Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

78(1).10. Содержание обучения в 9 классе

78(1).10. Содержание обучения в 9 классе.

78(1).10.1. Морфология.

Имя-причастие. Склонение имен-причастий. Изменение их по лицам и числам. Деепричастие. Основные формы деепричастия. Характеристика способов протекания действия.

Аналитические комплексы, их образование. Вспомогательные глаголы: непереходные (нъэлык - становиться, вак - быть), переходные (рытчык - делать, 00005476.png - считать), совместно с наречиями, с существительными в форме отрицания, с частицей 00005477.png (00005478.png рытык - отказать, 00005479.png рытчык - изменить, ы'лгу 00005480.png - любить).

Служебные слова. Частицы. Частицы, выражающие различные смысловые оттенки значений слов в речи. Частицы, выражающие отношение говорящего лица к действительности. Частицы, вносящие в речь эмоциональные, экспрессивные оттенки.

Союзы. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Подчинительные союзы: причинные, цели, условные, уступительные, сравнительные, временные, изъяснительные.

78(1).10.2. Синтаксис.

Прямая речь.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Способы преобразования прямой речи в косвенную речь.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения.

Сложное предложение и его признаки. Союзное сочинение предложений: связь соединительными союзами, связь разделительными союзами, связь противительными союзами. Бессоюзные сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Строение сложносочиненного предложения. Средства связи между частями сложносочиненного предложения: интонация и сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Союзы как наиболее распространенное в чукотском языке средство подчинения предложений. Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.

Указательные слова в главном предложении.

Придаточные предложения и причастный оборот.

Основные виды придаточных предложений. Придаточное предложение дополнительное. Придаточное предложение определительное. Придаточное предложение места. Придаточное предложение времени. Придаточное предложение образа действия и степени. Придаточное предложение цели. Придаточное предложение причины. Придаточное предложение условное. Придаточное предложение уступительное.

Сложноподчиненные предложения с придаточным дополнением, подлежащим, обстоятельством.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Средства связи частей бессоюзного предложения. Роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор сложных предложений.

Сложное предложение с разными видами связи.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).

78(1).10.3. Развитие речи.

Развернутые ответы на вопросы, требующие самостоятельного обобщения содержания прочитанного произведения.

Перевод с русского на родной язык небольшого отрывка из художественного произведения родной литературы или из газетной статьи.

Сжатый пересказ содержания прочитанных произведений с использованием изученных синтаксических конструкций.

Сжатый пересказ повествовательного текста с элементами описания (с использованием простых и сложных предложений).

Сочинение по началу, концу или на основе данного сюжета.

Выборочное изложение с элементами рассуждения и характеристикой действующего лица.

Устные сообщения и письменные сочинения типа элементарных рассуждений: о школьной жизни, об участии в трудовой деятельности и другие.

78(1).10.4. Речевое общение и культура речи.

История чукотской письменности и формирования чукотского литературного языка. Чукотский речевой этикет. Значение родного языка и его влияние на формирование личности.