Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

121.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (удмуртской) литературе на уровне основного общего образования

121.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (удмуртской) литературе на уровне основного общего образования.

121.11.1. В результате изучения родной удмуртской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (удмуртской) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (удмуртского) языка и родной (удмуртской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений удмуртской литературы, а также русской, финно-угорской и зарубежной литератур, а также литератур народов Российской Федерации;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в удмуртской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического, психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений удмуртского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

121.11.2. В результате изучения родной (удмуртской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.

121.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

121.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

121.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

121.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

121.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

121.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

121.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (удмуртской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (удмуртской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

121.11.3. Предметные результаты изучения родной (удмуртской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать, что литература - это вид искусства и что художественное произведение отличается от произведений других видов искусств;

отличать литературный текст от фольклорного текста;

владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество, эпос, лирика и драма, лирическая проза, пейзажная лирика, литературные жанры (миф, народная сказка, литературная сказка, загадка, рассказ, пьеса, стихотворение, басня), автор, повествователь, герой-рассказчик, литературный герой (персонаж), тема, идея, проблематика, мораль, сюжет, речевая характеристика персонажей, портрет, пейзаж, художественная деталь, диалог, монолог, эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, ритм, рифма, интонация;

сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства;

выразительно читать, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров;

владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

планировать с помощью учителя собственное чтение, расширять свой круг чтения;

участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты;

владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме, пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

121.11.4. Предметные результаты изучения родной (удмуртской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать особенности литературы как вида словесного искусства, выраженные в жанровой специфике произведения;

осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное: определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором, указывать родовую и жанровую принадлежность произведения, выявлять позицию героя и авторскую позицию, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

понимать значение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество, былички, народный эпос, эпическая поэма, роды (эпос, лирика, драма), эпические жанры (рассказ, повесть, роман), лирические жанры (стихотворение, твердые формы стихотворения), драматические жанры (драма, комедия, трагедия), гражданская и пейзажная лирика, тема, идея, проблематика, сюжет, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, конфликт, ремарка, лирический герой, стихотворный метр (ямб, анапест), ритм, рифма, строфа, сравнение, метафора;

сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры;

сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства;

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

пересказывать прочитанное произведение, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров;

владеть умениями интерпретации и оценки изученных произведений фольклора и литературы удмуртского и других народов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя;

владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектной и исследовательской деятельности;

развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

121.11.5. Предметные результаты изучения родной (удмуртской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать специфику литературы как вида словесного искусства, как формы отражения действительности и художественного познания мира;

проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира;

анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность, выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему героев эпического, лирического, драматического произведений, определять особенности композиции и основной конфликт произведения, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений, выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

понимать значение и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество, народная песня, исторический роман, форма и содержание литературного произведения, тема, идея, проблематика, конфликт, композиция, сюжет, диалог, монолог, ремарка, литературный герой, образ, характер, лирический герой, автор, повествователь, рассказчик, герой-рассказчик, авторская характеристика, характеристика героя, художественный образ, лейтмотив, портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, параллелизм, антитеза, инверсия, повтор, анафора, эпифора, эпитет, сравнение, метафора, юмор, сатира, ритм, рифма, эссе;

сопоставлять произведения, их фрагменты, образы героев и персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приемы, особенности языка;

сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства;

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению, читать по ролям драматическое произведение;

пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанного произведения, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, эссе, литературно-творческой работы;

самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения удмуртской и финно-угорской литератур с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;

планировать свое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и обучающихся;

участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;

развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме, самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности.

121.11.6. Предметные результаты изучения родной (удмуртской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

понимать специфику литературы как вида словесного искусства, как формы отражения взаимосвязи традиций и новаций;

проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях;

анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нем реалии, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов, выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения, характеризовать авторский пафос, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений, выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции;

иметь представление о смысловых функциях теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество, традиции и новации в удмуртской литературе, литературные методы (романтизм, реализм), художественный образ, факт, вымысел, роды (лирика, эпос, драма), малые жанры фольклора (приметы, поверья, пословицы, поговорки, загадки), литературные жанры (героический эпос, житие, поэма-легенда, поэма, повесть, лирическая повесть, стихотворение, юмор, сатира, памфлет, комедия, пародия, басня, образ, герой, характер, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, антитеза, аллегория, анафора, звукопись (аллитерация, ассонанс), стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа, италмасовская строфа, афоризм, форма и содержание литературного произведения, тема, идея, конфликт, проблематика, пафос (героический, патриотический, гражданский и другие), сюжет, композиция, эпиграф, система образов, автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск;

определять и учитывать при анализе произведения принадлежность к историческому времени, определенному литературному направлению;

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, определять жанровую специфику изученного художественного произведения;

сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приемы, эпизоды текста, особенности языка;

сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр);

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, исправлять и редактировать собственные письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, реферата, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему;

интерпретировать и оценивать изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения удмуртской и русской литературы с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

самостоятельно планировать свое внеклассное чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и обучающихся, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счет произведений современной литературы;

участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;

самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме, пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач, применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

121.11.7. Предметные результаты изучения родной (удмуртской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, имеющего свои этапы развития;

выявлять особенности удмуртского литературного процесса;

владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы в связи с эпохой их написания, анализировать литературные произведения разных жанров, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать условность художественной картины мира, отраженной в литературных произведениях с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;

анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нем реалии, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов, выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения, характеризовать авторский пафос, выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений, выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;

иметь представление о смысловых функциях теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество, проза и поэзия, художественный образ, факт, вымысел, история удмуртской литературы, черты реализма и романтизма, символизма и футуризма, этнофутуризма в художественном произведении, роды (лирика, эпос, драма), жанры (колыбельная песня, стихотворение, философское стихотворение, сонет, акростих, поэма, баллада, трагедия, комедия, рассказ, фантастический рассказ, повесть, роман), тихая лирика, женская поэзия, форма и содержание литературного произведения, тема, идея, проблематика, пафос, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог, конфликт, система образов, образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм, реплика, диалог, монолог, ремарка, юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск, эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, параллелизм, антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание, инверсия, анафора, повтор, художественное время и пространство, звукопись (аллитерация, ассонанс), стиль, стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа, афоризм, тезис-антитезис-синтез, синквейн, эссе;

рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определенному литературному направлению);

выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе Г. Верещагина, Кедра Митрея, Кузебая Герда, Ашальчи Оки, М. Коновалова, М. Петрова, Ф. Васильева, Г. Красильникова и других) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;

сопоставлять произведения, их фрагменты (с учетом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приемы, эпизоды текста, особенности языка;

сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (музыка, театр);

при сопоставлении произведений родной (удмуртской) и русской литератур выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленные особенностями образных систем родной и русской литератур, структурными особенностями родного (удмуртского) и русского языков;

выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть, передавая личное отношение к произведению;

пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения;

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, критиков и литературоведов, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, представлять развернутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, эссе, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;

самостоятельно интерпретировать и оценивать изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

самостоятельно планировать свое внеклассное чтение, обогащать свой литературный кругозор, в том числе за счет произведений современной литературы;

участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;

самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете, работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач, применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.