85.10. Содержание обучения в 9 классе
85.10.1. Коммуникативные умения
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Тема "Дьиэ кэргэни уонна кытта сыhыан" ("Взаимоотношения в семье и с друзьями"), "Утарсыы уонна ону быhаарыы" ("Конфликты и их разрешение").
Тема "Улааппыт кэмин туhалаахтык атаарыыта" (, киинэ, театр, музыка, , спорт, уруhуй, оонньуулара) ("Досуг и увлечения, хобби современного подростка") (чтение, кино, театр, музыка, музей, спорт, живопись, компьютерные игры). "Улааппыт книгэ суолтата" ("Роль книги в жизни подростка").
Тема "Мин кэмим" ("Мое свободное время"). " театрга сылдьыы" ("Посещение кинотеатра или театра").
Тема ("Образование"). " дьыла" ("Учебный год"). " тэрилтэлэрэ: орто , профессиональнай , орто анал , " ("Образовательные учреждения: профессиональное образование, среднее специальное образование, высшее образование")".
Тема "Киhи уорганнара" ("Организм человека").
Тема "Киhи тас уонна майгыта" ("Внешность и характеристики человека").
Тема "Киhи доруобуйата - норуот баайа" ("Здоровье человека - богатство народа").
Тема "Дьокуускай - Саха киинэ" ("Якутск - столица Республики (Якутия)"). "Куорат кылгас историята" ("Краткая история города"). "Куорат киинэ, кытыыта". ("Центр города, окраина города"). "Кэрэхсибиллээх сирдэр, пааматынньыктар, театрдар" ("Достопримечательности, памятники, музеи и театры").
Тема "Москва - Россия киинэ" ("Москва - столица Российской Федерации"). "Россия - араас култууралаах элбэх омук олорор судаарыстыбата" ("Россия - многонациональное мультикультурное государство"). "Герой куораттар" ("Города герои"). "Москва кэрэхсэбиллээх сирдэрэ" ("Достопримечательности Москвы"). "Федеральнай былаас" ("Федеральная власть"). "Култуура уонна искусства сайдыыта" ("Развитие культуры и искусства").
Тема " дойдум кэрэтэ" ("Красота родной земли"). "Саха сирин географията" ("География Якутии"). "Саха сирин климата, флората и фауната" ("Климат, флора и фауна").
Тема "Сиртэн хостонор баай - норуот баайа" ("Природные ресурсы - богатство народа"). "Туhалаах баайдаах сирдэр" ("Полезные ископаемые"). "Промышленность сайдыыта" ("Развитие промышленности"). "Промышленнай куораттар уонна улуустар" ("Промышленные города и улусы"). " туhаныы" ("Природопользование"). " харыстабыла" ("Охрана природы").
Развитие коммуникативных умений диалогической речи: вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (этикетный диалог, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос), диалог-обмен мнениями:
диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение, отказываться от предложения собеседника;
диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться, не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться, не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;
диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
диалог-обмен мнениями: выражать свою точку мнения и обосновывать ее, высказывать свое согласие, несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение).
Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций или иллюстраций, фотографий или без их использования с соблюдением норм речевого этикета.
Объем диалога - до 7 реплик со стороны каждого собеседника в рамках комбинированного диалога, до 5 реплик со стороны каждого собеседника в рамках диалога-обмена мнениями.
Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:
описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа);
выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услышанному, прочитанному;
изложение (пересказ) основного содержания, прочитанного, прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;
составление рассказа по картинкам;
изложение результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и иллюстраций, фотографий, таблиц или без их использования.
Объем монологического высказывания - 7 - 8 фраз.
При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная, невербальная реакция на услышанное, использование переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.
При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему, идею и главные факты, события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Аудирование с пониманием нужной информации предполагает умение выделять нужную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.
Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.
Языковая сложность текстов для аудирования должна соответствовать базовому уровню.
Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 минут.
Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной информации, с полным пониманием содержания текста.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему, основную мысль, выделять главные факты, события (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части, озаглавливать текст, его отдельные части, игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова.
Чтение с пониманием нужной информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной форме (неявной) форме, оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.
Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица, диаграмма).
Языковая сложность текстов для чтения должна соответствовать базовому уровню.
Объем текстов для чтения - 180 - 200 слов.
Развитие умений письменной речи:
составление плана, тезисов устного или письменного сообщения;
заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами;
написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения. Объем письма - до 80 слов;
создание небольшого письменного высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного, прослушанного текста. Объем письменного высказывания - до 90 слов;
заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного, прослушанного текста;
письменное представление результатов выполненной проектной работы (объем - 70 - 80 слов).
85.10.2 Языковые умения и навыки.
85.10.2.1. Фонетическая сторона речи.
Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.
Выражение модального значения, чувства и эмоции.
Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.
Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа). Объем текста для чтения вслух - до 85 слов.
85.10.2.2. Лексическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи различных средств связи для обеспечения логичности и целостности высказывания.
Объем - 400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 300 лексических единиц, изученных ранее) и 500 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 600 лексических единиц продуктивного минимума).
85.10.2.3. Грамматическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций языка саха.
Предложения со сложным дополнением .
Конструкции для выражения предпочтения (Мин ордоробун).
Глаголы в видовременных формах и наиболее употребительных формах.
Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Косвенная речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Наречия.
Основные способы словообразования: аффиксация глаголов, имен существительных, прилагательных, наречий, числительных.
Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Наиболее частотные фразовые глаголы. Сокращения и аббревиатуры.
Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности.
Морфология. Имена существительные в единственном и множественном числах, в форме притяжательности в четырех числах (биир , биир , элбэх , биир ).
Прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Количественные (до 1 000) и порядковые (до 100) числительные.
Деепричастия в качестве составного сказуемого и причастия в качестве дополнения и объяснения.
Послелоги, отвечающие на вопрос "ханна?" ("где?", "куда?") (иhигэр, , иннигэр, кэннигэр, анныгар ортотугар, аттыгар, диэки, устун, диэри, быыhыгар), отвечающие на вопрос "хантан?" ("откуда?") (иhиттэн, , кэнниттэн, анныттан).
Послелоги (туhунан, туhугар, кэнни ттэн, оннугар, суох, кытта).
Сочинительные (уонна, эмиэ, отгон) и подчинительные (ол гынан баран, ол иhин) союзы.
Грамматическая основа простого предложения.
Простые односоставные, двусоставные, распространенные и нераспространенные предложения.
Подлежащее и сказуемое, их порядок в предложении.
Основные способы выражения главных членов предложения в языке саха.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство и их основные способы выражения.
85.10.3. Социокультурные знания и умения
Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях республики основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в сахаязычной среде, знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (основные национальные праздники, традиции, обычаи, традиции в питании и проведении досуга, система образования).
Знание социокультурного портрета республики и России: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Дня республики, Дня Государственности, Ысыах, Дня России), с особенностями образа жизни и культуры республики (известными достопримечательностями; некоторыми выдающимися людьми); с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы для подростков на языке саха.
Формирование элементарного представления о различных вариантах языка саха.
Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей республики и России.
Соблюдение норм вежливости в межкультурном общении.
правильно оформлять свой адрес на языке саха (в анкете);
правильно оформлять электронное сообщение личного характера в соответствии с нормами неофициального общения;
кратко представлять республику и Россию;
кратко представлять некоторые культурные явления республики (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании, достопримечательности);
кратко представлять некоторых выдающихся людей республики (ученых, писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, спортсменов);
оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут, уточнить часы работы).
85.10.4. Компенсаторные умения.
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки; при говорении и письме - перифраза, толкования, синонимических средств, описание предмета вместо его названия, при непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и мимики.
Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов.
Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.
Игнорирование информации, не являющейся необходимой, для понимания основного содержания, прочитанного, прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей