Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

92.6. Содержание обучения в 5 классе

92.6. Содержание обучения в 5 классе.

92.6.1. Введение. Государственный гимн Республики Башкортостан.

Введение понятий: родная литература, национальный язык народа, башкирский язык - язык художественной литературы. Художественная литература - вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). Место литературы среди других видов искусства. Литература - специфическая художественная деятельность человека. Особенности выразительности литературы, своеобразие ее формы. Образ как способ выражения содержания в литературе.

Предмет художественной литературы - действительность. Главный предмет художественной литературы - человек в его отношениях к обществу, природе, самому себе. Книги художественные, научно-популярные, исторические.

Государственный гимн Республики Башкортостан.

92.6.2. Башкирская литература XIX - начала XX века. Башкирская советская литература.

Р. Фахретдинов (1859 - 1936). Основная информация о творчестве автора. Ученый-просветитель, историк, богослов, религиозный и общественный деятель. Насихаты "Наставления", "Знание".

00005704.png

00005705.png

Роль знаний в жизни человека. Обращение к теме системы образования и трудового воспитания. Связь преумножения новых знаний со светлым будущим. Образ школы и учительницы в стихотворениях. Описание летних каникул и первого дня учебы в произведениях. Тема любви к родине, тема учебы и работы.

Теория литературы: лирический герой.

Р. Байбулатов (1937 - 2002). Жизнь и творчество автора. Башкирский писатель, переводчик, драматург и журналист. Рассказ "Деревянный памятник".

Тема дружбы и взаимоотношения. Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание юных героев рассказа. Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Актуальные проблемы современной жизни в произведении. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков. Мысли автора о роли образования и воспитания в жизни человека. Тема рассказа, сюжет, идейный смысл. Смысл названия рассказа.

00005706.png

00005707.png

00005708.png

00005709.png

00005710.png

Красота природы в стихотворениях, подготовка к зиме. Описание природы в стихотворениях. Отражение красоты каждого времени года.

Тема почетной и ответственной работы хлебороба. Описание радости сбора урожая. Роль и место хлеба в жизни человека. Поэтизация труда хлебороба.

Теория литературы: сравнение.

00005711.png

Изображение природы в произведениях. Выражение душевных настроений, состояний автора через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы писателем. Аллегория в содержании. Образы, художественные особенности произведения. Особенности характера персонажей. Олицетворение борьбы добра и зла, любви и ненависти, помощи друг другу и зависти, коварства и светлых дум. Осознание роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Размышления писателя о взаимосвязи человека и природы, о их неразделимости. Особенности художественной образности автора.

Теория литературы: описание, аллегория.

92.6.3. Башкирская советская литература. Современная башкирская литература.

00005712.png

Роль и значение родного и русского языков в жизни человека и общества, их функции - важная сторона существования социума. Язык - хранитель духовных и культурных ценностей. Цитирование выражений выдающихся людей и превращение их из личного достояния в духовное богатство общества. Достижение взаимопонимания различных народов с помощью языка межнационального общения.

00005713.png

00005714.png

Красота и богатство родного языка. Уважение и любовь к родному языку. Роль языка в жизни общества, в формировании личности обучающихся, приобщение к духовным богатствам, культуре.

00005715.png

Картины быта XX века, их значение для понимания характеров и идеи рассказа. Реалистическая основа произведения. Тяжелая судьба детей и женщин в тылу во время Великой Отечественной войны, их мечты. Идея доброты, взаимопонимания. Взаимоотношения детей и взрослых. Душевное богатство героев рассказа. Образ детей и особенности их изображения в рассказе. Терпение и выдержка маленьких героев. Сила внутренней, духовной красоты детей. Авторское отношение к изображаемому - боль автора за судьбу детей. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Чувство сострадания к детям. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Гуманистический пафос рассказа и смысл его названия.

Х. Тапаков (1955). Жизнь и творчество автора. Поэт, писатель, публицист. Рассказ "Бибинур "улусяй" ("Бабушка Бибинур").

Современная городская жизнь. Переселение родителей из деревни в город. Взаимосвязь поколений. Проблема отцов и детей. Роль родного языка. Проблема отстранения от национальных традиций и обычаев.

Р. Фахретдинов (1859 - 1936). Основная информация о биографии автора. Происхождение. Становление. Первый уфимский период. В Оренбурге. Второй уфимский период. Отрывок из книги "Назидания". "Книга и чтение".

00005716.png

00005717.png

00005718.png

Роль книги в жизни ребенка. Книги - для расширения представления ребенка о мире. Книга - источник информации и друг человека.

Д. Буляков (1944 - 1995). Жизнь и творчество автора. Башкирский писатель и общественный деятель. Рассказ "Яралы китап" ("Раненая книга").

Тема единства народа и борьбы за освобождение Родины во время Великой Отечественной войны. Патриотизм и сила духа советского народа. Идейно-художественный смысл произведения, реалистические особенности, структура произведения.

92.6.4. Устное народное творчество.

Башкирское народное творчество. Эпос как фольклорный жанр. Эпос "Урал батыр". Самоотверженность и благородство героя эпоса, его неоценимый вклад в развитие мира. Утверждение идеи борьбы за счастье народа. Нравственная проблема эпоса. Противоборство добра и зла в эпосе. Сопоставительная характеристика двух братьев Урала и Шульгена. Народное представление о героическом. Патриотический и гуманистический смысл. Стихотворные особенности и ритмика. Историчность и мифологическая основа. Роль сказочных деталей.

Теория литературы: эпос.

Башкирские народные сказки. "Урал-батыр", "Акъял-батыр", "Алпамыша-батыр", "Камыр-батыр". Символика образа батыров. Тема испытания в сказках. Утверждение идеи борьбы за свое счастье и счастье народа. Нравственная проблематика сказок.

"Бродячие" сюжеты. Сказочный герой и его типы. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок. Образ сказителя в фольклорной сказке.

Теория литературы: композиция, сюжет (ознакомительно).

00005719.png

Теория литературы: синонимы, омонимы.

00005720.png

00005721.png

Малые жанры башкирского народного творчества. Пословицы. Поговорки.

Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в тексты художественных произведений. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи по завершенности мысли. Связь с другими жанрами фольклора. Процесс постоянного обогащения речи малыми формами фольклора. Тема пословиц и поговорок. Афористический и повествовательный характер пословиц и поговорок. Поговорки. Образные мысли. Загадки. Метафора в загадках.

Теория литературы: пословица, поговорка, афоризм, определение основных жанровых особенностей пословиц, поговорок.

Загадки. Загадка как один из фольклорных жанров и как древнейшая форма "текстов" на сообразительность. Особенности процесса создания загадок, роль метафоры. Место загадки в фольклоре и в современной литературе. Особенности строения загадки. Отгадка.

Теория литературы: метафора.

Башкирские народные песни. Частушки.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Частушка как одна из форм песенного фольклора. Стих и мелодия в песне и частушке. Причины популярности этих жанров.

Теория литературы: мелодика стиха.

92.6.5. Башкирская литература XI - XVIII веков.

Краткая информация об Орхоно-Енисейских дастанах (поэмы) VII - VIII веков, написанных на скалах и отдельных камнях, прославляющих историю I и II Тюркских Каганатов, а также Тунюкук, Культигин и Билге каганов. Краткие сведения об общетюркских литературных произведениях VII - XI веков: Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билик", Махмуда Кашгари "Дивану лугат ат-тюрк", Ахмеда Ягнуки "Хибат аль-хакикат", об эпических произведениях "Угызнамэ", "Алпамыша".

Башкирская литература булгарского периода (XII - середина XIII веков). Произведения в жанре таварих, кисса, дастан, ривайет, хикайет. Поэма Кул Гали "Кисса-и Юсуф". Хикейет "Зухра и Алдар". Эпические памятники "Бушман Кипчак", "Акман-Тукман".

Башкирская литература кипчакского периода (середина XIII - первая половина XVI веков). Творчество известных йырау (Хабрай, Асан-кайгы, Казтуган, Шалгыйыз), кубаиры "Идукей и Мурадым", "Мэргэн и Маянхылу", ривайете "Последний из Сартаево рода", творчестве суфиев, произведения в жанре таварих, кисса, газель, рубаи.

Поэмы "Хусреу и Ширин" (Кутуб), "Мухаббатнамэ" (Харезми), "Жумжумэ султан" (Хусам Катиб), "Гульстан бит-тюрки" и "Сухеил и Гулдурсун" (Сайф Сараи).

Башкирская литература (середина XVI века - XVIII век) о добровольном присоединении башкир к Русскому государству в середине XVI века.

Башкирские сэсэны (сказители): Кубагуш, Карас Еренсэ, Байк Айдар, башкирские шежэрэ. Таварих и хикейет. Сейехетнамэ и хажнамэ. Сейехетнамэ "Исмагил ага сейехете".

Развитие публицистических жанров: официальные письма башкир царям Русского государства, челобитные, наказы. О письме Батырши - идеолога башкирского восстания 1755 - 1756 годов.

Творчество поэтов-суфиев Г. Усмана и М. Кулуй, поэзии поэта-импровизатора и героя башкирского народа С. Юлаева, поэте и ученом Тажетдине Ялсыгул аль-Башкорди.

00005722.png

00005723.png

92.6.6. Башкирская советская литература. Современная башкирская литература.

Н. Наджми (1918 - 1999). Жизнь и творчество автора. Стихотворение "Первый снег".

Г. Юнысова (1948). Жизнь и творчество автора. Народный поэт Республики Башкортостан (2015), переводчица, драматург, журналист. Стихотворение "С Новым годом".

С. Сурина (1957). Жизнь и творчество автора. Поэтесса, драматург, сценарист, журналист. Драма "Встречая зиму".

Х. Назар (1942). Жизнь и творчество автора. Народный поэт Республики Башкортостан (2017), переводчик, журналист. Стихотворение "Снег идет".

Стихотворная речь. Лиризм стихотворений. Ритм стихов. Созерцательное-эстетическое, оптимистическое отношение к природе. Человек и природа. История и современность. Обращение к изменчивым, неуловимым явлениям природы.

Теория литературы: тропы, эпитет, сравнение, ритм.

Р. Гарипов (1932 - 1977). Жизнь и творчество автора. Народный поэт Республики Башкортостан (1992). Стихотворение "Башкортостан".

И. Киньябулатов (1938 - 2016). Жизнь и творчество автора. Башкирский поэт и прозаик. Стихотворение "Земля дружбы".

Р. Шакур (1937). Народный поэт Республики Башкортостан (2021), башкирский ученый-тюрколог, топонимист, публицист, доктор филологических наук, общественный деятель. Жизнь и творчество автора. Стихотворение "Родина Урал батыра - седой Урал".

К. Киньзябулатова (1920 - 2012). Жизнь и творчество автора. Поэтесса, прозаик, переводчица. Стихотворение "Душа матери".

Идейно-тематический комплекс стихов: родной Башкортостан, седой Урал, мать. Составление характеристики образов Родной земли, родного города и родной деревни. Изображение чувства любви к родной земле. Образ лирического героя. Переплетение образа матери с родными просторами.

М. Карим (1919 - 2005). Жизнь и творчество автора. Народный поэт Башкирской АССР (1963). Отрывки из повести "Таганок".

Описание жизни детей и дружбы между ними. Идея и образы произведения. Проблема экологии глазами детей.