и деепричастных оборотов;
проводить морфологический разбор причастий, деепричастий;
определять наклонение глаголов: изъявительное, повелительное (желательное), условное, желательно-согласительное, предельное;
распознавать аффиксы наклонений глагола, времен изъявительного наклонения (прошедшее время: давнопрошедшее, недавно прошедшее и фактическое прошедшее, подтверждающее прошедшее, настоящее время: определенное, и неопределенное, будущее время и будущее ожидаемое время), отрицательной формы глагола, также аффиксы, обозначающие дополнительное значение глаголов;
определять времена изъявительного наклонения: прошедшее время (давнопрошедшее, недавно прошедшее и фактическое прошедшее, подтверждающее прошедшее), настоящее время (определенное, неопределенное), будущее время (будущее ожидаемое время);
характеризовать наречие как часть речи; определять разряды наречий (времени, места, цели, причины, способа действия, меры);
образовывать наречия (в том числе от других частей речи) и правильно их писать;
различать подражательные слова, объяснять их значение, распознавать разновидности подражательных слов, образовывать подражательные слова, образовывать с помощью подражательных слов составные глаголы, определять роль подражательных слов в словообразовании, а также их синтаксическую роль;
различать послелоги и служебные имена, определять грамматические функции послелогов, строить сравнительные обороты с послелогами дег и ышкаш, различать послелог и союз биле;
распознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, разряды сочинительных союзов, использовать синонимичные союзы;
распознавать частицы и использовать их в речи, различать разряды частиц по значению (вопроса, утверждения, сомнения, усиления или различения, предположения), употреблять синонимичные частицы;
проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц;
распознавать междометия, различать виды междометий, определять логическое ударение в предложениях с междометиями, правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями;
развивать собственную речь через написание сочинений (передавать свои воспоминания в сочинениях-повествованиях, писать сочинения-описания по картине, размышлять над заданной проблемной темой и высказывать свое мнение в сочинении-рассуждении);
определять тему и основную мысль текста, составлять подробный и краткий план текста;
извлекать из источников и систематизировать материал на определенную тему;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
65.11.6. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
оценивать роль родного языка в жизни каждого народа;
различать язык устного народного творчества и язык художественной литературы;
определять способ связи слов в словосочетании (управление, притяжание, примыкание), проводить синтаксический разбор словосочетания;
строить предложение, учитывая правильный порядок слов;
распознавать главные члены предложения;
различать двусоставные и односоставные предложения;
различать и называть виды сказуемого (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое), распознавать модальные слова в составе сказуемого;
распознавать второстепенные члены предложения: дополнение (прямое и косвенное), определение, приложение, обстоятельство (места, времени, причины, цели, образа действия);
различать распространенные и нераспространенные предложения;
различать виды односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные), образовывать односоставные предложения;
различать полные и неполные предложения;
употреблять в речи слова-предложения;
распознавать и различать однородные члены, обособленные члены, причастные, деепричастные и сравнительные обороты, обращения, вводные слова, вставные конструкции, определять средства связи однородных членов (интонационное и союзное соединение с помощью сочинительных союзов болгаш (и), база (и), биле (и);
находить обобщающие слова при однородных членах предложения;
определять однородные и неоднородные определения;
выделять нераспространенное и распространенное обращение в предложении;
различать вводные слова и вводные конструкции;
определять осложненные и неосложненные предложения, различать осложненные предложения по характеру осложняющих конструкций, соблюдать правила пунктуации в осложненных предложениях;
различать виды обособленных второстепенных членов предложения;
проводить синтаксический разбор предложения;
составлять монологи и диалоги разных типов, выступать с научным сообщением.
65.11.7. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
определять значение и функции тувинского языка;
различать петроглифы, иероглифы, характеризовать орхоно-енисейскую письменность тюрков и руническое письмо, тибетскую и старомонгольскую письменные системы;
определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю и по контексту;
находить информацию об исследователях тувинского языка;
определять способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, слова автора), соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании, распознавать чужую речь в тексте;
употреблять цитаты в устной и письменной речи;
определять вид синтаксической связи в словосочетании и предложении;
распознавать сложное предложение и отличать его от простого предложения, различать средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения (аффиксы, союзы, союзные слова, послелоги, служебные слова, частицы, интонация);
определять и характеризовать бессоюзные сложные предложения;
различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, определять средства связи частей сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образовывать и употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
определять главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении, определять и различать виды придаточных предложений;
распознавать сложную синтаксическую конструкцию, различать синтаксические отношения между частями синтаксической конструкции;
проводить синтаксический разбор сложного предложения и сложной синтаксической конструкции;
расставлять знаки препинания в осложненном, сложном предложении, в предложениях с прямой речью и цитированием;
различать условия употребления тире и дефиса;
анализировать текст с точки зрения его темы, идеи, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение);
делить текст на смысловые части, выделять микротемы, основную мысль текста, составлять план текста (простой, сложный, тезисный), конспект, аннотацию;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
оценивать и редактировать письменное речевое высказывание с учетом требований к построению связного текста;
владеть правилами построения монолога, диалога, полилога;
различать тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей, различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы и других функциональных разновидностей речи;
создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи;
различать лексические и грамматические синонимы;
соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) тувинского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
оценивать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения их соответствия коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать с небольшим сообщением, докладом, рефератом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей