85.7. Содержание обучения в 6 классе
85.7.1. Коммуникативные умения.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Тема "Мин туспунан" ("Моя биография").
Тема "Мин иллээх дьиэ кэргэним" ("Моя дружная семья"): "Мин " ("Мои предки"), "Мин дьонум дьарыктара" ("Занятия моих родных").
Тема "Мин иллэн кэмим" ("Мое свободное время"): "Мин дьарыгым" ("Мое увлечение"), "Мин спордунан дьарыктанабын" ("Спорт").
Тема "Саха сирин кэрэтэ" ("Красоты Якутии"): "Саха сирэ-мин дойдум" ("Моя Родина - Якутия").
Тема "Саха сирин куораттара" ("Города Якутии").
Тема "Саха сирин уратыта" ("Природа Якутии").
Тема " дойдубут сирин - уотун уратыта (хайалар, )" ("Наша Родина: горы, реки").
Тема "Саха сирин - ытык сирдэрэ" ("Священные места Якутии"): ("Ленские столбы").
Тема "Мин сайдар эйгэм" ("Среда развития"): "Саха сирин музейдара" ("Музеи Якутии"), ("В библиотеке"). "Спортивнай тутуулар" ("Спортивные сооружения").
Тема "Мин алтыhар эйгэм" ("Мое пространство"). "Киhи" ("Человек").
Тема "Киhи тас " ("Внешность человека").
Тема "Киhи сиэрэ - майгыта" ("Характер человека").
Тема "Мин " ("Мой друг"). "Интернет эйгэтэ" ("Интернет").
Тема "Мин уонна Аан дойду" ("Я и моя страна"): "Россия - мин дойдум" ("Россия - моя страна"), "Москва - Россия киин куората" ("Москва - столица России"), "Саха сирэ" ("Якутия)".
Тема "Мин олорор эйгэм" ("Мое окружение"): ("В кино"), ("На почте"), ("В больнице. В аптеке").
Тема "Бырайыактыыр " ("Проектная деятельность").
Диалогическая речь. Правила речевого этикета (умения приветствовать, поздравлять, благодарить, просить о помощи, выражать готовность помочь, давать советы, принимать или не принимать советы, начинать поддерживать и заканчивать диалог).
Синтагматичность речи, произношение слов с удвоенными согласными, слов с долгими гласными, слов с дифтонгами, правильная интонация.
Эмоциональная оценка (удивление, радость, восхищение, одобрение, огорчение).
Монологическая речь. Рассказ по изученной теме в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, рассказ с использованием текста, речевого образца, ключевых слов.
Описание человека или литературного персонажа;
Передача содержания прочитанного текста с использованием вопросов, определенных клише.
Выступление с результатами проектной работы.
Понимание речи учителя, небольших текстов или сообщений на изучаемом речевом материале (как при непосредственном общении, так и при восприятии аудио-, видеозаписи).
Определение основной мысли высказывания.
Различение на слух разных типов текста (диалоги, телефонные разговоры, прогноз погоды).
Догадка о значении звучащего слова с использованием контекста или созвучия.
Ритмико-интонационное оформление основных коммуникативных типов предложений.
Аутентичные тексты разных жанров и типов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание, в зависимости от цели или вида чтения (с пониманием основного содержания, с извлечением конкретной информации). Объем текстов для чтения - 80 - 90 (160 - 180) слов.
Догадка о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам, по контексту, иллюстрации.
Различные стратегии чтения (чтение с общим пониманием, чтение с детальным пониманием, чтение с целью нахождения необходимой информации).
Работа с печатными текстами разных типов и жанров.
Поиск значения незнакомых слов в двуязычном словаре учебного пособия.
Развитие письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:
списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, написание коротких поздравлений с праздниками (Новым годом, днем рождения);
заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в республике изучаемого языка;
написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе, оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в республике.
85.7.2. Языковые знания и умения.
85.7.2.1. Фонетическая сторона речи.
Различение слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.
Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.
Тексты для чтения вслух: беседа или диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объем текста для чтения вслух - до 80 слов.
85.7.2.2. Графика, орфография и пунктуация.
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении, апострофа. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.
85.7.2.3. Лексическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в языке саха нормы лексической сочетаемости.
Объем изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного минимума).
Аффиксальный, синтаксический способы словообразования (наиболее продуктивным является первый, к последнему относятся сочетания слов, образующие неделимое смысловое единство, выражающие одно понятие и являющиеся одной лексической единицей).
85.7.2.4. Грамматическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций саха языка. Якутские звуки и произношение слов, словосочетаний, предложений в текстах.
Особенности конструкции предложений и текста.
Формы послелогов, основных и вспомогательных частей речи.
Типы предложений, их сравнение с предложениями в русском языке.
Образование определенных форм слов и словосочетаний, использование различных окончаний.
Глагол настоящего времени. Имя существительное. Притяжательное имя.
Глагол прошедшего времени (давно прошедшее, недавно прошедшее время).
Имя прилагательное. Исконные прилагательные и производные прилагательные;
Окончание прилагательных (улахан, кэрэ, туhалаах, эмтээх).
Образование прилагательного с аффиксом -лаах.
Образование прилагательных с помощью окончания -лаах.
Глагол настоящего и прошедшего времени (баар, , сайдар).
Местоимение. Виды местоимений. Изменение по падежам.
Единственное и множественное число.
Разновидности окончаний имени существительного. Союзы.
85.7.3. Социокультурные знания и умения.
Использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе по темам "В семье", "В школе").
Использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).
Знание социокультурного портрета родной республики: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (День Республики Саха (Якутия), Ысыах), с особенностями образа жизни и культуры республики (достопримечательности, выдающиеся люди), с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на языке саха.
Правописание имен собственных, топонимов.
Краткое представление родного края, некоторых культурных явлений (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).
85.7.4. Компенсаторные умения.
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.
Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей