Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

98.9. Содержание обучения в 8 классе

98.9. Содержание обучения в 8 классе.

98.9.1. Введение.

Ингушская периодическая печать для молодежи. Журнал "Литературни ГIалгIайче" ("Литературная Ингушетия").

Литература как искусство слова.

Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве.

98.9.2. Устное народное творчество.

Ингушские народные песни и пословицы.

Песня "Мочкъах дола илли" ("Песня о Мочхе") образ народного героя, воспевание силы духа и отваги.

Героические песни-илли "Тиркаца вахаш хиннача Аьдий Сурхохи аьла Мусостахи дола илли" ("Илли о князе Мусосте и Адин Сурхо").

Пословицы как проявление народной мудрости.

98.9.3. Знай и люби свой край.

Н. Кодзоев "Тхьаба - Ерд" ("Тхаба - Ерд"). Описание памятников горной Ингушетии. История родного края.

98.9.4. Знаменитые сыны нашей Родины.

С. Чахкиев "Зязиков Идрис: тешамцеи бакъдолчунцеи" ("Зязиков Идрис: верой и правдой"). Исторические личности ингушского народа. Изображение сложного пути народа через призму масштабных событий, судеб великих исторических личностей. Биография. Трагическая судьба.

А. Боков "Тоаркхо - Хьажа" ("Торко - Хаджи"). История о герое гражданской войны. Чувство долга. Патриотизм. Любовь к Родине. Мужество.

98.9.5. Лиро-эпические жанры литературы.

98.9.5.1. Жанр поэмы. Особенности поэмы.

М. Аушев "Даьй наькъаш" ("Дороги отцов"). Поэма о историческом пути ингушского народа. Верность традициям отцов. Чувство гордости за свой народ, историю и культуру.

С. Озиев "БIаьхий ба хьо, наьна мотт" ("Как ты богат родной язык"). Своеобразие образности в изображении любви к ингушскому языку.

А. Чапанов "ГIалгIай мотт" ("Ингушский язык"). Воспевание красоты родного языка. Любовь к языку.

98.9.5.2. Жанр повести.

А. Боков "Тиша цIа" ("Старый дом"). Нравственно-философское направление литературы. Рассуждения о прошлом и настоящем.

98.9.6. Ингушская литература начала XX века.

Особенности ингушской литературы начала XX века. Приобщение ингушской литературы к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры.

Жизнь и творчество Г. Тукая.

98.9.7. Жанр рассказа.

С. Чахкиев. "ЦIерага маьре яхар" ("Выйти замуж за огонь"). Глубина переживаний лирической героини в условиях военного времени и депортации. Трагическая судьба молодой девушки. Глубокий лиризм переживаний главной героини. Влияние среды на формирование мировоззрения героини. Система образов.

Х. Эгиев "Ялата коана" ("Ладонь зерна"). Трагическая судьба ингушского народа во времена депортации. Гибель семьи от голода и холода.

Д. Яндиев "Наьнага" ("Матери"). Выражение чувства любви, долга по отношению к матери. Философские размышления о судьбе матерей через призму любви к близкому человеку.

Б. Горчханов "Анзор" ("Анзор"). Сложные семейные отношения. Жизнь и мир маленького героя и его готовность помочь другу. Проблема взаимоотношений детей и взрослых. Трагизм.

98.9.8. Сатира в произведениях ингушских писателей.

Х. Осмиев "ТIабенача дахко кIалхарбар" ("Мышь, оставшаяся без жилья"). Восприятие сути жизненных перипетий через сатирическое повествование. Противопоставление добра и зла, порядочности и наглости, трудолюбия и тунеядства, выраженное посредством сатиры. Размышления о смысле жизни, о месте человека в обществе.

98.9.9. Аллегорическая образность.

Условность и аллегорическая образность.

Д. Яндиев "Малхара каша" ("Солнечный могильник"). Образ жизни, традиции и обычаи народа. Образы предков, их история через призму размышлений об историческом памятнике. Жертва во имя спасения жизни других. Способность на жертву во имя блага народа в сюжете поэмы: больные заразной болезнью покидают родной очаг ради сохранения жизни остальных односельчан.

Д. Яндиев "Бага" ("Факел"). Философское значение названия произведения. Художественные средства в раскрытии образов. Изображение судьбы нации, народа в образе факела.