61.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (табасаранскому) языку на уровне основного общего образования
61.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (табасаранскому) языку на уровне основного общего образования.
61.11.1. В результате изучения родного (табасаранского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (табасаранском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (табасаранском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (табасаранского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (табасаранского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (табасаранскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (табасаранском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
61.11.2. В результате изучения родного (табасаранского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
61.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
61.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
61.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
61.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (табасаранском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
61.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
61.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
61.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
61.11.3. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
раскрывать понятия "государственный язык" и "родной язык";
осознавать роль родного языка в жизни общества и человека, красоту, богатство, выразительность табасаранского языка;
характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;
иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы;
характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;
проводить фонетический анализ слов;
применять знания о правилах правописания (в том числе применять знание о правописании букв, обозначающих геминатов, букв ъ, ь, е, е, ю, я);
объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью словаря);
распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
использовать лексические словари (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов);
характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;
распознавать морфемы в слове (корень, суффикс, окончание), выделять основу слова;
находить чередование гласных и согласных звуков в морфемах;
проводить морфемный анализ слов;
применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и при правописания;
определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;
распознавать имена существительные и глаголы;
проводить частичный морфологический анализ имен существительных и глаголов;
применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
определять лексико-грамматические разряды имен существительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;
определять глаголы с классными показателями и без классных показателей;
соотносить начальную форму (масдар) и временные формы глагола;
распознавать временные формы глагола;
осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем, общем и будущем временах, изменяя глаголы по временам и числам;
проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного);
распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);
выделять словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетании;
определять границы предложения с использованием основных признаков;
распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое, и прямое дополнение;
находить второстепенные члены предложения и определять их типы;
находить обращение в тексте, объяснять его отличие от подлежащего;
различать простые и сложные предложения по количеству грамматических основ;
составлять сложные предложения в соответствии с их схемами;
выделять прямую речь и слова автора;
расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;
иметь представление о диалоге;
проводить синтаксический разбор предложения (в рамках изученного).
61.11.4. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
характеризовать функции табасаранского языка как одного из государственных языков Республики Дагестан и языка межэтнического общения;
создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);
создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);
создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность;
характеризовать особенности официально-делового стиля;
создавать и анализировать тексты официально-делового стиля (заявление, расписка);
различать слова с точки зрения их происхождения: исконно табасаранские и заимствованные слова;
различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы);
различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы);
распознавать в тексте фразеологизмы, определять их значения, характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;
осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари;
распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове, выделять производящую основу;
определять способы словообразования (суффиксальный, словосложение, переход из одной части речи в другую, метатония, дезаффиксация);
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;
соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, сложных и сложносокращенных слов;
распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа и имена существительные, имеющие форму только единственного числа;
определять падеж имени существительного;
иметь представление о правописании падежных окончаний имен существительных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;
распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные;
распознавать особенности склонение субстантированных прилагательных;
иметь представление о правилах написания прилагательных, заимствованных из русского языка;
производить морфологический разбор имен прилагательных;
распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного, различать разряды имен числительных по значению, по строению;
склонять числительные и характеризовать особенности склонения, синтаксических функций числительных;
характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;
правильно употреблять количественные числительные, распределительно-разделительные числительные, собирательные числительные, числительные приблизительного счета, дробные числительные;
соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных;
распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений, склонять местоимения, характеризовать особенности их склонения, синтаксических функций, роли в речи;
правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями табасаранского речевого этикета, соблюдать нормы правописания местоимений;
характеризовать причастия как особую группу слов;
определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;
распознавать причастия прошедшего, общего и будущего времени;
выявлять путем наблюдений особенности склонения причастий;
проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;
конструировать причастные обороты, определять роль причастия в предложении;
характеризовать деепричастия как особую группу слов;
определять признаки глагола и наречия в деепричастии;
распознавать деепричастия прошедшего и общего времени;
проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;
правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
61.11.5. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
характеризовать язык как развивающееся явление;
понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, приводить соответствующие примеры;
объяснять причины изменений, происходящих в языке на современном этапе его развития;
создавать текст на основе исходного;
описывать предметную и сюжетную картины с использованием необходимых языковых средств;
распознавать тексты публицистического стиля;
называть грамматические свойства инфинитива (целевой формы) глагола, выделять его основу;
распознавать понудительные формы глагола, глаголы длительного вида; глаголы, обозначающие многократные действия;
осознанно употреблять составные (аналитические) формы настоящего, будущего и прошедшего времени;
определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, повелительном, вопросительном и условном наклонении;
применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами;
проводить морфологический разбор глаголов;
определять общее грамматическое значение наречий;
различать разряды наречий по значению, характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;
проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике;
применять правила слитного и дефисного написания наречий;
характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;
употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;
характеризовать частицу как служебную часть речи;
различать разряды частиц по значению, по составу;
объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте;
употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц;
проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;
характеризовать послелог как служебную часть речи;
определять падежную форму именных частей речи в составе послеложнопадежных форм;
анализировать послелоги в аспекте их строения и происхождения;
характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи;
проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике.
61.11.6. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
иметь представление об табасаранском языке;
извлекать информацию из различных источников;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности;
указывать способы и средства связи предложений в тексте;
анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
создавать тексты официально-делового стиля (объяснительная записка, автобиография, характеристика);
иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;
распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;
распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные;
определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;
характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи;
распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности;
распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, прямого дополнения, виды сказуемого и способы его выражения;
применять нормы построения простого предложения, использования инверсии;
применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием;
применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;
распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);
различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; косвенное дополнение, виды обстоятельств);
распознавать виды предложения по составу, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов;
различать виды односоставных и двусоставных предложений (предложение без подлежащего, предложение без прямого дополнения, обобщенно-личное и назывное предложения);
характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;
понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь);
различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах;
распознавать предложения, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями;
характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений;
различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций, нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями;
проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений;
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
61.11.7. Предметные результаты изучения родного (табасаранского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
осознавать роль родного языка в жизни человека;
осознавать выразительность, богатство родного языка;
осознавать роль табасаранского языка в развитии национальной культуры;
определять основания для сравнения и сравнивать устную и письменную формы речи, монологическую и диалогическую речь;
создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной литературы;
анализировать текст: определять и тему, и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;
находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;
определять основания для сравнения и сравнивать разные функционально-смысловые типы речи;
выявлять отличительные признаки текстов разных жанров;
выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме;
характеризовать отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
выявлять отличительные особенности языка научного стиля в сравнении с другими функциональными разновидностями языка и другими функциональными стилями;
создавать тексты научного стиля;
выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;
распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);
характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;
выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;
понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;
распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;
различать подчинительные союзы и союзные слова;
различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения;
выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточными определения, подлежащего, прямого и косвенного дополнения, и обстоятельства (образа действия, места, времени, причины и цели, условия и уступки);
выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;
понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;
применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;
характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;
понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;
применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
распознавать типы сложных предложений с разными видами связи;
понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи;
применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;
распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;
цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание;
применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей