Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

65.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне основного общего образования

65.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (тувинскому) языку на уровне основного общего образования.

65.11.1. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (тувинском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (тувинском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (тувинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (тувинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (тувинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (тувинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

65.11.2. В результате изучения родного (тувинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

65.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

65.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

65.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

65.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (тувинском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

65.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

65.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

65.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

65.11.3. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

определять тувинский язык как средство общения, понимать значимость его изучения;

ориентироваться в основных разделах лингвистики;

характеризовать основные единицы системы тувинского языка;

давать характеристику основным типам речи;

определять термины "фонетика" и "орфоэпия";

объяснять смыслоразличительную роль звуков, объяснять, что такое фонема;

объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;

характеризовать систему тувинских гласных звуков (гласные краткие, долгие, фарингализованные, гласные переднего ряда (мягкие) и заднего ряда (твердые), губные и негубные);

характеризовать систему тувинских согласных звуков (звонкие, глухие, сонорные, сильные, слабые, сверхслабые);

объяснять случаи несоответствия гармонии гласных;

анализировать звуко-буквенный состав слов;

объяснять закон сингармонизма, приводить примеры;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;

описывать основные этапы истории тувинского языка;

определять разницу между латинизированным тувинским алфавитом и тувинским алфавитом на основе кириллицы;

определять орфографию как систему правил правописания, правильно писать слова с различными орфограммами;

пользоваться лингвистическими словарями;

объяснять значение письменности в жизни общества;

определять основные понятия лексикологии, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;

отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением;

находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы;

распознавать фразеологизмы по основным признакам, выявлять в текстах и объяснять их значение, использовать фразеологизмы для составления синонимичного ряда, подбирать аналоги тувинским фразеологизмам среди фразеологизмов русского языка, находить синонимичные фразеологизмы, составлять предложения с фразеологизмами;

заменять в речи табуизмы эвфемизмами;

объяснять происхождение тувинской лексики (приводить примеры общетюркской лексики, заимствованной лексики из монгольского, китайского, тибетского, русского языков);

различать и употреблять в речи общеупотребительные слова, различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы и термины, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы);

отличать литературный язык от диалекта;

различать, находить в тексте и приводить примеры топонимов, антропонимов, этнонимов, зоонимов и космонимов;

оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;

определять главное и зависимое слова в словосочетании;

определять логическое ударение в предложении;

находить в тексте простое предложение, приводить примеры простых распространенных и нераспространенных предложений;

определять виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное) и по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);

проводить полный синтаксический разбор, определять, какими частями речи выражены главные члены предложения;

различать устную и письменную, диалогическую и монологическую речь;

развивать собственную речь в процессе написания сочинений (повествование, рассуждение), составлять устный диалог (диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями), строить монолог (повествование, описание, рассуждение);

соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях.

65.11.4. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

объяснять понятие языкового родства, перечислять тюркские языки;

объяснять разницу между живыми и мертвыми языками;

определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;

определять состав слова, выделять морфемы (корень слова, аффиксы, основу слова), проводить морфемный разбор слова;

применять на практике правило чередования глухих и звонких согласных в корне слова;

определять способы словообразования;

образовывать именные части речи с помощью аффиксов;

определять словоизменительные аффиксы (аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имен существительных, числа, лица, времени глаголов);

определять формообразующие аффиксы (уменьшительно-ласкательные аффиксы имени существительного, аффиксы форм сравнения качественных имен прилагательных, аффиксы отрицательной формы глагола, аффиксы форм глагола, несущие дополнительные значения), объяснять употребление аффиксов -лыг, -зыг, -кыр, -кы (и их фонетических вариантов) в образовании имен прилагательных;

выделять основу слова, определять вид основы (исходная или словообразующая);

определять основные понятия морфологии, распознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) по грамматическому значению и морфологическим признакам;

определять конкретные и абстрактные имена существительные;

образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

склонять существительные и прилагательные;

определять синтаксическую роль имени существительного;

объяснять связь существительного с глаголом;

использовать существительные именительного падежа в роли обращения и подлежащего;

различать простые, сложные и составные имена существительные;

образовывать прилагательные от существительных;

определять и употреблять в речи производные и непроизводные, качественные и относительные прилагательные;

определять формы сравнения качественных прилагательных (положительная (нейтральная) форма, формы, выражающие ослабление и усиление качества, их значения);

образовывать прилагательные с помощью аффиксов -лыг, -зыг, -кыр, -кы;

определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, различать, правильно произносить и писать простые, сложные и составные числительные, количественные и порядковые числительные, собирательные, дробные, разделительные числительные, числительные приблизительного счета, объяснять роль числительных в образовании сложных слов и фразеологизмов, образовывать сложные слова и фразеологизмы;

правильно употреблять слова, обозначающие единицы измерения в тувинском языке;

определять синтаксическую роль существительных, прилагательных, числительных, местоимений;

проводить морфологический разбор именных частей речи;

характеризовать местоимение как часть речи, определять разряды местоимений (личные, вопросительные, указательные, определительные, неопределенные), склонять местоимения;

правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи;

выполнять морфологический разбор местоимений;

соблюдать лексические нормы тувинского литературного языка;

понимать основную и подтекстовую информацию;

осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;

воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме (краткий письменный пересказ);

создавать устные и письменные монологические, а также устные диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом цели и ситуации общения.

65.11.5. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

объяснять функции, статус и роль тувинского языка в Республике Тыва, рассуждать о взаимосвязи тувинского языка с культурой народа;

определять глагол как часть речи, характеризовать морфологические признаки и синтаксическую роль глагола;

определять простые, сложные и составные глаголы, положительные и отрицательные формы глагола, начальную форму глагола, образовывать и объяснять способы образования сложных и составных глаголов, образовывать глаголы с помощью аффиксов;

выделять глагольные формы причастия и деепричастия, определять грамматическое значение, характеризовать морфологические признаки, синтаксическую роль причастий и деепричастий;

определять время причастий (прошедшее, будущее, будущее ожидаемое);

различать деепричастия тувинского языка: слитное, соединительное, прошедшее, отрицательное, сопроводительное, предельное;

определять, находить в тексте, обособлять причастные и деепричастные обороты, определять синтаксическую роль причастных и деепричастных оборотов;

проводить морфологический разбор причастий, деепричастий;

определять наклонение глаголов: изъявительное, повелительное (желательное), условное, желательно-согласительное, предельное;

распознавать аффиксы наклонений глагола, времен изъявительного наклонения (прошедшее время: давнопрошедшее, недавно прошедшее и фактическое прошедшее, подтверждающее прошедшее, настоящее время: определенное, и неопределенное, будущее время и будущее ожидаемое время), отрицательной формы глагола, также аффиксы, обозначающие дополнительное значение глаголов;

определять времена изъявительного наклонения: прошедшее время (давнопрошедшее, недавно прошедшее и фактическое прошедшее, подтверждающее прошедшее), настоящее время (определенное, неопределенное), будущее время (будущее ожидаемое время);

характеризовать наречие как часть речи; определять разряды наречий (времени, места, цели, причины, способа действия, меры);

образовывать наречия (в том числе от других частей речи) и правильно их писать;

различать подражательные слова, объяснять их значение, распознавать разновидности подражательных слов, образовывать подражательные слова, образовывать с помощью подражательных слов составные глаголы, определять роль подражательных слов в словообразовании, а также их синтаксическую роль;

различать послелоги и служебные имена, определять грамматические функции послелогов, строить сравнительные обороты с послелогами дег и ышкаш, различать послелог и союз биле;

распознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, разряды сочинительных союзов, использовать синонимичные союзы;

распознавать частицы и использовать их в речи, различать разряды частиц по значению (вопроса, утверждения, сомнения, усиления или различения, предположения), употреблять синонимичные частицы;

проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц;

распознавать междометия, различать виды междометий, определять логическое ударение в предложениях с междометиями, правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями;

развивать собственную речь через написание сочинений (передавать свои воспоминания в сочинениях-повествованиях, писать сочинения-описания по картине, размышлять над заданной проблемной темой и высказывать свое мнение в сочинении-рассуждении);

определять тему и основную мысль текста, составлять подробный и краткий план текста;

извлекать из источников и систематизировать материал на определенную тему;

соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

65.11.6. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

оценивать роль родного языка в жизни каждого народа;

различать язык устного народного творчества и язык художественной литературы;

определять способ связи слов в словосочетании (управление, притяжание, примыкание), проводить синтаксический разбор словосочетания;

строить предложение, учитывая правильный порядок слов;

распознавать главные члены предложения;

различать двусоставные и односоставные предложения;

различать и называть виды сказуемого (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое), распознавать модальные слова в составе сказуемого;

распознавать второстепенные члены предложения: дополнение (прямое и косвенное), определение, приложение, обстоятельство (места, времени, причины, цели, образа действия);

различать распространенные и нераспространенные предложения;

различать виды односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные), образовывать односоставные предложения;

различать полные и неполные предложения;

употреблять в речи слова-предложения;

распознавать и различать однородные члены, обособленные члены, причастные, деепричастные и сравнительные обороты, обращения, вводные слова, вставные конструкции, определять средства связи однородных членов (интонационное и союзное соединение с помощью сочинительных союзов болгаш (и), база (и), биле (и);

находить обобщающие слова при однородных членах предложения;

определять однородные и неоднородные определения;

выделять нераспространенное и распространенное обращение в предложении;

различать вводные слова и вводные конструкции;

определять осложненные и неосложненные предложения, различать осложненные предложения по характеру осложняющих конструкций, соблюдать правила пунктуации в осложненных предложениях;

различать виды обособленных второстепенных членов предложения;

проводить синтаксический разбор предложения;

составлять монологи и диалоги разных типов, выступать с научным сообщением.

65.11.7. Предметные результаты изучения родного (тувинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

определять значение и функции тувинского языка;

различать петроглифы, иероглифы, характеризовать орхоно-енисейскую письменность тюрков и руническое письмо, тибетскую и старомонгольскую письменные системы;

определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю и по контексту;

находить информацию об исследователях тувинского языка;

определять способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, слова автора), соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании, распознавать чужую речь в тексте;

употреблять цитаты в устной и письменной речи;

определять вид синтаксической связи в словосочетании и предложении;

распознавать сложное предложение и отличать его от простого предложения, различать средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения (аффиксы, союзы, союзные слова, послелоги, служебные слова, частицы, интонация);

определять и характеризовать бессоюзные сложные предложения;

различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, определять средства связи частей сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образовывать и употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

определять главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении, определять и различать виды придаточных предложений;

распознавать сложную синтаксическую конструкцию, различать синтаксические отношения между частями синтаксической конструкции;

проводить синтаксический разбор сложного предложения и сложной синтаксической конструкции;

расставлять знаки препинания в осложненном, сложном предложении, в предложениях с прямой речью и цитированием;

различать условия употребления тире и дефиса;

анализировать текст с точки зрения его темы, идеи, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение);

делить текст на смысловые части, выделять микротемы, основную мысль текста, составлять план текста (простой, сложный, тезисный), конспект, аннотацию;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

оценивать и редактировать письменное речевое высказывание с учетом требований к построению связного текста;

владеть правилами построения монолога, диалога, полилога;

различать тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и художественного стилей, различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы и других функциональных разновидностей речи;

создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи;

различать лексические и грамматические синонимы;

соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) тувинского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

оценивать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения их соответствия коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать с небольшим сообщением, докладом, рефератом.