Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

44.5. Пояснительная записка

44.5. Пояснительная записка.

44.5.1. Программа по государственному (коми) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю государственного (коми) языка в создании рабочей программы по учебному предмету.

Программа по государственному (коми) языку обеспечивает преемственность с программой по государственному (коми) языку начального общего образования в плане дальнейшего развития всех речевых умений и овладения языковыми средствами.

Программа по государственному (коми) языку устанавливает распределение обязательного предметного содержания по годам обучения, а также последовательность их изучения с учетом особенностей структуры коми языка, межпредметных связей коми языка с содержанием других учебных предметов, изучаемых на уровне основного общего образования, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Программа по государственному (коми) языку имеет нелинейный характер и основана на концентрическом принципе. В каждом классе осваиваются новые элементы содержания, а уже известные грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся в процессе обучения тематическом содержании речи.

44.5.2. В содержании программы по государственному (коми) языку выделяются содержательные линии: коммуникативные умения, виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), фонетическая сторона речи, орфография и пунктуация, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи, социокультурные знания и умения, компенсаторные умения.

44.5.3. Изучение государственного (коми) языка направлено на достижение следующих целей:

повышение уровня владения коми языком, достигнутого на уровне начального общего образования, и овладение обучающимися необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной и научной деятельности;

развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевых умений (развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), языковых умений (овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, способах выражения мысли на коми и русском языках), социокультурных умений (приобщение к культуре, традициям, реалиям народа коми в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся на уровне основного общего образования), компенсаторных умений (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации), учебно-познавательных умений (освоение способов и приемов самостоятельного изучения коми языка и культуры, в том числе с использованием информационных технологий);

развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, республику, страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языка и культуры коми народа;

развитие активной жизненной позиции через обсуждение актуальных событий в стране и мире, выражение своего отношения к происходящему, обоснование собственного мнения;

развитие функциональной грамотности как способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации.

44.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения государственного (коми) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).