Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

85.10. Содержание обучения в 9 классе

85.10. Содержание обучения в 9 классе.

85.10.1. Коммуникативные умения

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Тема "Дьиэ кэргэни уонна 00005594.png кытта сыhыан" ("Взаимоотношения в семье и с друзьями"), "Утарсыы уонна ону быhаарыы" ("Конфликты и их разрешение").

Тема "Улааппыт 00005595.png 00005596.wmz кэмин туhалаахтык атаарыыта" (00005597.png, киинэ, театр, музыка, 00005598.png, спорт, уруhуй, 00005599.png оонньуулара) ("Досуг и увлечения, хобби современного подростка") (чтение, кино, театр, музыка, музей, спорт, живопись, компьютерные игры). "Улааппыт 00005600.png 00005601.png книгэ суолтата" ("Роль книги в жизни подростка").

Тема "Мин 00005602.wmz кэмим" ("Мое свободное время"). "00005603.png театрга сылдьыы" ("Посещение кинотеатра или театра").

Тема 00005604.wmz ("Образование"). "00005605.wmz дьыла" ("Учебный год"). "00005606.wmz тэрилтэлэрэ: орто 00005607.png, профессиональнай 00005608.png, орто анал 00005609.png, 00005610.png 00005611.png" ("Образовательные учреждения: профессиональное образование, среднее специальное образование, высшее образование")".

Тема "Киhи уорганнара" ("Организм человека").

Тема "Киhи тас 00005612.png уонна майгыта" ("Внешность и характеристики человека").

Тема "Киhи доруобуйата - норуот баайа" ("Здоровье человека - богатство народа").

Тема "Дьокуускай - Саха 00005613.png киинэ" ("Якутск - столица Республики (Якутия)"). "Куорат кылгас историята" ("Краткая история города"). "Куорат киинэ, кытыыта". ("Центр города, окраина города"). "Кэрэхсибиллээх сирдэр, пааматынньыктар, 00005614.png театрдар" ("Достопримечательности, памятники, музеи и театры").

Тема "Москва - Россия киинэ" ("Москва - столица Российской Федерации"). "Россия - араас култууралаах элбэх омук олорор судаарыстыбата" ("Россия - многонациональное мультикультурное государство"). "Герой куораттар" ("Города герои"). "Москва кэрэхсэбиллээх сирдэрэ" ("Достопримечательности Москвы"). "Федеральнай былаас" ("Федеральная власть"). "Култуура уонна искусства сайдыыта" ("Развитие культуры и искусства").

Тема "00005615.png дойдум кэрэтэ" ("Красота родной земли"). "Саха сирин географията" ("География Якутии"). "Саха сирин климата, флората и фауната" ("Климат, флора и фауна").

Тема "Сиртэн хостонор баай - норуот баайа" ("Природные ресурсы - богатство народа"). "Туhалаах баайдаах сирдэр" ("Полезные ископаемые"). "Промышленность сайдыыта" ("Развитие промышленности"). "Промышленнай куораттар уонна улуустар" ("Промышленные города и улусы"). "00005616.png туhаныы" ("Природопользование"). "00005617.png харыстабыла" ("Охрана природы").

85.10.1.1. Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи: вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос), диалог-обмен мнениями:

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение, отказываться от предложения собеседника;

диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться, не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться, не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

диалог-обмен мнениями: выражать свою точку мнения и обосновывать ее, высказывать свое согласие, несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение).

Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций или иллюстраций, фотографий или без их использования с соблюдением норм речевого этикета.

Объем диалога - до 7 реплик со стороны каждого собеседника в рамках комбинированного диалога, до 5 реплик со стороны каждого собеседника в рамках диалога-обмена мнениями.

Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);

повествование, сообщение;

рассуждение;

выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услышанному, прочитанному;

изложение (пересказ) основного содержания, прочитанного, прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

составление рассказа по картинкам;

изложение результатов выполненной проектной работы.

Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и иллюстраций, фотографий, таблиц или без их использования.

Объем монологического высказывания - 7 - 8 фраз.

85.10.1.2. Аудирование.

При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная, невербальная реакция на услышанное, использование переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.

При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему, идею и главные факты, события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной информации предполагает умение выделять нужную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

Языковая сложность текстов для аудирования должна соответствовать базовому уровню.

Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 минут.

85.10.1.3. Смысловое чтение.

Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации, с полным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему, основную мысль, выделять главные факты, события (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части, озаглавливать текст, его отдельные части, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова.

Чтение с пониманием нужной информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной форме (неявной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, диаграмма).

Языковая сложность текстов для чтения должна соответствовать базовому уровню.

Объем текстов для чтения - 180 - 200 слов.

85.10.1.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

составление плана, тезисов устного или письменного сообщения;

заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 80 слов;

создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного, прослушанного текста. Объем письменного высказывания - до 90 слов;

заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного, прослушанного текста;

письменное представление результатов выполненной проектной работы (объем - 70 - 80 слов).

85.10.2 Языковые умения и навыки.

85.10.2.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.

Выражение модального значения, чувства и эмоции.

Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа). Объем текста для чтения вслух - до 85 слов.

85.10.2.2. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания.

Объем - 400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 300 лексических единиц, изученных ранее) и 500 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 600 лексических единиц продуктивного минимума).

85.10.2.3. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций языка саха.

Предложения со сложным дополнением 00005618.png.

Конструкции для выражения предпочтения (Мин ордоробун).

Глаголы в видовременных формах и наиболее употребительных формах.

Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Косвенная речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Наречия.

Основные способы словообразования: аффиксация глаголов, имен существительных, прилагательных, наречий, числительных.

Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Наиболее частотные фразовые глаголы. Сокращения и аббревиатуры.

Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.

Морфология. Имена существительные в единственном и множественном числах, в форме притяжательности в четырех числах (биир 00005619.png, биир 00005620.png, элбэх 00005621.png, биир 00005622.png).

Прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Количественные (до 1 000) и порядковые (до 100) числительные.

Наречия.

Деепричастия в качестве составного сказуемого и причастия в качестве дополнения и объяснения.

Послелоги, отвечающие на вопрос "ханна?" ("где?", "куда?") (иhигэр, 00005623.png, иннигэр, кэннигэр, анныгар ортотугар, аттыгар, диэки, устун, диэри, быыhыгар), отвечающие на вопрос "хантан?" ("откуда?") (иhиттэн, 00005624.png, кэнниттэн, анныттан).

Послелоги (туhунан, туhугар, кэнни ттэн, оннугар, суох, кытта).

Сочинительные (уонна, эмиэ, отгон) и подчинительные (ол гынан баран, ол иhин) союзы.

Грамматическая основа простого предложения.

Простые односоставные, двусоставные, распространенные и нераспространенные предложения.

Подлежащее и сказуемое, их порядок в предложении.

Основные способы выражения главных членов предложения в языке саха.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство и их основные способы выражения.

85.10.3. Социокультурные знания и умения

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях республики основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в сахаязычной среде, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (основные национальные праздники, традиции, обычаи, традиции в питании и проведении досуга, система образования).

Знание социокультурного портрета республики и России: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Дня республики, Дня Государственности, Ысыах, Дня России), с особенностями образа жизни и культуры республики (известными достопримечательностями; некоторыми выдающимися людьми); с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы для подростков на языке саха.

Формирование элементарного представления о различных вариантах языка саха.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей республики и России.

Соблюдение норм вежливости в межкультурном общении.

Развитие умений:

правильно оформлять свой адрес на языке саха (в анкете);

правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения;

кратко представлять республику и Россию;

кратко представлять некоторые культурные явления республики (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании, достопримечательности);

кратко представлять некоторых выдающихся людей республики (ученых, писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, спортсменов);

оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут, уточнить часы работы).

85.10.4. Компенсаторные умения.

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки; при говорении и письме - перифраза, толкования, синонимических средств, описание предмета вместо его названия, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики.

Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов.

Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.

Игнорирование информации, не являющейся необходимой, для понимания основного содержания, прочитанного, прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.